Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Научно-техническое творчество

Информация и душа

Большая часть атеистически настроенной публики полагает, что душа сводится к информации. Это предположение лежит в основе проектов по переносу человеческой личности на искусственные носители (трансгуманизм, сеттлеретика и пр). И, возможно, понятность и технологичность «информации» в отличие от «души» (под которой в обыденном сознании что только не подразумевается) делает такую картину более привлекательной для разума, пытающегося себя познать.

Однако, идея эта не нова и восходит ещё к противникам Платона: «Душа подобна форме кувшина или налаженности струн лиры» (то что мы бы сейчас назвали информацией). Если разбить кувшин или разломать лиру, то и форма кувшина погибнет, и гармония звуков лиры исчезнет. Платон возражает на это в том смысле, что душа не просто «настроенность» тела, не его внутренняя гармония, но нечто существующее до него. Платоновское представление унаследовали и некоторые христианские мыслители: Ориген, Синезий, и другие.

Но мнение о предсуществовании души было осуждено на Константинопольском соборе в 541 году, хотя и по сей день оно популярно среди широких народных масс. По учению же святых отцов, душа появляется вместе с образованием тела. Вообще, душа и тело в православной традиции мыслятся не как две детали, а как разные стороны единого целого. Это оставляет вопрос об информационной природе души открытым для исследования и обсуждения.

Платон бы, наверное, сразу обратил внимание на то, что в этом случае со смертью тела и «гармония звуков лиры исчезнет», умрет душа. Он, конечно, не мог вообразить какую власть над «формами, звуками и гармониями» даст человечеству развитие вычислительной техники. Но нам совсем уж нелогично сомневаться в том, что уже если мы сами можем копировать и обрабатывать всевозможную информацию, то всемогущий Творец и подавно сможет позаботиться о «гармониях наших лир».

Мы привыкли вслед за Платоном рассматривать душу как нечто простое. А простоту он назначил ей чтобы обеспечить бессмертие — ведь что-то составное рано или поздно развалится. Но в наш век этот аргумент выглядит неубедительно. Электрон и фотон весьма просты, может быть даже неделимы, но уничтожить их всё-таки несложно. А всемогущий Бог очевидно, способен вечно сохранять любую душу - сколь сложной и хрупкой она бы не была. В нашем богословии душа также традиционно называется простой, но здесь не всё так просто. У прп. Иоанна Дамаскина говорится, что душа «простая», и в том же абзаце «Ум принадлежит душе... как чистейшая часть ее самой. Что глаз в теле, то и ум в душе.»

Святые отцы вслед за античными философами относят к способностям души разум, волю и чувства. Развитие кибернетики позволило создавать машины и программы, поведение которых вплотную подошло к имитации поведения животных, а в некоторых областях соперничает с человеком. В экспериментах, подражающих способностям души, используется много информации и вычислений. Структура, содержащая много информации — сложна. Вычисления постоянно меняют эту информацию. Душа согласно прп. Иоанну Дамаскину «доступна изменению». Может ли быть изменяемое простым? Вопрос непростой. Всё это делает аргумент Платона ещё более сомнительным.

Не думаю, что правы те, кто перед каждым шагом робототехники ставит табличку "дальше вам никогда не продвинуться, это может делать только человек". Слишком часто эта табличка передвигается. Стали обыденностью опыты в которых искусственный интеллект пишет картины, ведет непринужденную беседу, воспринимает себя как нечто отличное от окружающей среды. Но ведь этими тремя способностями по учению св. отцов мы выделяемся из животного мира не качественно, а количественно. Да и то, может быть только разумом — воля и чувства у животных могут быть и более развиты, чем у нас. А животные и роботы, похоже, обладают сходным статусом в бытии.

Святые отцы видели отличие душевной жизни человека от животных не в чем-то из этого, а в особой способности к познанию Бога, называемой ими духом. А то, что относится к общению с Богом, по определению выходит за рамки науки. Поэтому едва ли обоснована боязнь некоторых, что на пути создания искусственного интеллекта или изучения нейронаук вдруг "наука докажет что Бога нет". Скорее, наоборот - рассеет многие суеверия, как рассеяли их (основанные, по преимуществу, христианами) астрономия, химия, биология, физика. При этом могут значительно измениться наши представления о соотношении материального и духовного в таких пограничных вещах как, например, творчество, настроение, восприятие. В целом, нам очень не помешало бы избавиться от путаницы между духовными в строгом смысле этого слова (т. е. связанными с Богом лично) и душевно-телесными явлениями в самих себе.

Посмотреть предыдущие комментарии
13 октября 2015 в 18:03

Я не вполне четко понимаю термины "личность" и "ипостась" :( И, боюсь, не одинок в этом. Только что зарегистрировал сайт pntt.ru, где хочу разместить навигатор по статьям данного сообщества и список определений основных терминов.

14 октября 2015 в 13:31
Александр Оликевич# 13 октября 2015 в 18:03

Я не вполне четко понимаю термины "личность" и "ипостась" :( И, боюсь, не одинок в этом. Только что зарегистрировал сайт pntt.ru, где хочу разместить навигатор по статьям данного сообщества и список определений основных терминов.

Александр, это известная проблема. Афанасий Великий по ипостасью понимал то, что Великие Каппадокийцы называли впоследствии сущностью. Разброд после Первого Вселенского Собора был во многом вызван именно несогласованностью формулировок.

14 октября 2015 в 14:02
Александр В.# 14 октября 2015 в 13:31

Александр, это известная проблема. Афанасий Великий по ипостасью понимал то, что Великие Каппадокийцы называли впоследствии сущностью. Разброд после Первого Вселенского Собора был во многом вызван именно несогласованностью формулировок.

Александр В., как бы нам сделать, чтобы в богословской мысли было написано не просто "ипостась", а, скажем, <475>. А чтобы прочитать мысль выбираешь из списка терминологическую систему, например Афанасия Великого, которая имеет, например, номер <8>. И тогда сервер находит в базе запис...

Развернуть

14 октября 2015 в 17:09
Александр Оликевич# 14 октября 2015 в 14:02

Александр В., как бы нам сделать, чтобы в богословской мысли было написано не просто "ипостась", а, скажем, <475>. А чтобы прочитать мысль выбираешь из списка терминологическую систему, например Афанасия Великого, которая имеет, например, номер <8>. И тогда сервер находит в базе запис...

Развернуть

Александр, боюсь, что так не получится. :-) Вот возьмем апостола Павла, например. Он с иудеями был как иудей, с эллинами как эллин. Вообще - стал всем для всех (что бы спасти хотя бы некоторых). Как такое можно проиндексировать? Кватернионы не помогут. Нужно от многомерного пространства переходи...

Развернуть

14 октября 2015 в 17:50
Александр В.# 14 октября 2015 в 17:09

Александр, боюсь, что так не получится. :-) Вот возьмем апостола Павла, например. Он с иудеями был как иудей, с эллинами как эллин. Вообще - стал всем для всех (что бы спасти хотя бы некоторых). Как такое можно проиндексировать? Кватернионы не помогут. Нужно от многомерного пространства переходи...

Развернуть

Это, конечно, шутка.

23 октября 2015 в 08:41
Александр В.# 13 октября 2015 в 16:29

Отличная статья. Я бы добавил, что святые отцы видели отличие человека от животных в том, что каждый человек представляет собой частную сущность: человек не сводится к природе, он - личность, вернее - ипостась; он - частная сущность. В отличие от этого, любое животное сводится к его природе. Вы н...

Развернуть

Александр В., простите, не соглашусь.Статья ошибочная.Святые Отцы учат о душе СОВСЕМ ПО-ДРУГОМУ. Это ошибочные выводы автора, и не более того.В ереси авторов уводит, скорее, Аристотель, чем Платон.Простите.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: