Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

В поисках Истины.

Можно ли доверять своим чувствам и мыслям? Являются ли эти мысли и чувства истинными? Можем ли мы считать свои мысли и чувства эталоном чистоты и правильности и действовать так, как они нам подсказывают? Можно ли в оценке истинности своего личного опыта полагаться на свои мысли и чувства?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны понимать – где и как рождаются эти наши мысли и чувства. Господь Иисус Христос учит нас о том, что наши мысли и чувства рождаются в наших сердцах (см. Мк. 7:21-23). При этом мысли, родившись в сердце, окончательно приобретают свою форму и выражение в наших умах. Наш ум, рассуждая об этих мыслях, которые родились в нашем сердце, даёт им множество различных значений и оттенков, дополняет их различными известными примерами из своей памяти, в общем, придает им окончательную форму. А затем эти мысли уже реализуются в наших словах и делах.

2. Каково состояние нашего сердца? А если источник наших мыслей и чувств – наше сердце, то мы должны спросить себя: чист ли этот наш источник или загрязнён, а может быть, и вовсе отравлен? Можно ли принимать то, что изливается из этого источника, за чистую воду, которая пригодна для здорового питания нашего ума, или все-таки лучше поостеречься ее употреблять в сыром виде, а лучше прокипятить? А, может быть, и вовсе лучше не использовать эту воду для питья, а только для помывки? А, может быть, даже и для помывки она не пригодна?

Ответ на все эти вопросы даёт наша Православная вера. Если бы мы, современные крещёные люди, должным образом ее изучали, то есть перед Крещением проходили положенное Оглашение, то обязательно знали бы то, что после грехопадения наших прародителей сердце любого человека стало жилищем страстей и бесов, как об этом учат святые отцы Церкви. Всё, что исходит из него – наши мысли, чувства, слова и дела – отравлены греховным ядом и для того, чтобы нам сделать наше сердце источником, пригодным для употребления, необходимо очень долго, многие и многие годы, потрудиться над его очищением путём тяжелой, мучительной и кровопролитной борьбы со своими страстями. Те люди, которые совершили это очищение своего сердца от греховных страстей, называются в Православии святыми, потому что в результате этого очищения в их сердцах вместо греховного яда стала жить благодать Святого Духа. Вот такие люди могут доверять своим сердцам – тем мыслям и чувствам, которые в них рождаются. Потому что сердца таких людей стали по-настоящему чистыми – «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

А мы, современные верующие люди, пока не совершили этого очищения, должны очень внимательно относиться к тому, что рождает наше сердце. Святые отцы учат, что мы не должны доверять нашим сердечным чувствам и желаниям до тех пор, пока долговременной и труднейшей борьбой со страстями не очистим наших сердец.

3. Каково состояние нашего ума? А каково состояние нашего ума, в котором окончательно формируются наши мысли? На этот вопрос также отвечает наша Православная вера, которую мы, к сожалению, должным образом не знаем. Наши умы находятся в больном, искажённом, ложном состоянии из-за того, что помрачены страстями, живущими в наших сердцах. Они в определённой степени (у кого в большей, у кого в меньшей) способны делать правильные заключения о вещах материального мира, но о вопросах духовной жизни рассуждать и делать выводы совершенно не способны. Таково состояние умов всех людей, как следствие грехопадения прародителей.

«Слепотою поражены наши ум и сердце. По причине этой слепоты ум не может различать истинных помыслов от ложных, а сердце не может различать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных, особливо когда последние не очень грубы. По причине слепоты духа вся деятельность наша делается ложною…», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

4. Как обезопасить себя от погибельного самообольщения? Поэтому, если мы все-таки действительно хотим спастись от этого нашего состояния вечной смерти, и чтобы не впадать в различные грехи и в погибельное самообольщение, то должны все наши мысли, касающиеся нашей христианской жизни, всегда проверять на предмет того – истинны ли они или ложны. Как же это сделать? Где мы можем найти тот эталон – источник Истины, чтобы сверить с ним наши мысли?

Этот эталон – Бог и Его святые Заповеди, то есть Священное Писание и писания святых отцов Православной Церкви, которые объяснили нам – как нам следует эти Заповеди исполнять. Только там содержится учение Святого Духа – Духа Истины о спасении человека, и только с этими богодухновенными Писаниями мы должны сверять наши мысли, чтобы не попасть в сети отца лжи. То, что согласно с этим учением Церкви – принимать, а что противоречит – отвергать.

«Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свой разум здравым. Здравым разум был до падения; по падении у всех человеков, без исключения, он сделался лжеименным, и для спасения должен быть отвергнут. Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свое сердце добрым: оно было добрым до падения; по падении добро его смешалось со злом, и для спасения должно быть отвергнуто, как оскверненное. Сердцеведец Бог всех человеков назвал злыми. От греховной заразы всё в человеке пришло в расстройство; всё действует неправильно; всё действует под влиянием лжи и самообольщения. Так действует его воля; так действуют все его сердечные чувствования; так действуют все его помышления. Тщетно и всуе именует их падшее и слепотствующее человечество добрыми, изящными, возвышенными! Глубоко наше падение: весьма немногие человеки сознают себя существами падшими, нуждающимися в Спасителе; большинство смотрит на свое состояние падения, как на состояние полного торжества, – употребляет все усилия, чтоб упрочить, развить свое состояние падения». Свт Игнатий (Брянчанинов).

Подробнее:
ruskline.ru/news_rl/2024/01/03/pravoslavnyi_hristianin_dolzhen_imet_pravilnye_ponyatiya_o_sebe

09 июля 2025 в 16:10

«Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свой разум здравым. Здравым разум был до падения; по падении у всех человеков, без исключения, он сделался лжеименным, и для спасения должен быть отвергнут. Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и пр...

Развернуть

17 июля 2025 в 13:15

Почему некоторые "православные" не согласны с Писанием и Преданием? Их коробит от цитат святых отцов, они высказывают свои мысли, считая их истинными, при этом глубоко заблуждаясь. Ответ прост: они не знают своей веры.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы.Записки

    Сообщество

    Елицы

    Сообщество