Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

27 святынь

Камень помазания

Камень Помазания — одна из древнейших христианских святынь. Она представляет собой каменную плиту облицованную мрамором, внутри которой заключен непосредственно Святой Камень, на который было возложено Тело Иисуса перед погребением. Когда Иосиф и Никодим (последователи Христа) сняли Его с Креста, положили на Камень, помазали благовониями (миром) и обвили Его Плащаницей. После этого Тело было отнесено отсюда и положено в гробницу.
Камень Помазания расположен прямо напротив входа в главный иерусалимский храм - Воскресения Господня, и перед взором входящих, он предстает первым.
Размер плиты составляет около 3-х м в длину и почти 1, 5 м в ширину, в толщину камень составляет 0, 3 м. По бокам начертан тропарь св. Иосифу из Аримафеи. Неподалеку от святыни, на стене, находится мозаичное панно, с изображением главнейших евангельских событий. Создана мозайка была в 19 веке с благословения Патриарха Иерусалимского Диодора. Она символизирует собой границу межконфессиональных владений. Во времена Византии (395—1453 гг.) Камень Помазания находился в часовне св. Марии, разрушенной впоследствии крестоносцами, перестраивавшими Храм.
В западной стороне от святыни в пределах 12 м находится квадратный киворий, так же как и облицовка Камня из мрамора.
До начала позапрошлого века (1810 г.) Камень Помазания принадлежал католическому ордену св. Франциска Ассизского, о чем свидетельствовала метка в виде двух скрещенных кистей рук. В те времена Камень был облицован другим покрытием, но после того как поверхность была обновлена, метки не стало.
Сегодня Камень Помазания одновременно принадлежит четырем Церквям: Греческой Православной, Армянской, Римской Католической и Коптской. Любые имущественные и правовые границы, закрепленные за конфессиями, строго оговорены и соблюдаются. В частности, даже ничего не может быть перемещено со своих мест без общего на то согласия. Каждая из конфессий поддерживает негасимый огонь в висящих над камнем лампадках. У каждой Церкви их свое число: у православной – 4 лампады, у армянской – 2, у католической и коптской – по одной. Эти лампады были заказаны русскими купцами в Европе и были подарены Храму Воскресения.
Исторических данных о точном месте приготовления Тела Господа к Погребению не существует. Однако о том, как проводится чин Погребения плащаницы стало известно уже в 5 веке. Совершается он так: 6 архиереев берут Плащаницу, сверху которой лежит большое количество лепестков роз, и переносят ее с Голгофы на Камень Помазания. Далее, когда заканчивается лития, ее проносят вокруг Кувуклии и располагают на Тридневное ложе, после чего несут в алтарь кафоликона.
Есть многочисленные доказательства того, что Камень Помазания мироточит, поэтому паломники и туристы прикладывают к нему свои личные святыни - кресты и иконки и др., тем самым освящая их и благословляя, а также собирают мироточивую жидкость платками, поскольку она исцеляет недуги. Важно то, что эта святыня дает особую благодать каждому, кто к ней прикасается с благими чувствами и мыслями. Священники рекомендуют прикладывать ту или вещь к Святыне без какой-либо упаковки. Категорически запрещено садиться на него. Женщины нередко пропитывают своими косынками миро, что также делает их освещенными. После этого косынки нельзя стирать и одевать желательно только на праздничные богослужения.

Гроб Господень

Гроб Господень расположен внутри Кувуклии (Часовня Гроба Господня), которая стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды.
Пещера Гроба Господня на высоту чуть выше человеческого роста обложена белым мрамором. В этой пещере и находится каменный выступ, три дня служивший Спасителю смертным ложем. Отсюда Он воскрес во искупление грехов человеческих и для воссоединения людей с Богом. Апостолы и святые отцы церкви свидетельствуют, что при воскресении Иисуса Христа гроб Его осветился невещественным светом. Гроб Христов расположен справа от входа. Он покрыт каменной плитой, на которой высечено изображение Иисуса Христа с вытянутыми руками. Тут же стоит серебряный ковчег, в который вложен Символ веры на греческом языке. Само погребальное ложе Спасителя сейчас не видно, оно покрыто мраморной плитой, которую положила царица Елена, чтобы никто не касался священного одра. В плите сделаны отверстия, через которые паломники и прикладываются к трехдневному ложу Спасителя; кроме того, верхняя часть плиты посередине расколота, и священное предание рассказывает об этом следующее: Однажды турки захотели получить этот мрамор для своей мечети, но Ангел провел по ней знак, после чего плита треснула, сразу потеряв для турок всякую ценность. По другой версии сами христиане распилили эту плиту, чтобы отвлечь от нее внимание турок.
Над святым гробом поставлена икона с образом Воскресшего Иисуса Христа; вокруг много древних икон в богатых окладах, еще больше свечей, и вся мраморная плита уставлена подсвечниками с горящими лампадами и вазами с цветами. Часовню Живоносного Гроба Господня покрывает малый купол, обитый оловом; купол поддерживают 12 златоглавых столбов, а под ними более 50 золотых и серебряных лампад спускаются со свода, освещая Кувуклию. Лампады принадлежат четырем конфессиям: православным, армянам, католикам и коптам. Одновременно в этом приделе могут находиться не более 3-4 человек; каждого входящего монах окропляет освященной ароматной водой. Низко склонившись, приникают паломники к неиссякаемому Источнику утешения, принося бремя своих скорбей и страданий к подножию Гроба Спасителя мира, раскрывают тайны души своей и смиренно просят милости Божьей. Окон в Кувуклии нет, а в северной и южной стенах устроены отверстия, через которые патриарх в заутреню Пасхи раздает через епископов пучки свечей с благодатным огнем Господним. Выходят из придела пятясь, чтобы лицо человека оставалось обращенным к Гробу Господню.
По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам.
Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов.
Кувуклия (8, 3х5, 9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2, 07х1, 93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3, 4х3, 9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем ). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Благодатного Огня. Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Гроб Господень – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году т.к каменное ложе без закрывающей плиты было сильно повреждено. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1812 года.
В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел.
Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.

Каменная чаша "Пуп Земли"

Всем известно популярная в наше время крылатая фраза «пуп Земли». Как правило, ее употребляют в том случае, когда хотят подсмеяться над людьми, считающими себя по неизвестным причинам центром какого-либо процесса. Это выражение, равно как и «краеугольный камень» прочно обосновались в словарном запасе жителей России, вот только немногие из нас знают историю их возникновения. А она, как ни странно, связана с условной централизацией Иерусалима на планете Земля.

Началось все еще в далекой древности, когда греческие христиане стали обозначать центр Земли в Палестине. Обоснований для этого, конечно, не было. Сделано это было для противопоставления уже существующего в то время омфалу (от греч. – «пуп») - центру языческого мироздания, для обозначения которого использовался камень, помещенный в храм Аполлона в Дельфах.

В талмудическом фольклоре говорится, что именно в центре иерусалимского храма находится алтарь, в котором хранится камень мироздания. По одной из версий - именно этот камень Создатель бросил в морскую пучину, с чего и началось сотворение мира, по другой – отгородил им сушу от водного хаоса.

Согласно преданиям, уже во время правления греческой царицы Елены, которая вела раскопки на горе Голгофе, христиане начали обозначать «пуп Земли» рядом с пещерой Гроба Господня в Иерусалиме. Согласно православной традиции он и теперь там находится - посреди прямой линии, которая соединяет кафедральный собор и часовню под названием Кувуклия. Это местечко на Святой Земле считается спасительным для всех людей. Не мудрено, ведь именно здесь Бог создал первого человека Адама, здесь же человечеству была дарована надежда на прощение после грехопадения.

Для обозначения точного местоположения «пупа Земли», здесь установлена символическая небольшая чаша из желтого мрамора, внутри которой находится шар с крестом. Весит она настолько мало, что любой турист или паломник может спокойно передвинуть ее, или унести с собой, что, по слухам, однажды уже случилось. Чтобы такого больше не произошло, святыню на всякий случай приковывают цепью к полу храма. Только монахи, следящие за чистотой вокруг чаши, вправе передвигать ее во время уборки. Существует поверье, что как только они возвращают "пуп Земли" на прежнее место, на планету возвращается земное равновесие.

Кто и когда установил святыню на Святой Земле не известно. Интересно, что неподалеку от нее всегда можно увидеть ящик для сбора пожертвований и канделябр со многочисленными свечами. Остается загадкой и неизвестный никому обычай, согласно которому посетители Храма Гроба Господня обязательно прикасаются к ней «на счастье».

Кстати, по мнению некоторых исследователей, каменная чаша - это не единственное обозначение «пупа Земли» в мировой истории. Так, некоторые документы западных стран говорят о том, что некогда он имел форму столба или колонны. В XIX столетии центром Вселенной считали круглое отверстие на хорах церкви Святого Гроба. А многие представители ислама до сих пор верят в то, что «пуп Земли» - это люстра с крестовиной, висящая в греческого кафоликоне.
Весьма спорным остается вопрос и относительно его постоянного местоположения возле Храма Гроба Господня. В мире существует документ, датированный 700 годом, написанный епископом Аргулфом. В нем говорится, что в его время «пуп Земли» представлял собой высочайшую колонну, находившуюся к северу от Голгофы, посредине Иерусалима.

Мнение ученых сходится в одном: словосочетание «пуп Земли» - это такой своеобразный мифопоэтический символ центра. Испокон веков люди вкладывали в него важный смысл, в том числе и географический. Между тем подобных местечек на планете много. Понятие «пуп Земли» используется также в качестве символа всего новорожденного. Очень часто его представляют в виде священной горы или острова, выходящего из воды. В мифологии разных стран «пуп Земли» - это место встречи неба с землей или жилище богов.

Надо сказать, что обозначение центра Вселенной на Святой Земле присуще не одним христианам. Иудеи связывают с этим понятием гору Мориа, которая по традиции отождествляется с Храмовой горой на юго-востоке Иерусалима, в старой его части.

Большинство паломников не особенно почитают Храмовую гору, считая ее священной только для иудеев и мусульман. И они в этом глубоко заблуждаются. После того, как на Храмовой горе побывал Иисус Христос, он освятил ее своим присутствием. В период его жизни здесь собиралось огромное количество людей для совершения жертвоприношений (все знают историю об Аврааме и его сыне Исааке). Отсюда начал строиться царем Давидом и сам Иерусалим - центр Святой Земли. Кроме того, известность этому месту придает нахождение здесь «краеугольного каменя». В иудейских энциклопедиях говорится, что на него Всевышний и поместил весь мир на третий день творения.

Фигурирует данный камень и в Коране. Мусульмане признают в нем вершину той горы, с которой пророк Муххамед совершил «мирадж» (поднялся на небеса) из Мекки в Иерусалим и обратно. На южной стороне этого камня имеется отпечаток его стопы, а возле него на земле в специальной маленькой башенке хранятся три волоска из бороды пророка.

Добраться до «Пупа Земли» можно несколькими способами. Для самостоятельной поездки на общественном транспорте достаточно выбрать маршрут, ведущий к Храму Гроба Господня. Регулярные рейсы в те края совершает автобус под номером 73, который делает остановку возле башни Давида. После этого до центра Вселенной будет рукой подать. То же самое можно проделать на такси, либо арендованном автомобиле. Если же более предпочтительным является посещение святыни с гидом, тогда будет лучше примкнуть к направляющимся туда паломническим экскурсиям, которых на Святой Земле всегда огромное количество. Удачного путешествия!

Голгофа: место распятия крестной смерти Спасителя

Голгофа – одно из самых почитаемых святых мест у христиан. Это гора, на которой был распят и принял Свою крестную смерть Иисус Христос.

Изначально Голгофой называлась в целом вся территория, находящаяся за стенами святого града Иерусалима. Впоследствии так стала называться сама гора.

Недалеко от западного склона были расположены прекрасные сады, одним из которых по историческим свидетельствам владел Иосиф Арифамейский – член Синедриона, тайный почитатель Христа. У холма Гареб (гора Голгофа в те времена была в его составе) была устроена смотровая площадка, с которой народ наблюдал за тем, как проходила казнь над осужденными.

На Голгофе есть пещера, которая в те далекие времена служила временным пристанищем для осужденных, там они проводили свои последние часы земной жизни. Христос тоже был здесь какое-то время, поэтому ее назвали впоследствии «Темницей Христовой».

Перед Голгофой был вырыт глубокий ров, куда сбрасывали бездыханные тела погибших, а также кресты, на которых они проводили последние минуты своей жизни. Спустя несколько веков после библейских событий на Голгофе Царице Елене Господь сподобил обрести Крест Господень - Крест Распятие Иисуса Христа.

Хоронили людей здесь же – у склонов горы. Гроб Господень расположен с западной стороны горы, недалеко от нее 20 веке были найдены и захоронения тайных учеников Господа Иисуса Христа - гробницу Иосифа Аримофейского и гробницу праведного Никодима.

В византийские времена гора была облагорожена - построена Лестница на Голгофу по которой ступал Спаситель. При этом по ступенькам лестницы можно было ходить только босыми ногами. А на самой высокой ее точке был установлен крест.

Предпринимались попытки полностью уничтожить великую Святыню - гору Голгофу, разрушив ее. В частности, в 1009 г. правитель того времени аль-Хаким дал поручение своим подданным снести гору и все ее святые постройки с лица земли. Но милостью Божией это не доброе деяние не было реализовано.

С каждым столетием Голгофа видоизменялась, преображалась: появлялись величественные алтари, создавались изысканные декоративные элементы, которыми все украшалось.
Размеры Голгофы сегодня: высота - 5 метров, размер вершины - 11, 4 на 9, 2 метра. Вокруг горы всегда стоят зажженные лампады, есть 2 престола. Один из них католический, он установлен на месте, где Иисуса Христа гвоздями прибили ко Кресту. Он носит название «Престол пригвождения к Кресту» - это серебряный ковчег с нарисованными на нем сценами библейской истории. Этот престол был создан в 1588 г. известным итальянским мастером Доминико Портеджани. Алтарь был подарен Фердинандом Медичи. В прошлом веке - в 1937 г., стены католической части Голгофы были украшены мозайкой, на ней изображена Сцена пригвождения Иисуса. Также престол украшен красивейшими канделябрами, которые являются сегодня лучшими образцами художественного церковного мастерства. Справа от алтаря есть окошко – именно через него в те стародавние времена попадали на Голгофу.

Престол, находящийся слева, принадлежит Греческой православной Церкви. Его установил в 11 веке Константин Мономах. При чем, именно на том месте, где распят и принял Свою крестную смерть Иисус Христос. Непосредственно Распятие размещено за Престолом, его размеры соответствуют подлинному кресту. Неподалеку от него находятся изображения Богородицы и Иоанна Богослова. Рядом с престолом есть в горе Голгофа большая трещина, появившаяся, по библейскому преданию, во время землетрясения, произошедшего в момент смерти Иисуса Христа.

14 станция Виа Долороса. Место положения тела Христа во гроб

Место, где тело Господня было положено во Гроб и, где в третий день произошло Его славное Воскресение, является 14 и последней станцией Крестного Пути Спасителя- Виа Долороса (Via Dolorosa).

Над Гробом Господнем возвышается храме, который назван в честь этого места - Храм Гроба Господня. Здесь сконцентрировано большое количество Святынь, связанных с самым главным в жизни.

Над Гробом Господним установлена Кувуклия. Тут Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса в склеп, римские войны заложили вход огромным камнем, а первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Здесь же, в третий день, произошло славное Воскресение Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Партнеры проекта