3 святыни

Источник прп. Макария Желтоводского Унженского

Источник преподобного Макария Желтоводского Унженского доступен для посещения в Свято-Троицком Макариево-Унженском женском монастыре города Макарьев.
Как Ангел земной и человек небесный, преподобный Макарий Желтоводский Унженский жил в своей последней им основанной пустыни на берегу реки Унжи. Он так возлюбил место своего пустынного обитания, что пребывал здесь, как младенец в объятиях любящей матери, в спокойствии и одиночестве.
После трёх лет обитания в молитвенной беседе с Богом, с пением акафистов Пречистой Богоматери, в молитвах, постах и трудах безстрастно, как ангел живя в Унженской пустыни, «ко пло́ти сый яко беспло́тен» он был удотстоен явления ему иконы Пречистой Богородицы. Было это 17 сентября (30 сентября – новый стиль) начавшегося 1443 года (1442 год по современному новогодию) от Рождества Христова, примерно в 3 часа ночи, когда преподобный обычно заканчивал акафистное пение.
Место, где явилась Макариевская икона Пречистой Владычицы, было сухим, не имеющим воды. Преподобный воду для пития набирал на реке Унже, тропинка к которой проходила оврагом, через этот самый суходол. Как-то раз во время чтения молитв Макарий подумал, что хорошо было бы для питьевой воды ископать колодец своими руками. Тут вспомнил он чудеса Господни, что сотворил Моисей изведя из камня воду, и многие преподобные отцы пустынники в безводных местах воду добывали. А Милостивый Бог один у всех, и силен Он и здесь, в этой пустыни, даровать воду на мои нужды от преподобных моих трудов. И место это отметила Пречистая явлением Своей иконы. Так и сухой песок сделает многоводным на покой моей старости, который познаю после моих многолетних трудов, перед переходом от временной жизни в вечную. После этого преподобный ещё усерднее начал поститься, больше молиться проливая слёзы и кладя поклоны к честной и чудотворной иконе Владычицы, что бы подал ему Всесильный Христос Бог живую воду ради Пречистой Своей Матери и всемогущего Её ходатайства о даровании ему на старости воду, что бы облегчить труды. Было ему тогда 93 года.
Как обычно помолившись, преподобный спускался по тропинке идущей через овраг в долину. Придя на то место, где было явление Честной иконы Богоматери, глядя на восток, Макарий сотворил молитву ко Христу Богу и Пречистой Его Матери и читая тропарь Живоносному Источнику Божией Матери ознаменовал это место крестным знаменьем. Затем, взял в руки некое орудие и, слегка копнув сухой песок, произнёс: «Пресвятая Владычице, помоги мне!». И великое чудо свершилось! В том месте земля осела и изнутри бурля выступил чистый источник сладкой живой воды, стекая к озеру «а́ки струя́ Еде́мская». Преподобный же Макарий, видя неизреченную благодать Божию, поспешил со слезами прославить Преблагого Вседетеля Бога и Всепетую Его Матерь. Испив Богодарованной воды, словно от Живоносного Источника, Макарий возблагодарил Благодавца Господа и Пречистую Его Матерь, всесильной помощью которой, помог ему Бог на сухом месте, как Моисею из камня, добыть воду.
С тех пор, уже несколько столетий, вода этого колодца, людям с верою её пьющим и черпающим, подаёт здоровье и исцеляет от всяких болезней душевных и телесных. Однажды приняв дар чудотворения, этот источник и сейчас его сохраняет, во свидетельство того, что благодаровался он святою помощью Владычицы Пречистой Богородицы. Среди чудес от источника были случаи избавления от болезней глаз, исцеление ран, ног, рака, проказы, женских болезней и др. Святую Макариевскую икону ещё дважды находили на источнике, когда она сама чудесным образом оказывалась здесь, целой и невредимой после сильных пожаров, уничтоживших обитель в 1629 и 1690 годах.
Над этим Святым источником была сооружена часовня, которая много раз перестраивалась. Последняя каменная построена в 1869 году по проекту архитектора Алексеева.
Святой источник и часовня над ним находятся на склоне горы под стенами Макариево-Унженского монастыря.

