Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Свт. Иоанн Златоуст о девстве и браке

О перенесении трудностей в браке от брака. О наслаждении

Святитель Иоанн Златоуст:

Видишь ли, что брак сам по себе нигде им не прославляется, но (дозволяется) в избежание прелюбодеяния, искушений, невоздержания?
Все это он говорит выше, а здесь, произнесши против них сильныя укоризны, он снова говорит о том же в более благосклонных выражениях, называя их состояние разжиганием и распалением.
Однако и здесь он не оставил слушателя без укоризны.
Не сказал: "если чувствуют какой-либо порыв страсти, если вынуждаются, если не могут (воздержаться"), и нечего такого, что свойственно страдающим и достойно снисхождения, но что?
Аще же не удержатся, что свойственно не желающим действовать по безпечности.
Он показывает, что того дела, которое находится в их власти, они не исполняют потому, что не хотят трудиться.
Впрочем и при этом он не наказывает их и не осуждает на мучение, но, только лишив похвал, ограничивает свое неудовольствие словесными укоризнами, нигде не упоминая о деторождении, этой благовидной и честной причине брака, а только о разжигании, невоздержании, прелюбодеянии и сатанинском искушении, и во избежание этого дозволяя брак.
Что же, скажут, если он избавит нас от наказания, мы благодушно перенесем всякое осуждение и всякия укоризны, только было бы дозволено наслаждаться и постоянно удовлетворять похоть.
А что, почтеннейший, если не дозволено наслаждаться, и мы пожнем только укоризну?
Как, скажешь, разве не дозволяется наслаждаться, когда Павел говорит: аще не удержатся, да посягают?
Но выслушай, что следует за этим. Ты узнал, что лучше вступать в брак, нежели разжигаться, ты принимаешь приятное, одобряешь дозволение, удивляешься снисхождению апостола;
но не останавливайся на этом, а прими и последующее;
то и другое повеление принадлежит одному и тому же (апостолу).
Что же он говорит после того?
А оженившимся завещаваю не аз, но Господь, жене от мужа не разлучатися.
Аще ли же и разлучится, да пребывает безбрачна, или да смирится с мужем своим: и мужу жены не отпущати (1 Кор. VII, 10. 11).

А что, если муж будет кроток, жена же своенравна, злоречива, болтлива, расточительна, - это общий всех их недуг, - и преисполнена многих других дурных качеств?
Как он, несчастный, будет переносить такую каждодневную неприятность, гордость, безстыдство?
Что, если, наоборот, она будет скромна и тиха, а он дерзок, подозрителен, гневлив, весьма надменен богатством или властию, будет обращаться с нею свободною как с рабою, и будет расположен к ней нисколько не лучше, как и к служанкам?
Как она перенесет такое унижение и притеснение?
Что, если он постоянно отворачивается от нея и делает это непрестанно?
Терпи, говорит (апостол), все это рабство: ибо только тогда ты будешь свободна, когда он умрет;
а при жизни его необходимо одно из двух, - или весьма тщательно вразумлять его и исправлять или, если это невозможно, мужественно переносить непрестанную и непримиримую вражду.
Выше он говорил не лишайте себе друг друга, точию по согласию;
а здесь разлучившейся повелевает воздерживаться, хотя уже по неволе: да пребывает, говорит, безбрачна или да смирится с мужем своим.
Видишь, как она находится между двух бед?
Она должна или терпеть насилие от похоти, или, если этого не хочет, угождать своему обидчику и быть готовою на все, чего бы он ни захотел, наносить ли побои, или осыпать злословиями, или подвергать презрению слуг, и прочее тому подобное;
так как мужьями придумано много средств, когда они захотят наказать своих жен.
Если же она не потерпит этого, то должна пребывать в безплодном воздержании;
безплодном, говорю, потому что к нему не относится данное обетование, так как оно происходит не от стремления к святости, а от гнева на мужа.
Да пребывает, говорит, безбрачна или да смирится с мужем.
А что, скажешь, если он не захочет помириться?
У тебя есть другая возможность избавиться и освободиться.
Какая же?
Ожидай его смерти.
Как девственнице никогда не позволительно вступать в брак, потому что Жених ея всегда жив и безсмертен, так и вступившей в брак тогда только можно (получить свободу), когда умрет ея муж.
Если бы и при жизни его можно было ей переходить от него к другому, и от этого опять к иному;
то для чего и браки, когда мужья стали бы безразлично пользоваться женами друг друга и все просто смешивались бы со всеми?
Не исчезло ли бы и взаимное расположение, если бы сегодня один, завтра другой, а потом третий стал жить с женою кого-либо из сожителей?
Справедливо Господь назвал это прелюбодеянием.

Для чего же Он позволил это иудеям?
Для того, чтобы они не враждовали друг с другом, чтобы родственною кровию не наполняли своих жилищ.
Что лучше было, скажи мне, для сделавшейся ненавистною - быть ли изгнанною вон, или быть убитою внутри дома?
А последнее они сделали бы, если бы им не дозволено было изгонять.
Посему (Господь) и говорит: аще возненавидиши, отпусти (Втор. XXIV, 1-3).

www.lib.eparhia-saratov.ru
lib.pravmir.ru/library/readbook/1047

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество

    Елицы

    Сообщество