4 святыни

Икона Божией Матери "Успение" (Псково-Печерская)

В 1521 году в Псково-Печерский монастырь двумя псковскими людьми Василием и Феодором принесена была новая икона Успения Божией Матери в житии, т. е. с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери.
Написание иконы поручили они одному благочестивой жизни иконописцу, именем Алексию, по прозванию Малому.
Икона была поставлена в храме Успения Богоматери.
Феодор впоследствии пострижен был в монашество и наречен Феофилом, по смерти погребен в Богом зданной пещере.
С 1523 года сия икона стала прославляться многими чудесами:
Исцелила бесноватых - чернеца и отрока; на праздник же Успения даровала одной женщине и отроку прозрение их очам и освободила от болезни нищего человека из Изборска, страдавшего в новолуние (лунатика).
Начиная с того праздника и в иные праздники происходят не только 3 или 5 чудес, но и по 50, и по 60 мужчин и женщин получают исцеления от различных недугов.
Множество и иных чудес сотворилось в обители Пресвятой Богородицы. То слышно было пение и видели свечку, горящую в пещерной церкви, то чувствовался аромат различных благовоний. Некоторые же из братии много раз видели свет, стоящий в ночи над монастырем Пречистой, расположенным в овраге,- и не только иноки видели это, но и мирские люди.
Некий человек по имени Иван Долгий видел как-то ночью свет, стоявший, как облако, над монастырем, и, подумав, что это от вещественного огня что-то горит в монастыре, прискакал на коне, желая чем-либо помочь; свет же тотчас поднялся в небеса. Об этом он сам поведал; иноки же восславили Бога, показавшего такие дивные чудеса в обители Пречистой Богородицы.
Псково-Печерские иконы Божией Матери "Успение" и "Умиление" особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского, в 1581 году.
При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Божией Матери.
За несколько дней до приступа, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, один благочестивый старец Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей келии, и плакал о бедствии города; вдруг увидел он необыкновенный свет в виде столпа, который, возвышаясь до неба над Печерскою обителью, шел к Пскову чрез реку Великую по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, поддерживаемую по левую руку преподобным Антонием, начальником Киевских пещер, а по правую - Корнилием, игуменом Успенской Печерской обители.
Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла в церковь Покровскую. Потом вышла из церкви и, ставши вместе с преподобными, вопросила:"Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?"
Св. епископ немедленно предстал пред Нею и с великою скорбию сказал: "Госпоже Пресвятая Владычица! В моем монастыре сего лета не бяше литургии".
На сие Богоматерь рекла: "Сыну Моему и Богу тако изволившу". Потом воззвала: "Где избранные Божии, лежащие в церкви св. Троицы?"
И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их стали Николай Псковский и святые Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей.
Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: "О люди беззаконные! Вы прогневали Сына и Бога Моего и осквернили град сей грехами своими. И вот пришла на вас туга и беда велия, и вы Сына Моего Господа Бога и Меня не познали".
В это время пали пред Нею преподобные Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай и со слезами молились: "Госпоже Владычице, Богородице! Есть грех на людях и беззаконие, но не прогневайся на них до зела! помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших!" Все благоверные князья тоже припали к ногам Ее и со слезами молили о пощаде города.
Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя у ног Богоматери. Она сказала ему: "Иди немедленно к воеводам, к Печерскому игумену и в собор Святой Троицы и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Бога и принесли бы Ее Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу и стреляли бы из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры. Объяви людям, чтоб они плакали о грехах своих и молили бы Милостивого Бога о помиловании, а Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов".
Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, тогда Печерский игумен Тихон с духовенством и народом стал совершать ежедневно крестные хождения с иконою Успения Богородицы и другими иконами на указанное место, а воеводы и бояре поставили в той части стены три креста заветные.
Четыре дня не видно было никакого движения у неприятеля, но с 1 сентября стали заметны приготовления к приступу. Старейший из псковского духовенства, Печерский игумен Тихон, по некоему откровению, созвал поутру 6 сентября благовестом граждан в собор и сделал оттуда крестный ход к Покровскому углу с чудотворною Печерскою иконою Успения, с мощами св. благоверного князя Гавриила Псковского и со старою Печерскою хоругвиею. Весь народ с плачем и рыданием сопровождал крестный ход, не ожидая помощи и защиты ниоткуда, кроме Бога.
На другой день Стефан Баторий с самого рассвета открыл сильную пушечную пальбу по городу и продолжал ее во весь день до ночи и на другой день до девяти часов утра; в стене образовался большой пролом; начался приступ, и загорелась жестокая битва. Неприятель взял уже две башни и распустил на них знамена польские; защитники ослабевали; воевода Шуйский был ранен. Страх овладел сердцами всех, старики, женщины и дети наполняли церковь воплями и, по словам летописи, весь пол в Троицком соборе залили слезами, моля Бога о защите.
В эту тяжкую минуту немедленно были подняты святыни из собора и принесены к пролому. Мощи благоверного князя Гавриила с чудотворною иконою Печерскою, а наперед их прибыли к пролому три инока Печерского монастыря, родом бояре, бывшие ранее храбрыми воинами, и воскликнули громким голосом: "Не бойтесь, братие! Станем крепко! Устремимся на литовскую силу вместе! К нам грядет Богородица с милостию и заступлением и с помощию всех Святых".
Этот неожиданный голос духовных воинов воодушевил всех: "Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя! Не предадим града Пскова".
Вместе с этим началось молебствие пред проломом в виду защитников и врагов, и продолжалось крестное хождение к Покровской церкви.
Защитники мужественно устремились в пролом и крепко отражали врагов; даже женщины вмешивались в сражение, иные приносили жаждущим воинам воды, другие подавали им оружие, многие сами бросали на врагов камни и со стен лили на них горячую воду.
В это время защитники поставили большое псковское орудие у церкви Похвалы Богородицы и употребили его на поражение неприятеля.
Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное. К ночи 8-го сентября враги были вытеснены из пролома и в беспорядке прогнаны в поле, где на бегу поражены были народом и многие взяты в плен.
Осада продолжалась еще 6 месяцев, но продолжались и крестные ходы ежедневно на стены города с чудо­творною Печерскою иконою Богородицы.
Во время настоятельства игумена Саввы в Псково-Печерском монастыре царь Иоанн Васильевич IV повелел воеводе своему Юрию Токмакову обложить золотом от своей царской казны чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы в житии и сделать серебряный киот для нее.

