Быстрая регистрация
Вход без регистрации
Используйте другие сети для доступа в Елицы
Вход
Забыли пароль? Восстановить

27 святынь

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Храм Гроба Господня - центр всего христианского мира, место, где сошлись в одной точке небесное и земное. Здесь закончилась земная жизнь Иисуса Христа и произошло Его Воскресение.
Сложнейшее строение, включающее около 40 отдельных зданий, место где в отсутствие карты практически невозможно не заблудиться - все это Храм Гроба Господня.
В него включены такие святые места, как Голгофа - гора, где прошли последние часы жизни Христа, где он был распят и пещера, где находится Гроб Спасителя. Существуют достоверные сведения о том, что под Храмом есть тайные подземные ходы, доступ к которым имеют избранные. Владеют им – его отдельными частями – несколько христианских конфессий.
За много веков своего существования он три раза уничтожался и строился заново. Как очень точно отмечал некогда один из паломников, все фанатики мира считали своим долгом разрушить Храм.
Последний раз его восстанавливали в 1927 году после сильного землетрясения. Здание, которое мы видим сегодня, было восстановлено после пожара - в 1808 году. Это было время, когда Европу занимало лишь одно - наполеоновская война, поэтому призыв о помощи в восстановлении Святыни тогда не был услышан. Этим умело воспользовались греческие монахи: они быстро получили разрешение от турецких властей на восстановление церкви и стали по факту единственными хозяевами этой ситуации. Но, по попущению Божьему на восстановительные работы были привлечены совсем непрофессиональные люди, что стало причиной уничтожения многих ценных памятников.
Сегодня уже, к сожалению, не увидеть надгробие Готфрида Бульонского, многих правителей Иерусалима, колонны центрального зала и мн. др. Через несколько лет после окончания этих «восстановительных» работ в Храме обвалился главный купол. Он был восстановлен на прежнем месте только при Николае I, при этом финансировались работы Россией и Францией.
Первое строение над Гробом Господня было построено при императоре Константине Великом, большую роль в этом сыграла его мать - царица Елена. Изображение первой постройки сохранилось на одном из экспонатов из слоновой кости, находящемся в немецком музее. Историки полагают, что именно этот первый Храм стал прообразом херсонесского собора, где был крещен Великий князь киевский Владимир.
Позже упомянутый выше император поставил себе цель возвести над Гробом Храм, совершеннее всех, существовавших когда-то на Земле, и чтобы все строения при нем были красивее лучших архитектурных строений того времени. Однако и этого, непревзойденного по своей красоте не стало: он был разрушен в 614 г. царем Персии.
Попытка восстановить Храм была предпринята через некоторое время патриархом Иерусалимским Модестом. Однако и он был разрушен вскоре.
Несколько позже - в 12 в. над Гробом Господним был возведен новый Храм. Это было во времена правления императора Константина (Мономаха). Но, как свидетельствуют исторические данные, он во всем уступал предыдущей постройке – и по красоте, и по качеству. В итоге, крестоносцы, позже захватившие Иерусалим, решили его перестроить, что и начали делать в 1130 году. Он тоже просуществовал недолго - до того времени как крестоносцы ушли со Святой земли. В 16 веке по распоряжению Карла V Храм, построенный крестоносцами, разобрали и построили там же новый, простоявший до пожара 1808 г.
Комплекс строений Храма Гроба Господня сейчас состоит из собора Воскресения, Храма на Голгофе и часовни Гроба Господня.
Камень Помазания - святое место, которое находится рядом со входом в Храм. Это плита, где верные и тайные ученики Иисуса помазали миррой тело Его и окутали Плащаницей. Над Камнем расположен балдахин, стоящий на 4-х колоннах, по периметру его висят лампады с негасимым огнем. Недалеко от Камня - одна из стен Воскресенского собора, а чуть поодаль - вход на Голгофу, находящуюся рядом с Храмом Гроба Господня, буквально рядом с центральным входом. Недалеко от этого места можно увидеть ротонду здания, она покрыта голубым куполом и составляет 32 м в диаметре. Вокруг нее стоит 18 огромных колонн, а в центре ее - стоит часовня из мрамора – Кувуклия, возвышающаяся над пещерой Гроба Господня. Именно здесь погребен Спаситель, после Воскресения, поэтому Кувуклия - это центр всего храмового комплекса строений.
Часовня появилась в начале 17 века. Построена она была греческим архитектором, не поскупившимся на обилие изысканных и богатых архитектурных решений и безукоризненную отделку деталей. Часовня закрывает собой пещеру, где находилась гробница с телом Спасителя. Она поделена на две части: придел Ангела(большая по размеру часть) и пещеру Гроба Господня (вторая, меньшая часть).
Аналой, находящийся в самом центре придела Ангела, содержит в себе часть Святого Камня, который преграждал собой вход в пещеру. Что касается Камня, то по свидетельству евангелиста Матфея, на этом камне сидел Ангел, когда сошел с небес. Именно поэтому придел и получил такое название. В пещере Гроба Господня находится также и каменное ложе, именуемое «лавицей» - именно здесь лежало тело Христа после смерти. Святая «лавица» уже с первого века была своего рода алтарем для проведения литургии. Размеры ее составляют 2 м в длину и 1, 5 м в ширину. Она покрыта белым мрамором, при этом на одной из плит есть трещина. Существует несколько преданий, рассказывающих о том, как появилась эта трещина. Пещеру Гроба Господня освещают 43 лампады, огонь в которых поддерживается представителями разных христианских Церквей. На лавице каждый день разными церквями совершается 3 литургии.
Голгофа - еще одна святыня, входящая Храм Гроба Господня. Подняться на нее можно непосредственно из Храма. К месту Распятия Спасителя нужно подниматься по мраморной лестнице. Священнослужители могут подняться на гору другим путем, не через лестницу. Голгофский Храм небольшой, размер его в диаметре всего 24 метра. Освещается он одним окном, выходящим на небольшую, плохо освещенную солнцем площадку.
Благодаря тому, что Голгофский Храм поделен на две части: православную и католическую, молящиеся часто могут слышать, как происходят службы другой конфессии. Все места, где в библейские времена происходили главные события, отмечены в храме особым образом, например, там, где некогда находился Крест Распятия сейчас стоит престол. Располагается он на нескольких столбах - здесь совершается бескровная жертва. Расположение же крестов разбойников помечено на полу черными окружностями.
Недалеко от престола сквозь окошко, сквозь стекло которого можно увидеть подлинную расселину в камне, образованную в последние секунды жизни Христа. Данные исследований подтверждают, что этой трещине несколько тысяч лет, т. е она совпадает со временем с теми историческими временами.
У спуска горы расположены гробницы первых правителей Иерусалимского королевства.
К Храму Гроба Господня примыкает собор Воскресения, в котором есть четырёхъярусный иконостас, с иконами, в том числе подаренными русским императором Александром I, также здесь есть паникадила, пожертвованные Николаем I.
В самом центре соборного Храма Воскресения есть небольшая возвышенность, своего рода пьедестал. На нем расположена ваза. Это место в народе называют «пупом земли». Также здесь есть небольшая часть тернового венца Спасителя. Паломники, спустившись по длинной лестнице вниз могут попасть в подземный Храм. Именно здесь был найден крест.
В крипт «Обретения Креста» нужно спускаться по 13 неровным ступеням: здесь в 320-х гг. императрица Елена и увидела Крест Господень.
Важной святыней Храма также является Часовня Разделения Риз, принадлежащая армянской церкви. Здесь по библейскому преданию, воины, охранявшие распятого Иисуса Христа, делили Его одежду после смерти. Также рядом находится часовня Пригвождения к Кресту и Распятия.
На территории комплекса Храма Гроба Господня даже сохранилась скала, к которой привязывали крест Иисуса Христа во время жестокого избиения – она находится здесь же – во францисканском монастыре.
Храм Гроба Господня — самое посещаемое святое место у всех христиан. Вот уже две тысячи лет здесь каждый день идут богослужения разных христианских конфессий.
Несколько интересных фактов о Храме Гроба Господня:
1. Эта важнейшая христианская святыня одновременно принадлежит ряду христианских конфессий. Все они хотят иметь на него особые, привилегированные права. Подразумевается, что Храм, так чтимый всеми верующими христианами, должен быть идеальным во всех отношениях, однако это не во всем соответствует действительности. Ведь договориться представителям всех религий очень непросто. Удивляет, что дверь, ведущая в Храм - это очень узкий проход, и не по нему в главные христианские праздники проходят тысячи паломников. Из-за того, что дверь очень узкая и маленькая передвигаться по проходу весьма затруднительно и даже опасно. Все христианские конфессии, владеющие частями Храма Гроба Господня, знают, что нужен более широкий и большой вход, и даже были неоднократные попытки договориться – сделать еще один вход, но это не дало никакого результата. Вряд ли в ближайшее время что-то изменится.
2. Храм поделен между 6-ю христианскими Церквями. Каждой из них выделены свои части в нем, и в разные часы там проходят службы разных религий. Это деление произошло во времена Османской империи, в 1853 году. Указ этот, регламентирующий взаимоотношения всех конфессий и порядок использования святых мест был назван «Статус Кво». Не будь его, вряд ли враждующие между собой религиозные направления христианства могли бы молиться рядом друг с другом. Но есть место и некоторым разногласиям. Так, 5 лет назад Храму грозило отключение воды. Причиной стала банальная неуплата: никто не хотел оплачивать задолженность, считая, что это должны делать другие.
3. Раздел территории Храма произошел, как уже отмечалось в 19 в., однако вопрос хранения использования ключей от него был решен еще в 12 в. Эти права принадлежат двум мусульманским семьям - Юдех и Нусейа. При этом хранятся они в первой, а используются - второй. Право это передается в семьях по наследству.
4. В подземной церкви Святой Елены, вдоль темной лестницы, ведущей к месту Обретения Креста, на стене, если приглядеться, можно увидеть вырезанные кресты. Они были оставлены еще крестоносцами, захватившими Иерусалим в 1099 г.

Камень бичевания Господа

Паломники, которые окажутся в Храме Гроба Господня, наверняка захотят обойти его полностью и заглянут в его нижнюю галерею. Здесь хранится одна из христианских святынь – Камень Бичевания Иисуса Христа. Именно на нем Его избивали плетями, надевали на Его голову терновый венец и снимали с Него одежду.
Ежегодно в Святую Пятницу здесь происходят настоящие чудеса. Каждый, кто прикладывает свое ухо к этому месту страданий Господа, слышит отголоски событий, которые произошли с Ним две тысячи лет назад: Его стоны, свист плетей, крики разъяренной толпы «Распни Его!», и, даже, как натужно кричит, или, вернее сказать, рычит тот человек, который подвергает бичеванию тело Божьего сына.
К сожалению, прочувствовать все это дано совсем не каждому. Только человек с чистой душой и добрым сердцем может прикоснуться к великому прошлому. По словам счастливчиков – это незабываемое ощущение, которое затем позволяет иначе смотреть на жизнь, и даже прибавляет мудрости. Что касается грешников, то им чаще всего слышатся совершенно иные звуки, к примеру, конский топот.
Храм Гроба Господня (храм Воскресения) – это уникальный архитектурный памятник, каких больше нет нигде на земном шаре. Несмотря на отсутствие вычурности, в нем повсеместно присутствуют неповторимое величие и неоспоримая святость. Согласно Библии именно здесь была пролита кровь Иисуса Христа, которая навсегда освятила грешную землю. Как и множество других величайших сооружений, храм строился веками. Ну и, конечно же, не раз подвергался разрушениям. Его отстраивали дважды, последний раз в XII столетии.

Место обретения Животворящего Креста Господня

Животворящее Древо Креста Христова было обнаружено св. царицей Еленой с большим трудом в заброшенной цистерне, куда оно было сброшено с другими крестами после распятия. Эта цистерна находится глубоко в земле, вход в нее из полутемной галереи, идущей вдоль стен Храма Воскресения, вправо от лестницы на Голгофу (см. план).
30 ступеней ведет вниз в армянскую церковь св. Елены; в правом углу этой церкви темная лестница в 13 железных ступеней приводит в пещеру (бывшую цистерну) Обретения Креста. В глубине лежит мраморная плита на самом месте обретения; здесь первое время долго хранилось Животворящее Древо, и здесь воздавалось ему поклонение.
Окно вверху из церкви св. Елены обозначает место, откуда св. царица следила за раскопками в поисках Креста и бросала для поощрения работавших деньги.
В этой же галерее имеется еще несколько малых приделов, посвященных воспоминаниям Страстей Христовых. Галерея обходит соборный храм, принадлежащий грекам и расположенный против входа в Кувуклию, и приводит с другой стороны снова в ротонду Кувуклии (см. план Храма).
Под Голгофским приделом вправо от камня Помазания расположена Часовня Адама, названная так потому, что по преданию праотец Адам был погребен в Голгофском холме, и кровь Спасителя сквозь расщелину, образовавшуюся во время землетрясения при Распятии, омыла прах прародителя. Эту расщелину, идущую от самого верха, можно наблюдать в скале через стеклянное окно в глубине часовни, где стоит престол во имя прав. Мелхиседека, первого Иерусалимского царя.
Дверь направо из часовни Адама ведет в Канцелярию Хранителя Св. Гроба, греч. архимандрита, у которого можно записать имена для поминовения за литургией на Живоносном Гробе Господнем.
Участок земли, занятый Храмом Воскресения, со времен Саладина принадлежит двум турецким семействам, у которых хранятся ключи от Храма. Они открывают ежедневно священное здание по просьбе одного из трех служащих в нем христианских исповеданий, за некоторую плату. Храм закрывается с сумерками и отворяется в 4 ч. утра.

Колонна Благодатного Огня

Каждый посетитель Храма Гроба Господня может видеть мраморную колонну, рассечённую вдоль необычной трещиной. Её длина- более метра в длину, к низу она расширяется до 8 см в ширину и глубину.
Трещина чудесным образом появилась в 1579 году в Великую Субботу. Великая Суббота - это день, когда по молитве православного Патриарха Благодатный Огонь сходит во Гроб Господень.
Пробовали молиться о Благодатном Огне представители других конфессий, но безрезультатно.

И вот одна из таких попыток закончилась следующим:
В Великую Субботу 1579 года представители Армянской церкви (к сожалению, как и с Католической церковью у Православной нет Евхаристического общения) добились у иерусалимского паши разрешения в Великую субботу быть одним в храме. Дав свое согласие, паша тем самым не впустил православного Патриарха и остальных православных, собравшихся у храма. Они были вынуждены молиться у входа в храм. Вдруг среди ясного неба раздался громовой удар, одна из колонн начала трескаться и оттуда брызнул Благодатный Огонь, от которого Патриарх зажег свою свечу.

Его примеру последовали все пришедшие в храм. При этом православные стали прыгать и кричать, прославляя Бога. С того момента это стало их традицией. После этого события представители других конфессий оставили попытки молитв о Благодатном Огне.

Кроме того, мусульманин Омир, увидев это чудо, бесстрашно провозгласил, что он теперь христианин. За это он был обезглавлен, а его тело сожжено перед храмом. Служения в память о нем совершаются 19 апреля.

Место стояния святых Жен в Храме Гроба господня

Место стояния святых Жен обозначено каменной сенью напротив Голгофы, к западу.

Игумен Даниил в своем знаменитом «Хождении» в начале XII века указывает иное место стояния святых Жен: «Тут стояли и многие другие и издали смотрели: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, здесь же стояли все, которые пришли из Галилеи с Иоанном и с матерью Иисуса, стояли все известные друзья Иисуса, смотрели издали, как пророк предсказывал: «Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа. И ближнии мои отдалече мене сташа». (Пс.37:12, 13) И это место находится далее от распятия Христа, примерно на полтораста сажен (300 метров) к западу от Распятия, название места тому Спудий, которое переводится "Тщание Богородично". На этом месте ныне монастырь стоит и церковь во имя Богородицы, со стрельчатым верхом».

В наши дни это место указывается внутри Храма Гроба Господня, значительно ближе к Голгофе (не далее 50 метров).

Лавица - каменное ложе Христа

Каменное ложе, на котором покоилось тело Христа находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Это и есть единственный в мире гроб, который, по словам святых отцов, не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения. «Христос жив, и в последний день во славе явится судить мир».
Святая лавица покрыта белой мраморной плитой – трансенной. Она появилась здесь в 1555 году и служит не столько для украшения ложа, сколько для его защиты.

Трудно даже вообразить, сколько паломников побывало в Гробе Господнем за полторы тысячи лет, и едва ли не каждый из них стремился унести с собой хоть крошечный камушек с ложа Спасителя. Об этом свидетельствует заметное углубление с одной стороны святыни.

На самой же плите можно увидеть глубокую поперечную трещину. По преданию, несколько веков назад мусульмане задумали забрать плиту для украшения мечети, но она неожиданно треснула и стала, таким образом, для разорителей гробницы совершенно бесполезной. Больше ее не трогали.

Придел Адама в Храме Гроба Господня

В начале прохода направо от Камня Миропомазания в Храме Гроба Господня в Иерусалиме можно обнаружить проход со ступеньками, ведущими вниз, под Голгофу - там расположена небольшая часовня (придел), принадлежащая ортодоксальной греческой церкви. Это придел Адама (придел Адамовой Главы), первого человека - собственно, его могила. В притворе придела погребена, по крайней мере, его голова (это сделал Мелхиседек - поэтому этот придел иногда называют его именем). Из придела можно попасть в ризницу где хранится частица Животворящего Креста.

За довольно простым алтарем (престолом) в стене сделано что-то вроде окна, через стекло которого виден участок скалы с трещиной. Образования вокруг трещины действительно напоминают череп (это и считается частью окаменевшего черепа Адама). Как известно, Адам и Ева совершили первородный грех: вкусили плоды "от древа познания добра и зла" и были изгнаны из Рая. Прожив девятьсот с лишним лет, Адам умер. Сын Адама Сиф сплел умирающему отцу венец из ветви, принесенной ангелом. Это была ветвь того самого райского "древа познания добра и зла", с этим венцом Адама и похоронили. Новое дерево, выросшее на могиле из венца, разделилось на три ствола и достигло огромной высоты. Но наводнение унесло его часть с головой (черепом) Адама в корнях. По некоторым преданиям только царю Соломону удалось вернуть его в Иерусалим (но вообще, "показания" мифотворцев в этой части истории сильно расходятся). Так или иначе, Иисус был распят на кресте, сделанном из этого дерева, а крест установили на Голгофе, в толще которой лежал череп Адама. "И когда совершилось предание Господа нашего Иисуса Христа, привели к Пилату Христа и двух разбойников. Пилат приказал, и сделали из тех дерев три креста. И распяли Христа на древе, что выросло из главы Адама" ("Слово о крестном древе"). Когда Христос испустил дух на кресте произошел некий природный катаклизм. "И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни" - Матфей, 27:51. От землятресения образовалась трещина, от подножия креста она продлилась вглубь Голгофы. А кровь Иисуса, пролившись по ней на череп Адама, смыла первородный грех. Поэтому канонические изображения Голгофы включают и череп. Говорят, что ширина этой трещины регулярно измеряется какими-то то приборами, и она остается строго неизменной - 15 см. Измерения делают, кажется, раз в два месяца. Если трещина начнет расширяться - значит, близится конец света. О котором мы и узнаем таким "строго научным методом", надо полагать, за несколько недель до его наступления... Также у входа в Придел Адама - две прямоугольных мраморных плиты, напоминающие скамейки. Это надгробия Протектора Иерусалима Готфрида Бульонского (Готфрид в свое время отказался принять титул Короля Иерусалимского, заявив, что в этом месте король один - Господь Всеблагой, и согласился лишь на звание Почетного Протектора Иерусалима) и его преемника Короля Иерусалимского Балдуина Первого. На самом деле останки Иерусалимских королей были утрачены при пожаре 1808 года, но надгробия восстановлены, и перенесены сюда позже (изначально они находились в другом месте Храма Гроба Господня). Однако, по некоторым данным, придел Адама служил королевской усыпальницей Латинского королевства в 1100-1187 годах... Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (или же греческую канцелярия ризничего - на самом деле это бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу (Санктуарий Храма Гроба Господня - Treasure Room, Reliquary), где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых. Частица Животворящего Креста находится в малом кресте, который поддерживают святые Константин и Елена на иконе (в окладе византийского импрератора Мануила). Это самая большая из известных частей Животворящего Креста. Ризница чаще всего закрыта, однако в определенное время все-таки можно припасть к частице Животоворящего Древа. Ранее в одной из ниш Темницы Христовой была помещена икона Пресвятой Богородицы, которая в одно время на Страстной седьмице плакала. Сегодня эта икона отреставрированная монахинями монастыря св. Марии Магдалины в Гефсимании и тоже находится в Санктуарии храма.

Придел Ангела

Придел Ангела расположен в восточной части Кувуклии. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда – по числу основных исповеданий. В северной и южной стене – овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное – для армян, северное – для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Виден вход к пределу Гроба Господня. Одновременно у Гроба могут находиться не более 2-3 человек. Раньше входить полагалось без обуви.

14 станция Виа Долороса. Место положения тела Христа во гроб

Место, где тело Господня было положено во Гроб и, где в третий день произошло Его славное Воскресение, является 14 и последней станцией Крестного Пути Спасителя- Виа Долороса (Via Dolorosa).

Над Гробом Господнем возвышается храме, который назван в честь этого места - Храм Гроба Господня. Здесь сконцентрировано большое количество Святынь, связанных с самым главным в жизни.

Над Гробом Господним установлена Кувуклия. Тут Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса в склеп, римские войны заложили вход огромным камнем, а первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Здесь же, в третий день, произошло славное Воскресение Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Партнеры проекта