- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 477
- |
- Мероприятия 0
Формализм, фарисейство и религиозное невежество. Священник и психолог.
- Сегодня мы с вами продолжаем тему о навязчивости, и у меня к Вам, батюшка, очень важный вопрос о навязчивостях, с которыми мы сталкиваемся в церковной жизни, как то обрядоверие, так же какая-то навязчивая идея, как в жизни, закрыл или не закрыл дверь, как мы с Вами говорили, и такая же навязчивая мысль иногда бывает и в церковной жизни. Например, как бы ты себя не чувствовал, пока все правило не прочитаешь, ни за что не лягу. И уже встает вопрос о здоровье, и вообще, какое это имеет отношение к Богу, к любви, к вере? С чем мы сталкиваемся, с чем мы имеем дело?
- Точное замечание здесь. Я могу сразу, если Вы начали с молитвенного правила, процитировать одно из писем святителя Феофана Затворника, где он пишет прямо: «Не будьте рабом вашего молитвенного правила. Пусть молитвенное правило будет вашим рабом». Мы с Вами говорили несколько передач тому назад о том, как эмоциональное состояние, будь то страх или что-то еще человеком начинает владеть. Вот об этом пишет святитель Феофан – вы владейте вашей молитвой, молитва для вас. Не вы для молитвы, а молитва для вас. На самом деле для некоторых молитвенная жизнь, молитвенное усилие становятся чем-то вроде оплаты счетов по электроэнергии. И вот это обрядоверие, о чем Вы упомянули, оно бывает двух происхождений. Одно такое магическое. Что такое магия? Магия это значит «да будет воля моя». Религия это значит «да будет воля Твоя». Религия это значит подняться от земли к Небу. А магия это стащить что-то с Неба, они стаскивают к себе невидимые существа, бесов, и ставят себе на службу, «да будет воля моя» с соответствующим результатом. И вот этот магический подход пытаются как-то применить к жизни церковной. «Батюшка, что нужно сделать, чтобы успешно пошла торговля?» Я обычно спрашиваю: «А чем торгуете?» И как-то сразу человек, если он нормальный, сразу понимает, что он не туда забрел. А если он не очень нормальный, так и не поймет все-равно. Но вот реально человек заболел. «Что нужно сделать? Скажите, какие молитвы нужно быстренько прочитать?» Господа, эта система не работает. Это не христианство. Если вы больны, идите к врачу, в церковь. К врачу идите за теми самыми средствами, которые вы будете принимать по чайной ложке или еще как, а в церкви вы будете себя вести совершенно по-другому. И эта вторая сторона обрядоверия это как раз и есть форма некоторой навязчивости, когда человек прибегает к этим обрядам не столь как к вспомогательной мере для улучшения торговли нижним бельем, а как находясь под воздействием, психологическим давлением какой-то необходимости. Он становится рабом правила. А это ужасно. Свободными создал вас Бог, к свободе призваны вы, братья. Ваша личная молитва совершенно иная, а люди пытаются ухватить какие-то элементы церковного устава, как-то вкрутить его в свою жизнь, пользуясь чем, кстати сказать, что тексты наших молитвословов взяты из монашеской жизни, из монашеских уставов. Монашеская молитвенная жизнь регулируется уставом монастыря, и монахи им следуют. Но так же есть у монахов замечательное правило «келья устава не знает». Когда надо совершать молитву келейную, там обычно идет разговор с игуменом или духовником монастыря, это к большинству наших зрителей никак не относится. А к нашим слушателям относится простейшая мысль: у вас есть ваш приходской священник, тот, перед кем вы исповедуетесь, или ваш настоятель прихода, и вы можете ему задать вопрос, посоветуйте как, что, и вы получите тот самый ответ, молитвенное правило должно служить вам.
- Ну, батюшка, хорошо, если такой же ответ, потому что все люди, и священники люди, и иногда я сталкиваюсь с тем, что священники дают свое видение, они накладывают на людей и обременяют их достаточно большим правилом, или вменяется послушание, хотя, на мой взгляд, послушание, вообще-то тоже больше к монастырю относится.
- В 98-м году, уже 20 лет прошло, было принято Священным Синодом, РПЦ под председательством Алексея II, Патриарха Московского всея Руси, особое определение злоупотребления в практике духовнического служения, и там шла речь буквально почти что Вашими словами. А то, что некоторые священнослужители пытаются организовать жизнь своих прихожан, жизнь приходскую по стандартам жизни монастырской – это совершенно недопустимо. Это слово Церкви. И мы должны этому слову слушаться. Если мы хотим быть христианами, мы должны слушаться церкви. Там же, в этом определении 98-го года сказано очень конкретно, последний пункт: ежели то, что вам говорит священнослужитель, не сходится с положениями церковного учения или определениями церковных документов, то предпочтение следует отдавать последнему. И кроме того, там есть еще другой очень важный пункт – это определение должно быть доведено до сведения всех верующих РПЦ.
- Здесь мы иногда еще сталкиваемся с тем, что люди сами иногда ищут, они не могут на себя опираться. Ведь главная ценность христианства это свобода личности, которую Господь дал, Господь ничего не заставляет, не принуждает, полностью дает человеку свободу выбора, как он поступит, и впоследствии получается «Бог наказал». Ну почему ж Бог наказал? Мы что-то совершаем и получаем закономерные последствия своих поступков. Я не думаю, что Бог наказывает.
- Церковнославянский смысл слова «наказывать» очень простой – научать. Примеров множество в богослужебных текстах. Наказание в контексте религиозном это всегда научение. И Бог нас, действительно, научает, стремиться научить. Принять это научение, это наказание или отвергнуть его – это в нашей свободной воле.
- Но часто люди бояться совершить какие-то ошибки. С чем я сталкиваюсь: люди вначале попадают в церковь, и у них психологический подъем, им становится хорошо, а потом они окунаются в правило, начитаются какой-то литературы, которая, к сожалению, еще есть, там очень много запугивающего. И эти люди бессознательно попадают именно в это обрядоверие.
- Это формализм, фарисейство. Об этом и в Евангелии – исполнение буквы в ущерб Духу.
- Да, потом человек понимает, что до конца все выполнить невозможно, до конца соответствовать невозможно, начинается разочарование.
- Это еще хорошо, что разочарование, у некоторых оно так и не наступает, они так и остаются фарисеями.
- Критерий какой – если есть любовь в человеке, а любовь это и доброта, это если что-то и говоришь, то с любовь. И если вы не чувствуете любви в том, что происходит, то это уже не о христианстве идет речь.
- Совершенно верно. Святейший Патриарх Алексей в одном из своих официальных обращений отметил следующую особенность, что раболепие и фарисейство одних прихожан порождает чванство и высокомерие других. Это процесс обратной связи, а результатом будет, дорогие мои, секта, сектантский менталитет под маской православия. К сожалению, такое бывает.
- Человек потом обижается на церковь и на Бога. Это очень грустно.
- Совершенно верно. Духовная катастрофа.
- Я всегда стараюсь помочь человеку разделить человеческое и Божественное.
- Верно. Например, почему такого-то не лишили сана? Ну что сделать? Взять чуть пошире, у нас в РФ много людей находится в местах заключений по уголовным приговорам. Исходя из этого факта будем ли мы проклинать Россию и ее правовую систему? Да, священнослужители такие есть, и по нашей епархии, по крайней мере, два из них лишены сана на совершенно законных основаниях. Но чаще все-таки это старшие и по возрасту, и по званию прихожане, которые компостируют мозги вновь пришедшим. Сплошь и рядом. «Мне сказали, что… одна пожилая прихожанка сказала, что… одна монахиня сказал мне» и т.д.
- Как психолог могу сказать, что такая реакция «а мне сказали, что…» это всегда показатель, что со мной что-то не так. Человек не может опираться на себя и некритично относится к происходящему, т.е принимает за веру доверчивость.
- Совершенно верно. Доверчивость становится пороком. Доверчивый человек открытый сердцем и т.д. А между тем, доверчивость может стать прямым грехом и пороком – легковерие, наивность.
- Для взрослого человека такая доверчивость это признак такого инфантилизма. Т.е. мы приходим в церковь и автоматически падаем в такую позицию «ничего не знаю». Но поначалу, действительно, не знаю и не понимаю, а потом-то со временем начинаю разбираться. Очень многие люди сначала загораются, а потом не могут с этим справиться. Не по силам берется. Что делать в таких случаях?
