Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Учительская

«Система образования не спасла СССР от распада»

Министр образования Ольга Васильева дала интервью «Независимой газете». Один из вопросов был об ее идеологии: «Вы – историк по образованию. Как правило, люди вашей научной специальности, став руководителями и имея собственную идеологическую платформу, регулируют деятельность своих организаций в духе этой идеологии. Справедливо ли это в вашем случае?»

«Нет ни одного человека, который бы не стоял на какой-то мировоззренческой позиции, - отметила она. - Без целеполагания и смысла того, что ты делаешь, делать вообще ничего нельзя».

«По отношению к школе я консерватор, - подчеркнула министр, - я за возврат к лучшим традициям советской школы. Все новое – это хорошо забытое старое. Сегодня это все тоже актуально. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны? Мы – народ пассионарный, мы мелко мыслить не умеем. Нашему человеку тогда хорошо, когда и рядом человеку хорошо. Когда-то мы первыми полетели в космос, а сегодня мы бьемся за новые высоты в технологических отраслях. У нас страна, уважающая знание. Чем плоха эта наша традиция? Было два периода в истории XX века, когда мы усиленно учились, – это военные и послевоенные годы».

Ответ Ольги Васильевой прокомментировал в интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Семенцов:

Подобная точка зрения свойственна нашему поколению, воспитанному в советской школе. Я знаю очень многих своих ровесников, которые по итогам своего образования приходили к определенным выводам. Как говорил академик Александр Михайлович Панченко, к сожалению, уже ушедший из жизни: в советские времена русская классическая художественная литература заменила нам Евангелие. Мы впитали православные ценности в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова. В 60-е годы была допустима определенная мировоззренческая свобода, что сказывалось на нашем поколении в лучшую сторону. Мне известны примеры многих священнослужителей, ровесников и однокашников.

Но при этом необходимо иметь в виду, что «большое видится на расстоянии». Слово «историк» этимологически восходит к санскритскому корню «видеть» - свидетель. Раньше писателей именовали инженерами человеческих душ, используя технический конструктивистский подход. Вопрос образования волнует каждого человека, в том числе министра Ольгу Васильеву. Во славу чью ты трудишься? Из языкового корня, существовавшего до санскрита, выросло два древа. Первое: древо познания добра и зла (видение и идеология). Идеология – идея, идеал восходят к слову «вид». С нашей точки зрения это то, что мы видим и о чем свидетельствуем.

Второе древо (слово) происходило из древнего языкового корня – икона (конкретный образец). Если нет иконологии, то идеология превращается в общие слова, приводящие к культу знаний. А при внутренней иконологии – к конкретному живому образу, которому человек поклоняется и ставит выше собственной фотографии, во имя которого образует своих воспитанников или подчиненных. В этом случае происходит живой образовательный процесс. Символ советского образования 60-х годов была икона лысого 50-летнего человека с бородкой и усиками (Ленин) и его волосатого друга с пышной шевелюрой и окладистой бородой (Карл Маркс). Царил ленинизм-марксизм. Конкретные лица всегда были в красных углах. В школе с настенных портретов всегда взирали на нас великие писатели и исторические деятели. Вместо икон стояли бюсты коммунистических идеологов – конкретных людей. Поэтому все школьники на лацканах пиджаков носили фотографии, сначала маленького кучерявенького Ленина, а потом его уже постарше с бородкой и без волос. «Пионеры всей страны делу Ленина верны» - это было не в шутку, а всерьез. Дьявол – обезьяна Бога. Коммунисты переняли у христианства иконы, ибо без живого иконопочитания не работает идеология.

Беда современного светского образования, оторванного от Церкви, в том, что в сердцевине современной патриотической идеологии, советской преемнице, нет иконы – зримого идеала, пригодного для любви. Надо, чтобы школьник полюбил его и захотел быть на него похожим, уподобиться ему. И беда, когда нет единого идеала! И никогда не надо забывать, что если на святом месте стоит идол, то будет человекобожие, не гуманизм, а идолопоклонство и язычество, которое выльется в страшный крах. Вместе с советской идеологией рухнула экономика и судьба нескольких поколений.

Внутренний образец, идеал, о котором почему-то стесняются говорить в светском образовании, икона – живая икона Иисуса Христа, никогда не предаст. Бог поругаем не бывает – Он всегда тот же, живой и воскресший! Он ждет, когда мы к Нему придем. Если в сердцевине образования не будет живого образа Христа, то грош цена всем идеологическим достижениям, знаниям и технологиям. Помните, как в фильме «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» герой Алексея Смирнова Федя говорит Павлу Степановичу (Михаилу Пуговкину): «Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят… Большой театр. А я посплю».

Все попытки построить рай на земле техническими средствами выльются в очередной исторический анекдот. Железо мертво, сколько бы мы его ни оживляли и ни делали вид, что компьютер – окно в мир. Не в мир, а в глушь. Поэтому не верю я, по-человечески и христиански, на основе своего жизненного опыта, что при отсутствии икон в Министерстве образования и в подведомственных ему учреждениях, что будет что-то доброе. В школах должны появиться «красные углы», а учителям не должно быть страшно молиться в домовых храмах. В Ленинградской области действуют государственные школы, в которых православные учителя помогут помолиться и укрепиться в перерывах между уроками. Я знаю одного директора школы, который в столовой организовал «красный уголок». И ничего не разваливается, а становится только лучше: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 14, 16).

Я вижу, что Ольга Васильева является православной христианкой. Она пришла к Православию через свой тяжелый жизненный опыт. Как говорится: за одного битого двух небитых дают. Но если она будет стесняться быть православной и забоится потерять министерский пост, дескать, пока рано говорить о «красных углах» в школе, иноверные нападут и т.д., то Господь ее постесняется. И тогда все благие начинания по возрождению советского образования кончатся крахом. Прекрасная система образования не спасла Советский Союз от распада.

Ныне говорят о том, что развал СССР – дело рук американцев, но, извините, если бы была живая идеология, зиждущаяся на Истине и иконах, то ничего бы не произошло. Люди видели, как идеологи говорят одно, а поступают по-другому – крадут у собственной страны. Партийные коммунисты говорили, что жертвуют всем ради блага Отечества, но сами открывали семизначные счета в швейцарских банках. Все видели, как жили дети партийных олигархов, как и сейчас, гоняли на иномарках. И, в конце концов, граждане плюнули на советскую идеологию! Конечно, ЦРУ подтолкнуло, но было за что ухватиться – везде царила ложь вместо икон. Без святыни в сердцах не будет ничего доброго!

ruskline.ru/news_rl/2017/01/24/sistema_obrazovaniya_ne_spasla_sssr_ot_raspada/

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество