Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Иеромонах Макарий (Маркиш)

Клирик Ивановской епархии Московского Патриархата

"Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний", - эти слова псалма каждый священник произносит, завершая Проскомидию, за несколько минут до начала Литургии - той службы, которая возводит нас в величайшую Святыню, дарованную Господом человеку на этой земле. И недаром, конечно: дом Божий - это Его Святая Церковь, распространенная на всё мироздание - в ту меру, как человек способен и готов вселиться в Его дом. И все многообразие святынь, известных нам, от частиц св. мощей и до целых географических районов, представляет собою ступени в этом непрестанном восхождении.

Очень важно и благотворно поэтому содействовать интересу людей к церковным святыням, систематизировать сведения о них, информировать, просвещать, объяснять, и при том противодействовать всевозможным суевериям и предрассудкам в этой связи, которые, словно ядовитые сорняки, отравляют почву христианской веры.

Читать далее

Гроб Господень

Гроб Господень расположен внутри Кувуклии (Часовня Гроба Господня), которая стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды.
Пещера Гроба Господня на высоту чуть выше человеческого роста обложена белым мрамором. В этой пещере и находится каменный выступ, три дня служивший Спасителю смертным ложем. Отсюда Он воскрес во искупление грехов человеческих и для воссоединения людей с Богом. Апостолы и святые отцы церкви свидетельствуют, что при воскресении Иисуса Христа гроб Его осветился невещественным светом. Гроб Христов расположен справа от входа. Он покрыт каменной плитой, на которой высечено изображение Иисуса Христа с вытянутыми руками. Тут же стоит серебряный ковчег, в который вложен Символ веры на греческом языке. Само погребальное ложе Спасителя сейчас не видно, оно покрыто мраморной плитой, которую положила царица Елена, чтобы никто не касался священного одра. В плите сделаны отверстия, через которые паломники и прикладываются к трехдневному ложу Спасителя; кроме того, верхняя часть плиты посередине расколота, и священное предание рассказывает об этом следующее: Однажды турки захотели получить этот мрамор для своей мечети, но Ангел провел по ней знак, после чего плита треснула, сразу потеряв для турок всякую ценность. По другой версии сами христиане распилили эту плиту, чтобы отвлечь от нее внимание турок.
Над святым гробом поставлена икона с образом Воскресшего Иисуса Христа; вокруг много древних икон в богатых окладах, еще больше свечей, и вся мраморная плита уставлена подсвечниками с горящими лампадами и вазами с цветами. Часовню Живоносного Гроба Господня покрывает малый купол, обитый оловом; купол поддерживают 12 златоглавых столбов, а под ними более 50 золотых и серебряных лампад спускаются со свода, освещая Кувуклию. Лампады принадлежат четырем конфессиям: православным, армянам, католикам и коптам. Одновременно в этом приделе могут находиться не более 3-4 человек; каждого входящего монах окропляет освященной ароматной водой. Низко склонившись, приникают паломники к неиссякаемому Источнику утешения, принося бремя своих скорбей и страданий к подножию Гроба Спасителя мира, раскрывают тайны души своей и смиренно просят милости Божьей. Окон в Кувуклии нет, а в северной и южной стенах устроены отверстия, через которые патриарх в заутреню Пасхи раздает через епископов пучки свечей с благодатным огнем Господним. Выходят из придела пятясь, чтобы лицо человека оставалось обращенным к Гробу Господню.
По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам.
Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов.
Кувуклия (8, 3х5, 9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2, 07х1, 93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3, 4х3, 9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем ). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Благодатного Огня. Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Гроб Господень – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году т.к каменное ложе без закрывающей плиты было сильно повреждено. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1812 года.
В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел.
Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.

5 станция Виа Долороса. Место, где Симон перенял Крест у Иисуса Христа

Многие паломники, приехавшие в Иерусалим, в обязательном порядке стремятся пройти тот же самый путь, по которому шел Иисус Христос к месту своей казни. Достопримечательность называется Виа Долороса (Via Dolorosa) (с лат. «Путь скорби») или «Крестный путь». Представляет собой узкую извилистую улочку исторической части Иерусалима, ведущую от Монастыря Бичевания к Храму Гроба Господня.

Здесь находятся девять из четырнадцати остановок, которые Христос совершил во время Крестного пути. Остальные пять расположены на территории Храма Гроба Господня. Все остановки связаны с определенными моментами события. Им посвящены храмы, часовни и мемориалы, встречающиеся на протяжении всего Крестного Пути. Каким образом он происходил, установили в XVI веке францисканские монахи, вот только названия улиц на тот момент уже не совпадали с теми, что были в библейские времена.