Икона Божией Матери "Умиление" (Псково-Печерская)

В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери “Умиление”, которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.
Икона “Умиление” написана некиим иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери.
В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия.
При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями — алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году.
Тогда чудотворные иконы Божией Матери “Успениe” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова. Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.
В память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону “Умиление” носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков.
Псково-Печерский монастырь с давних пор славится крестными ходами. В летописи обители есть отдельная глава: "Уложение о чине и обычае — как ходить с иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами из Печерской обители во град Псков".
“Уложение” это было написано по поводу установления крестного хода в седьмую Неделю по Пасхе, который совершался ежегодно с 1601 по 1918 год. В 1997 году традиция крестного хода в седьмую Неделю по Пасхе была возобновлена, только теперь икону носят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно.
Такой же крестный ход совершается и осенью, 7/20 октября, на праздник Псково-Печерской иконы “Умиление”.
А в праздник святой равноапостольной княгини Ольги 24 июля 2000 года икона “Умиление” снова была принесена в Псков для участия в праздничном крестном ходе древнего града.

Св. мощи мц. Татианы Римской, девы

Десница святой мученицы Татианы доступна для поклонения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре г. Печоры.

30 января 1977 года, в воскресный день, в Псково-Печерскую обитель прибыла святыня - десница святой мученицы Татианы. Ее передал о. Иоанну (Крестьянкину) его двоюродный брат - иеромонах Владимир (Москвитин), родной брат архимандрита Афанасия (Москвитина), у которого эти мощи хранились ранее.
Отец Афанасий служил в селе Спасском Клинского района Московской области 22 года, вплоть до дня кончины. Ему свою святыню передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, впоследствии оба принявшие от отца Афанасия монашеский постриг. Они же в свое время выкупили святые мощи на золотую валюту при разорении Царско-Сельского государева дворца, где они хранились.
По жестокости прошедших лет святыня хранилась втайне как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должными ей почестями и молитвенным предстоянием перед нею.
В обители десную руку мученицы Татианы переоблачили и сокрыли в ковчежце, в коем она покоится и поныне в храме Архистратига Божия Михаила, с правой стороны царских врат.
Долог был путь св. мощей мученицы Татианы от великого города Рима до стен Псково-Печерского монастыря на Руси: от 225 до 1977 гг. И путь этот, определенный св. мученице Промыслом Божиим, не случаен, как нет ничего случайного в Божием мире.
Воспитанная в христианской вере в родительском доме, она, придя в зрелый возраст, "богатство возненавидела, едино возлюбивши Небесное", навсегда отказалась от супружеской жизни и за свою добродетельную жизнь назначена была диакониссой в церкви.
Св. мученица Татиана с усердием ходила за больными, посещала темницы, помогала неимущим, постоянно старалась угодить Богу молитвами и добрыми делами. Рано созрела многими плодами духовными юная подвижница для Небесного Царствия. И при императоре Александре Севере она, за исповедание Господа нашего Иисуса Христа, "радующеся прошла и мученическое страдание" от римского градоправителя Ульпиана. Вместе с отцом своим она была усечена мечом.
И веруем мы, несомненно, что Промысел Божий привел свою исповедницу и мученицу в Печерскую обитель во утверждение, во свидетельство, в охранение истинности Православной Христианской веры.
Святая мученица Татиана охраняет десною рукою своею нашу правую веру, наше благочестие, нашу праведность. Утверждает Православие и ограждает нас от ересей и расколов, испрашивая нам у Престола Господня твердо стоять в вере и иметь силы исповедовать Христа.
Молитвами святой мученицы Татианы, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/index.php/putevoditel/47-desnitsa-svyatoj-muchenitsy-tatiany

Партнеры проекта