Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Было. Стало.

Как мы обрели икону.

- Дочка, иконка наша совсем плохая стала, отнеси в церковь батюшке, он управит ее, - в конце 2018 года попросила мама.
- Хорошо, мама. А что за икона?
- Та, что от бабушки осталась. Сильно зад иконы жук погрыз, вот посмотри.

Икона в семью тихо вошла в конце 30-х годов минувшего века, когда каток государственного безбожия своим отголоском затронул еще зажиточную, даже после революции, одну из деревень Курской области. Пена очередного "пламенного" иконоборчества схлынула, оставив в грязи образ Богородицы с Предвечным Богомладенцем. Украдкой принеся в дом, бабушка повесила икону на место в красном углу, где она и смотрела на волну гитлеровских полчищ, раскатами Курской битвы навсегда изгнанных с просторов Русской земли, как постепенно из деревни за лучшей долей в города за потянулись робкие ручейки селян. Смотрела, как вначале уехавшие в город, возвращались с детьми, а потом и с внуками в родные дворы. Как постепенно из более чем 300 дворов осталось всего 5...
Никто не вечен в этом мире, пришло время и бабушке, соборовавшись и причастившись Святых Христовых Таинств, мирно отойти ко Господу. Закрыв дом на замок, мама забрала икону с собой в Ростовскую область.
- Так что с иконой делать будем? - робко спросила жена на вечернем совете.
- Дай посмотрю. Икона показалась своей страшной изъеденной жуком тыльной стороной, вызвав труднопоборимое желание отдернуть руку. Но как только я ее перевернул, решение само пришло в голову - я ее сам отремонтирую.

Держа в руках две дощечки, я не мог отвести глаз от образа Богоматери, спокойно, с любовью и добротой смотрящую куда-то в будущее. Христос с осеняющим нас жестом, с улыбкой смотрит прямо в глаза. И первой мыслью, мелькнувшей в голове - "я Его знаю. Этого мальчишку видел недавно, Он вместе с пацанами бегал по улицам". Не знаю, с чего так решил, может Его волосы, вьющиеся локонами ниспадающими на плечи, не видел раньше такого. Впрочем, и считать себя "знатоком" не правильно. Может, выцветшие краски Его рубашки создали впечатление того, что Он - один из нас.

Даже дырочки, не понятно от чего - или жук прогрыз ходы наружу, или это были следы гвоздей прибивавших ризу к самой иконе, не могли "испортить" чувство любви и доброты, прямо льщихся от нее.
Негодования жены, общее содержание которых - глубокое сомнение в моем "осьминогоподобном расположении рук" в итоге оправдалось.
Быстро ли, или скорее - не очень, икону отдали в работу "специально обученным" людям. Отдельно остановлюсь, почему именно в эту мастерскую. Сейчас я просто уверен, что без Его Промысла дело не обошлось. Итак.
После одной из воскресной литургии мы подошли к нашему батюшке и "на пальцах", сбиваясь и путаясь в словах, как могли изложили суть своего вопроса.
- Дети мои, у нас в Ростове пишут иконы в храме Иоанна Воина, на Западном. Найдите настоятеля, скажите что от меня. Еще иконы пишут в Донской духовной семинарии, Бог вам в помощь, - благословил нас отец Алексий.
В домашних бытовых вопросах незаметно пролетели пара недель. Случайно, катаясь по городу, заехали в православный магазин на улице Соколова. Увидели стоимость икон "не из газетных статей". Или мы плохо объясняли, или вопрос по другому не решался, слова работников магазина "Даже в ризу икону убрать не выйдет, проще новую икону написать чем подобрать под нее ризу", не внушали здоровый оптимизм. Иногда мы доставали икону посмотреть. Ссыпающаяся на газету труха продолжавшего свое дело жука-древоточца просто кричала о грядушем финале, но что-то, нет, не мешало, но как только речь заходила о визите в указанные мастерские, просто "закрывало" от нас остаток дня, это было не один раз. Пока в середине января месяца наступившего 2019 года на выставке "Дон православный" в одном из рядов мы набрели, что-ли, на представительство иконописной мастерской "Образ", станица Старочеркасская.
- Здрасти! - Здрасти, - начало разговору было положено, познакомились. " - Скажите, а у Вас есть такая же только с крыльями" - вот коротко, без лишних слов наиболее уместное сравнение с очередным нашим изложением своего вопроса, подкрепленного демонстрацией фотографий в телефоне
- Да не вопрос, и по труднее делали. Жук травится, досочки собираются, клей крличий, сусальным золотом обновим, все будет хорошо. Вот примеры, раскрыл перед нами альбом с фотографиями старых икон Эдуард.
Составили примерную смету работ, обменялись контактами. Старочеркасск? От Ростова не далеко, станица маленькая, есть личный интерес еще раз посмотреть красивые места. - Приезжайте после выставки, ждем.
Несколько дней пролетели незаметно, созвонившись договорились о встрече с руководителем мастерской Анатолием Петровичем Ковалевым, членом союза художников России, уже с осмотром самой иконы.
- Приезжайте, у нас в Ростове художественная студия. Все, едем...
- Ого, такое не часто увидишь, - перекрестившись берет в руки икону Анатолий Петрович.
- Что, совсем плохая?
- Нет, что вы, мастер писал. Обговариваем детали, возможное время работы, просчитываем возможные нюансы. Нам предложили и мы согласились убрать икону в киот, не стандартные размеры все-таки. Отдаем, все, началось.
Звонок примерно через десять дней: "- я вам сбросил фото, посмотрите. Надо определяться, возник вопрос".

Дальше выяснилось, что предположительно икону писал художник уровня Александра Иванова, ей более ста лет, жук-древоточец канул в Лету, краска хорошо восстановилась, но как быть с трещинами? После склейки они "вздыбились", или оставить как есть, или ровнять шлифовкой.
- Давайте оставим "как есть" - общее решение.
Проходит еще около десяти дней, растянувшихся как вечность. Мы увидели икону в новом свете (и цвете). Вкралось сомнение: "А что мы получим в итоге? Новую, вновь написанную икону? Или как? И звонок с фотографиями от художника:
- Посмотрите, готова к передаче в изготовление киота.

Я вам ее еще пролакирую.
И вот один из первых понедельников марта, мы везем нашу икону домой. По дороге заезжаем в магазин на Соколова, показать итог. "Ребята, мы вам ее сделали бы лучше, вот посмотрите". Сотрудник подводит нас к иконе Святого Николая Угодника. От иконы исходит явно осязаемая Благодать, красивое написание, новые краски. "Вот видите, была старая икона, мастер написал новую".
- А где старая? - невольно вырвалось у меня.
- Написал новую, - заботливо повторяет сотрудник магазина. Мы расстаемся в теплых чувствах, не каждый день увидишь такую красоту.
Все, мы дома. На своей "законной" восточной стене икона не "расположилась", выбрав южную, на которой расположилась сразу и с чувством что была здесь всегда. Ближе к вечеру икона "прошла" тестирование на соответствие своему первообразу - пришли младшие дети, и на мой вопрос "Помните ее?" сразу, без раздумий и с улыбками уверенно не сговариваясь ответили: "Да, она висела дома у прабабушки".