Третья остановка, где произошло первое падение Иисуса Христа, находится возле Антониевой башни, во дворе которой Пилат приговорил его к смерти. По утверждению историков, крест, который он нес, весил более 150 килограммов (!), поэтому нет ничего удивительного в том, что он упал под его тяжестью. Особенно, если учесть, что перед этим, его избивали и морили голодом в темнице. Поняв, что пленник не в силах идти, солдаты заставили нести крест первого попавшегося в толпе человека – Симона Киринеянина. Кем он был, точно до сих пор не известно. По одной из версий, мужчина просто пришел в Иерусалим на Пасху. При этом, по мнению немецкого библеиста и теолога Иоганна Бенгеля, он не был ни иудеем, ни римлянином, потому что никто из них не захотел бы нести такую ношу.

Место, где это произошло, отмечено часовней Армянского патриархата. Внутри нее имеется красивый барельеф с изображением падающего Христа. Рядом с обителью, справа на стене, виднеется камень с углублением, которое принято считать следом от руки Господа. Изнемогая от усталости, Он оперся об него, когда избавлялся от креста.

Камень, с которого Богородица взирала на Вознесение своего Сына

Место на котором стояла Матерь Божия, когда Господь и Бог наш Иисус Христос возносился на Небо.

Как же была обретена Святыня: В результате раскопок над древними храмами и поиском святынь, на которых они были основаны, была обнаружена святыня. Им оказался камень, на котором стояла Дева Мария, наблюдая за вознесением своего Сына. Вокруг камня были найдены остатки мозаики, куски белого мрамора, основания двух колонн и гробница иеродиакона. Из церковной истории было известно, что святыни Елеонской Горы (https://elitsy.ru/holy/387/) были разрушены персами в 614 году, когда мученическую смерть приняли 1200 насельников древнего монастыря.
Отец Антонин решает сделать найденный им камень краеугольным для будущего храма в честь Вознесения Господня.

Пещера прор. Илии Фесвитянина

Пещера, в которой, скрывался пророк Илия от преследования нечестивым израильским царем Ахавом и царицей Иезавель.

В этом месте воздвигнута Православная пещерная церковь пророков Илии и Елисея. Она расположена на северном спуске с вершины горы Хорив. Этот спуск ведет на хребет Хорив по гранитным ступеням в горной долине, расположенной на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря.
Церковь пророка Илии находится практически у самого начала спуска. Несколько ниже того уровня, на котором расположен храм, находятся две древние каменные арки. Они были установлены в узких скальных проходах, а под ними была построена православная часовня Богородицы. Церковь пророка Илии была построена грузинским царем Давидом II в период с 1089 по 1125 годы. Ее поставили над пещерой, в которой, скрывался пророк Илия от преследования нечестивым израильским царем Ахавом и царицей Иезавель. Вблизи церкви, за невысокой каменной стеной, находится колодец пророка Илии, воду из которого можно пить. За стеной также находится несколько деревьев и кустарники.

Место 1-го и 2-го обретения честной главы прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

Еще одна святыня монастыря – это часовня на месте Обретения Главы Иоанна Предтечи. На мозаичном полу, найденном о. Антонином при раскопках, имеется углубление. Оно считается чудотворным, поскольку здесь лежала Глава Крестителя во время обретения. Паломники с благоговением склоняют колени перед этим местом, опуская головы в углубление.
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Инокн отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.
(См. так же святые мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).

Партнеры проекта

Информация о проекте

«Православные святыни» — информационно-справочный проект о православных Святынях (мощах, иконах, предметах и местах).

Цель проекта — создание удобного ресурса для отображения, поиска и добавления информации о Святынях, почитаемых православными.

Миссия проекта — укрепление чувства единства православных людей на основе общепочитаемых духовных ценностей. Именно поэтому запуск «Православных святынь» приурочен к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, который создал фундамент великой страны, объединив людей единым стержнем православной веры.

Предпосылками для создания проекта стало отсутствие на сегодняшний день единого источника, где можно было бы найти полную и точную информацию о местонахождении Святынь, а также многочисленные обращения пользователей православной сети «Елицы» с просьбой создать такой проект. Благодаря широкому функционалу «Православных святынь» любой пользователь интернета может с легкостью находить информацию об интересующей его Святыне, прокладывать к ней индивидуальные паломнические маршруты и оставлять свои впечатления.

Партнерами проекта «Православные святыни» на момент запуска являются православный портал «Православие.ру», радио «Радонеж», конструктор сайтов «Приход.ру», православное общественное движение «Сорок Сороков».

По вопросам информационного спонсорства и сотрудничества пишите на: admin@elitsy.ru