Икона Божией Матери "Макарьевская" (Одигитрия)

Икона Макариевской Божией Матери (Одигитрия) – одна из числа немногих чудотворных икон, которая была явлена. Отношение к таким иконам особенно благоговейное и почтительное, ведь считается, что такая икона принесена ангелами, а место её явления отмечено благодатью самим Богом. Она не связана происхождением с человеком, не имеет автора и воли от людей.
Само основание и развитие города Макарьева, что на реке Унже, несёт печать Духа, силы Духа святого преподобного Макария Желтоводского и Унженского, его духовных подвигов и молитв. Здесь, на этом месте, на этой земле, на берегу этой реки он творит множество чудес, на которые были способны очень немногие святые. Он исцеляет, изгоняет бесов, спасает из плена, защищает от лихих людей, добывает пищу и воду, наставляет на путь истинный и всё это силой одной молитвы. Именно здесь в полной мере ему даётся дар чудотворений и здесь ему является святая икона Богородицы и Христа в виде Младенца на Её руках. Здесь, в 1439 году, он находит то место уединения, к которому стремился всю жизнь, и погружается в молитву и общение с Богом, как ребёнок в объятия любящей матери. Лишь изредка покидает он это место для посещения Богослужения в городе Унже. Жители Унжи того времени, это русские военные и торговые люди, а жители окрестных деревень крестьяне и охотники, очень уважали и чтили великого подвижника 90-летнего старца Макария, и обращались к нему за духовным советом и помощью.
Икона явилась в 1442 году в 3 часа утра, когда преподобный оканчивал молитвенное правило и чтение акафиста Богородице. Тогда Сама Пречистая Матерь Божия захотела прославить любимого своего угодника, как и сам он прославлял Её, и это место его обитания одарить благодатью. Явление сопровождалось ярким светом, исходящим от иконы и пением, невидимо несущих икону ангелов. Вся округа наполнилась неописуемым благоуханием, превосходящим все ароматы земные. Сначала Макарий испугался такому необычному явлению и, думая, что это наваждение, стал ограждать себя крестным знамением. Но, услышав ангельское пение, славящее Богоматерь, вышел из своей кельи и поспешил за иконой. Она появилась с северо-запада и спустилась до земли вдоль склона оврага, остановившись под горой, на том месте, где сегодня расположен Святой источник и часовня над ним. Источник чудесно проторгся позднее по молитве преподобного «для облегчения его трудов на старости лет» – как просил в молитве святой, «ведь Сама Пречистая отметила это место своей благодатью». Этот Богодарованный ключ прославился многими чудесами и исцелениями, и вода из него и сегодня имеет целительную силу. Здесь находили святую Макариевскую икону ещё дважды, когда она сама чудесным образом оказывалась здесь, целой и невредимой после сильных пожаров, уничтоживших обитель в 1629 и 1690 годах.
Когда Макарий спустился к этому месту икона стояла в двух локтях от земли излучая свет и голос Богородицы от иконы возвестил ему, что это дар от Самого Господа, что бы прославить Макария за его труды и это место одарить благодатию. Было предсказано, что на этом месте будет славная обитель для спасения многих иноков, которую ждёт большое будущее. Макарий, павший ниц, потрясённый этим зрелищем, принёс благодарения Богу и Богородице за такую милость к нему и Унженским землям, что такой чести удостоилось это место. Взяв икону, он благоговейно перенёс её к себе в келью, где ещё долго со слезами радости и умиления возносил благодарения и хвалы, припадая к иконе. Там она пребывала до его кончины, и сам Макарий называл её «Одигитрия».
Одигитрия, в переводе с греческого – Указующая Путь, Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой – держит свиток (символ Божественного писания). Богородица представлена в поясном изображении, фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир «небесного царя и судии» и поклонение царственному младенцу. Богоматерь указует направление-путь и должные стремления человека для правильной жизни и спасения – ко Христу. Макариевская икона Богоматери имеет ряд особенностей, отличающих её от других подобных икон. К этому типу принадлежат также Тихвинская, Смоленская, Иерусалимская, Троеручица, Иверская, Влахернская, Перивлепта и др.
После преставления преподобного его ученики построили на этом месте храм, и честную икону поставили там, называя её теперь Макариевская, потому что явилась она преподобному Макарию и находится в обители Макариевской. Икона впоследствии прославилась многими чудесами и была известна по всей России, и день её явления отмечался во всех православных календарях и каталогах. В каждую пятницу на Светлой Пасхе, в пятую субботу святого Великого поста, в которую бывает Похвала Пресвятой Богородице, а особенно 30 сентября – день явления Макариевской иконы, издревле совершалась бденная служба, Крестный ход из обители на источник – место её явления, где совершался водосвятный молебен.
В XIX веке прославился чудесами и список с этой иконы, находящийся так же в Макариево-Унженском монастыре. В 1858 году во время настоятельства архимандрита Платона, по случаю обновления ветхого иконописания, необходимо было прочистить и эту святую икону, которая в XVIII веке была записана другим образом похожего извода, под названием Смоленская. При снятии верхнего слоя красок был обнаружен другой чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Образ Пресвятая Богородца Макарьевская». Это обретение святой иконы произошло 13 мая и сопровождалось многочисленными чудесными исцелениями, исследованными и подтверждёнными специально созданной комиссией.
Те иконы утрачены в страшные годы бунта против Бога и Его людей в XX веке, одержимые ненавистью ко всему от Бога люди уничтожили, растащили, продали и съели свои святыни, но так и не насытились и не разбогатели. Это короткое и безумное время прошло и сегодня в Макариево-Унженском монастыре существует список этой иконы, так же источающий благодатную помощь православным, с чистой верой обращающимся к Богу и Его Пречистой Матери. Эта чудотворная икона находится в храме во имя прп. Макария. Благословение Божие, как и тогда, и сейчас пребывает здесь. Ведь не конкретная икона дарует нам исцеления, помощь и защиту, а Сама Пречистая Богородица, отметившая эту обитель своим святым изображением. Здесь изволил почить и преподобный Макарий, и сегодня пребывающий в своей любимой обители, покровительствуя этому месту и ходатайствуя за своих людей. Такое присутствие и расположение нельзя ни обменять, ни продать, ни украсть, ни отдать, хотя в нашей истории такие попытки были. Можно не замечать и не верить, или мечтать совсем о других дарах и славе. Но потеря всегда будет с нашей стороны, ведь Бог поругаем не бывает. Через Его дары и чудеса обнаруживается присутсвие Божие рядом с нами, который здесь так же, – как и там, сегодня – как тогда. А мы всегда пред Его Лицем, хотим мы или не хотим, знаем или не знаем.
Мы помним, с чего всё начиналось, свои духовные корни, которые возвышают нас, отрывая от плоскости земной жизни, вознося наши стремления ко Христу, требуя общения с Ним, молитвы, раскрывая творческую способность, соединяющую с Богом. Это духовное начало, как и прежде, всегда и сейчас ориентирует нас – путеводительствует нашу жизнь, как сам чудотворный образ Одигитрии-Путеводительницы Макариевской указывает единственный путь, который выводит блуждающих, потерявших всякую надежду и доверие, одичавших и озлобленных, голодных и больных, много раз обманутых и ограбленных. Вот Путь и Истина, говорит Богоматерь на иконе, здесь выход, это Альфа и Омега – Начало и Конец.
Будем же любить с благодарностью, хранить с благоговением, и нежно беречь наши святыни. Спаси Господи всех.

Св. мощи прп. Макария Желтоводского Унженского

Мощи преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца почивают в Макариевском храме Свято-Троицкого Макариево-Унженского монастыря.
Преподобный Макарий сподобился блаженной кончины в 1444 году 7 августа в городе Унже. Похоронили его по завещанию на месте подвигов в его любимой пустыни ниже города по реке на 20 вёрст, куда торжественно перенесли святое тело. Скоро на этом месте была поставлена первая деревянная церковь, - первый храм в последствии известнейшей обители - Лавры преподобного Макария, особо почитаемой Династией Романовых. В 1619 году царь Михаил Романов со свитой первых лиц государства, по благословению и настоянию патриарха Филарета, совершает пеший Крестный ход ко гробу преподобного Макария в Унженский монастырь для поклонения и благодарения.
В 1671 году, при строительстве каменного храма во имя преподобного Макария, были обретены его нетленные мощи. С тех пор, кроме 7 августа (25 июля по старому стилю) стали праздновать в Унженском монастыре и 25 октября (12 октября по старому стилю), как день обретения его мощей.
В 1929 году мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты, вынесены из стен монастыря и переданы в музей. В те страшные годы одна частица их (часть главы преподобного) была выкрадена и спрятана дома у одного священника, где и хранилась до 2000-х гг. Тогда, в 2007 году честная глава преподобного Макария была передана уже в Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский женский монастырь, хотя обитель на Унже была открыт гораздо раньше 16 июля 1993 года, и святые мощи из краеведческого музея возвращены на своё место (1995 г.). Так спустя много лет, мощи преподобного оказались "поделены" между двумя обителями.
Молитвенник и подвижник, заступник и чудотворец, живший более шестисот лет назад на берегах славных древнейших рек Волги и Унжи, и сегодня побуждает нас читать его житие и совершать ему молитвы.

Партнеры проекта