- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
О выборе между девством и браком
Святитель Иоанн Златоуст:
Но они сами решились бы на эти подвиги и устремились бы к красоте девства;
почему же боишься и опасаешься ты, блаженный Павел?
Потому, может быть, сказал бы он, что они, не зная этого подвига, показывают такую готовность;
а меня самое дело и уже испытанная мною борьба располагает осторожнее советовать это состояние другим.
Я знаю трудность этого состояния, знаю силу этих подвигов, знаю тяжесть этой борьбы.
Для этого требуется душа ревностная, мужественная, неподчиняющаяся похотям;
здесь надобно итти по раскаленным угольям и не обжечься (Притч. VI, 28), выступать против меча и не быть раненым;
ибо сила похоти так велика, как сила огня и железа;
и если душа выступит не приготовленною и не будет противиться ея влечениям, то скоро погубит себя.
Посему нам нужно иметь адамантовый ум, неусыпное зрение, великое терпение, крепкия стены с ограждениями и запорами, бдительных и доблестных стражей, а прежде всего этого помощь свыше;
ибо аще не Господь сохранит град, всуе бдеша стрегущие его (Псал. CXXVI, 1).
Как же мы можем приобресть эту помощь?
Если мы приложим все с своей стороны, здравые помыслы, великое усердие к посту и бдению, строгое исполнение закона, соблюдение заповедей и, что всего главнее, не будем самонадеянны.
Если бы мы успели совершить даже великие подвиги, мы всегда должны говорить самим себе: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его (Псал. CXXVI, 1);
яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. VI, 12);
день и ночь у нас помыслы должны пребывать вооруженными и быть страшными для постыдных похотей;
так как, если они немного ослабеют, диавол приступит с огнем в руках, чтобы поджечь и испепелить храм Божий.
Посему мы должны оградить себя со всех сторон.
У нас борьба с потребностию природы, подражание жизни ангелов, соревнование с безплотными силами;
земля и пепел старается сравняться с небожителями, и тление вступает в соперничество с нетлением.
Неужели теперь, скажи мне, кто-нибудь дерзнет равнять с таким делом брак и удовольствие?
Не весьма ли это безумно?
Зная все это, Павел говорил: кийждо свою жену да имать (1 Кор. VII, 2).
Поэтому он уклонялся, поэтому не решался с самаго начала говорить коринфянам о девстве, но продолжал речь о браке, желая мало по малу отвлечь их от брака, и в эту длинную речь вставил краткия слова о воздержании, чтобы слух их не был поражен строгостию этого увещания.
Кто составляет всю речь свою всецело из предметов тяжелых, тот бывает несносен для слушателя и часто вынуждает душу, не переносящую тяжести его слов, отвращаться от них;
а кто разнообразит речь и составляет ее больше из легких, чем трудных предметов, тот прикрывает тяжесть предмета и, успокоив слушателя, таким образом успешнее убеждает и привлекает его, как поступил и блаженный Павел.
Сказав: добро человеку жене не прикасатися, он тотчас перешел к браку;
кийждо, говорит, свою жену да имать.
(Девство) он только похвалил, сказав: добро человеку жене не прикасатися, и остановился;
а касательно брака дает совет и заповедь и приводит причину в словах: блудодеяния ради.
Повидимому, он доказывает позволительность брака;
а на самом деле в словах о браке незаметно превозносит похвалами воздержание, не высказывая этого явно, но предоставляя совести слушателей.
Кто поймет, что ему советуется вступить в брак не потому, чтобы брак был верхом добродетели, но потому, что в нем самом Павел осуждает такую похотливость, от которой ему невозможно удержаться без брака, тот, устыдившись и покраснев, тотчас постарается избрать девство и уклониться от такого безчестия.
www.lib.eparhia-saratov.ru
lib.pravmir.ru/library/readbook/1047
Интересные личности
- Протоиерей
- Митрофорный протоиерей