Теперь о тех, кто занимался реставрацией иконы.
- Анатолий Петрович КОВАЛЕВ - ростовчанин.
Когда-то купил в Старочеркасской старинный флигель, или, как говорят станичники, «фигель», а точнее, даже маленький такой фигелек, думая приспособить его под творческую дачу. Чтобы было, где поработать, вырвавшись из шумного, беспокойного Ростова. Но тихая красавица Старочеркасская так примагнитила художника, что решил обосноваться тут серьезно. Дом спланировал с мастерскими - столярной и реставрационной (Анатолий Петрович реставрирует иконы и старинную мебель, в том числе - из музейных фондов) – и художественной галереей трех поколений Ковалевых. Ведь мастером кисти был и отец Анатолия Петровича - Петр Павлович, по стопам отца и деда пошел сын Максим.
Два с половиной века спустя в Старочеркасской опять есть картинная галерея. Ее предшественница была первой картинной галереей не только в тогдашнем городе Черкасске, но и на всем Дону. Располагалась она во владениях атамана Ефремова. Нынешняя, как сообщают расставленные по центру станицы красочные указатели, находится по адресу: ул. Революционная, 3.
Сворачиваю на улицу Революционную, и первое, что бросается в глаза, - сторожевая башня. Над башней развевается флаг с портретом последнего русского государя-императора. Башня, как оказалось, стоит на галерейном подворье. Вернее, на подворье известного донского художника Анатолия Ковалева, частью которого является галерея «Образ».
На нынешней выставке в галерее «Образ», объединившей творчество трех поколений Ковалевых, более семидесяти работ. Это портреты и пейзажи, жанровые полотна. Живопись, графика, современная иконопись, репродукции храмовых росписей. А еще в этой галерее есть любовно убранный старинными казачьими кружевами «Святой уголок». Его оформила супруга Анатолия Петровича Лариса Андреевна. Здесь можно узнать о духовных традициях донских казаков. Место, в прямом смысле слова, намоленное.
Добро пожаловать на сайт Анатолия Ковалева (www.ankovalev.ru). Здесь можно узнать всё о его творчестве, посетить галерею, задать вопрос и получить консультацию, заказать услуги.
Принимаются заказы на исполнение икон для дома, в подарок, для венчания, в храм. Исполнение росписей и мозаичных икон. Реставрация икон и антиквариата. Пасхальные яйца и праздничные сувениры.

При создании и реставрации икон используются натуральные обратимые материалы: дерево-липа, самшит; яичная темпера, натуральная олифа, кроликовый и осетровый клей, золочение на лак и полимент. Для тонировок используются пигменты и акварельные краски.

А. Ковалев более 15 последних лет занимается церковным искусством и реставрацией. Иконы и росписи его руки находятся в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Азове, в станицах Вешенской, Базковской и Старочеркасской. Давняя творческая дружба и работа с ведущими Ростовскими реставраторами дала свои плоды. Отреставрированные Ковалевым уникальные произведения и иконы находятся в музеях, частных коллекциях, храмах Ростовской области и Северного Кавказа.

Родился в 1952г в г.Ростове-на-Дону в семье художника. Учился в детской художественной школе. В 1971г. закончил Ростовское училище им. Грекова.
Творческий путь начинается в первой половине 1970-х годов, во время своеобразного рисовального бума. В это время Ковалев увлекается станковой графикой, позднее живописью и росписью по дереву.
С 1978г.- участвует в художественных выставках.
С 1982г.- член Союза художников России.
Ковалев А. является членом творческих объединений: "Фортуна", "Донская лубочная картинка". Имеет ряд персональных выставок:
1987г.- Персональная выставка в зале театрального общества Ростов-на-Дону.
1992г.- Персональная выставка в Ростовском краеведческом музее.
1993г.- Персональная выставка "Донская традиция А.Ковалев" в Центральном доме художника в г.Москва.
1996г.- Персональная выставка посвященная Пасхе в филиале музея изобразительных искусств г.Ростов-на-Дону.
Его произведения находятся в различных Государственных музеях России, в Музее Тессе ( Франция), в частных коллекциях США, Мексики, Австралии, Германии, Голландии, Франции, Польши.

Контакты
Телефон: +7 (988) 948-00-89 и +7 (918) 557 89-70
Email: kovalev-anatol@yandex.ru

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности