Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Уржумская епархия: православие на Вятской земле

Памятная доска в честь первого настоятеля храма Кирса, пострадавшего за веру

В неделю всех святых была установлена и торжественно открыта мемориальная доска в память о первом настоятеле каменного храма в городе Кирсе иерее Александре Соколове. Он принял мученическую кончину за исповедание веры Христовой от богоборческой власти.
Вся история Церкви строится на подвигах. Узнавая жизнь новомучеников и исповедников, мы соприкасаемся с опытом стояния в вере, стояния за Христа.
Александр Семёнович родился 13 июля 1892 года в семье священника. В 1913 г. окончил Костромскую Духовную Семинарию, в 1914 году был студентом Киевского Коммерческого Института. 17 сентября 1914 года определён к церкви Кирсинского завода. В 1915 г. депутат на Епархиальном съезде от 5-го благочинного округа Слободского уезда Вятской епархии. Состоял законоучителем женского и мужского начальнаго училища в заводе Кирсе.
Александр Семёнович был женат на дочери священника, Юлии Александровой (27.04.1894 г.р.), имели дочь Маргариту (18.10.1915 г.р.), вторая дочь 1917 года рождения и была третьим ребёночком на сносях. Жили при школе по адресу ул. Стрелецкая (сейчас ул. Кирова, 18), дом, где сейчас редакция газеты «Прикамская новь».
Отец Александр был настоятелем, матушка Юлия Александровна учительствовала в школе. На плечи настоятеля легла трудная ноша сохранения православной веры в период гражданской войны, сложной политической ситуации в стране, когда необходимо было налаживать церковную жизнь в новом, только построенном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Собственностью церкви на тот период были деревянная церковь (1797 года постройки), церковно-приходская школа (1895 г.), дома для церковнослужителей (1802 и 1903 г.), приписанные к сей церкви три церкви и 3 часовни. И за всё нёс ответственность Александр Семёнович.
Епархией батюшка Александр характеризовался как «поведения отличнаго; по службе и ведению церковнаго хозяйства исправен; в назидании своих пасомых тверден и настойчив».
В конце 1917 года большевики отбирают у Церкви землю, имущество, учебные заведения. 20 января 1918 года Ленин подписал декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», где сказано: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют». Конфискуются церковные здания и богослужебные предметы, церковная организация и иерархия не признаются законом, начинаются гонения на верующих. Во исполнение этой директивы по всей стране начались разгромы и ограбления храмов, преследование религиозных деятелей и всего духовенства.
Затронули эти репрессии и Кирсинскую церковь. Когда началась гражданская война, в ходе которой, белогвардейцы подошли вплотную к Кирсу, семью Соколовых скомпрометировали, подослали провокатора. Чекисты арестовали всю семью отца Александра прямо на квартире батюшки, а вместе с ними учительницу Рудакову Екатерину Александровну и рабочего завода Порфирия Ивановича Филиппова, которые были в школе и при этом никаких объяснений о невиновности выслушивать не хотели. В доме произвели обыск, но ничего компрометирующего не обнаружили, и, тем не менее, их решили расстрелять!
7 апреля 1919 года в день Благовещения арестованных отправили в сопровождении конвоя за Вятку к Чёрному озеру (тут проходила зимняя дорога). По дороге у матушки начались родовые схватки, это её с детьми и спасло. Начальник карателей сказал: «Стащите её, пусть дома телится». Так она и «приволоклася», держась обеими руками за живот, а с двух сторон за подол держались дети.
Первую убили учительницу, а над мужчинами ещё глумились, стреляли по ногам, рукам. С батюшки Александра пытались сорвать крест, но он не позволил этого сделать. Убил батюшку «Сенчихи косой сын Глебка» – выстрелил ему в висок. Тела убиенных не разрешали предать земле ещё несколько дней, затем тут же закопали.
В Кирсе матушку с детьми тайно собрали, быстро связали в узлы кое-что из вещей и на лошадях отправили в южные районы. Там тоже они поменяли не одну квартиру, вскоре на заимке пожилой мужчина принял их и стал выдавать как своих. Матушка Юлия говаривала, что тот «страшный день раньше во сне снился, а сейчас всё как перед глазами вижу», вспоминала она в 1973-1975 гг.
В ту же ночь семью Порфирия тоже тайно отправили из Кирса, была у них девочка 3-4 лет.
На Чёрном озере, говорят, на могиле расстрелянных ничего не растёт, как и на месте бывшей деревянной церкви, где у алтаря были могилы священников (около фонтана).
Когда набирали военнообязанных на гражданскую войну, то Глебке сказали, чтобы посмотрел в последний раз на Кирс, на могилы родных, «больше ты сюда не вернёшься». Не простили ему кирсинцы смерти невинноубиенных. Может, на войне погиб, а может, и не доехал он…
Патриарх Тихон обличал кровавые беззакония в послании от 19 января 1918 года: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной… Анафематствуем вас».
Мы должны сохранить память о подвиге новомучеников — это великая драгоценность прославления людей, которые оказались верны Христу. Сегодня мы слабы и не показываем верности Богу. А они в страшных обстоятельствах жизни проявили верность Христу и Церкви. Они не обладали дарованиями древних святых: Пантелеимона Целителя, Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Наши новомученики были обыкновенными людьми, которые стали вровень с древними святыми, поэтому так важно сохранить память о них, как это всегда делала Церковь — молитвой и богослужением, сохранением святынь и реликвий.
Спаси Господи всех прихожан храма внёсших пожертвования для мемориальной доски.
Алевтина Телёпина, г. Кирс