- Никаких обетов Богу, кроме тех, которые предусмотрены церковными чинами, церковными чиноположениями, чинопоследованиями, никто не должен приносить, об этом мы читаем в очень авторитетных источниках. Обет, сходное слово с ним это завет, это почти что взаимоотношения двух равных сторон. Такого рода заветы между личностью и Господом очень ограниченные, ограниченные именно рамками таинств, и понятно, что этого делать не надо. Но многие это делают и потом страдают. Но тут надо уже обращаться к своему приходскому священнику, и опять таки церковь имеет свои терапевтические средства. Понятно совершенно дело, что преодоление неприятностей, о которых мы с Вами говорим, лежит в религиозном просвещении. Вся информация доступна. Вы всегда можете проверить вашу информацию, проконтролировать и понять, как оно есть на самом деле.
Иеромонах Макарий Маркиш и психолог Синодального Миссионерского отдела
Маркелова Виктория Борисовна - Руководители проектов "Добрый Вечер" и "Советы психолога" в соцсети "Елицы".
Скорее всего, я не прав, но тогда поправьте. Молитвенное правило ведь для души - это как тренировка для тела. Пропусти тренировку, другую - что получится? Жирок начал появляться, навыки пропадать, лень и праздность одолевают, лишний перекус появляется, "или безгодно спах",... Тренировка без прис...
Развернуть
Скорее всего, я не прав, но тогда поправьте. Молитвенное правило ведь для души - это как тренировка для тела. Пропусти тренировку, другую - что получится? Жирок начал появляться, навыки пропадать, лень и праздность одолевают, лишний перекус появляется, "или безгодно спах",... Тренировка без присмотра тренера и квалифицированного врача тоже опасна - можно навредить своему здоровью. Тогда, надо все-таки понуждать себя к молитвенному правилу. Но непременно испрашивать у духовного отца совета, не стесняться, если что-то смущает. Уж если так терзают сомнения в фарисействе, то исповедь есть. И вот критерий болезненного состояния - стремление стать идеальным, которое необоснованно и глупо. Мы ведь грешны и останемся грешными, и никогда не искореним грехов своих. Критерий здоровья - любовь к ближнему. Тогда как быть, если соблюсти молитвенное правило побуждает именно любовь? Ведь молитвой только можем мы иногда позаботиться о многом, что вне пределов наших возможностей... А с тем, что обрядопоклонничество процветает, тут всё в точку.
Свернуть
Валентин, наверное в этой лекции говорится о людях с психическими отклонениями, которые вычитывают все правила из страха, что если не прочитают то обязательно случится что то плохое. то есть вычитыванием они как бы гарантируют себе что то хорошее. и часто это превращается в механическое бубнение...
Развернуть
Валентин, наверное в этой лекции говорится о людях с психическими отклонениями, которые вычитывают все правила из страха, что если не прочитают то обязательно случится что то плохое. то есть вычитыванием они как бы гарантируют себе что то хорошее. и часто это превращается в механическое бубнение слов а не переходит в живую молитву. как бы формальный подход.
Свернуть
Валентин, наверное в этой лекции говорится о людях с психическими отклонениями, которые вычитывают все правила из страха, что если не прочитают то обязательно случится что то плохое. то есть вычитыванием они как бы гарантируют себе что то хорошее. и часто это превращается в механическое бубнение ...
Развернуть
Валентин, наверное в этой лекции говорится о людях с психическими отклонениями, которые вычитывают все правила из страха, что если не прочитают то обязательно случится что то плохое. то есть вычитыванием они как бы гарантируют себе что то хорошее. и часто это превращается в механическое бубнение слов а не переходит в живую молитву. как бы формальный подход.
Свернуть
Даже само выражение "вычитать молитву" очень красноречиво об этом свидетельствует. не помолиться а вычитать. лишь бы все от а до я сделать и тогда совесть будет чиста.
Да, Юля, вы правы, я невнимателен был к слову, это мой грех. Спаси Господи!
Так спокойно после ваших бесед :blush: :relaxed:
Спасибо большое за беседу.
:hibiscus: