Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Православие "последних времен" . Глава 8. Часть 1- 2.

ГЛАВА 8. Верующий и Власть.

1. Христианин как образец для общественной, семейной и личной жизни.
2. Церковь, христианин и общество - свобода и принуждение.
*** 1 ***
Сознание верующих людей - мирян, священнослужителей и монахов, формируется под воздействием не только духовных факторов - положительного влияния Творца, Сил Света и Церкви, и отрицательного влияния падших ангелов. Верующий не может полностью обособится от общества и государства, семьи и родственников. Кроме того решающим фактором духовного развития является воля самого человека, творчески созидающая себя в соответствии с волей Бога, или губящая себя под воздействием темных сил.
Сознательно и добровольно исполняя Божественные заповеди, человек гармонично развивает свою личность и реализует богоданные таланты, правильно применяя телесные, душевные и духовные качества. Вопреки любым внешним воздействиям, христианин призван решительно преображать себя изнутри, очищая свое естество от власти греха и зла, наполняя ум и сердце благодатным духом праведной жизни, бескорыстного добра и самоотверженной любви.
Христианское духовно-религиозное творчество совершается не только ради личного спасения верующего. Сын Божий Господь Иисус Христос пришел для спасения всего нашего мира. Принимая Христианство, православный верующий дает согласие сознательно соработать Богу в деле спасения человечества.
Христианин, вольно или невольно общается с окружающим миром, воздействуя на его материальное и духовное состояние. Независимо от отношения верующего к обществу и общества к верующему, христианин обязан творить людям только добро, должен относиться к окружающим только с любовью, показывая миру пример праведной жизни во Христе.
Праведная христианская жизнь является основным средством личного спасения. Одновременно это главное и самое сильное средство проповеди христианского учения, несущее миру свет истинной веры, приводящее человечество к познанию Бога и подлинного смысла человеческого бытия.

13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Мф 5 (13-20)

*** 2 ***
Церковь, христианин и общество - свобода и принуждение.

В истории Христианской Церкви чаще всего наблюдаются различные духовно-временные периоды, когда светская власть занимает по отношению к Православной Церкви или враждебное или слишком «заботливое», в отрицательном смысле, отношение. Периоды реальной симфонии - гармоничных отношений государства и Церкви, немногочисленны и кратки.
В наше время государство и общество современной России относятся к проблеме вероисповедания преимущественно нейтрально, фактически безразлично разрешая свободный выбор религии и духовного мировоззрения. Впрочем, это скорее кажущаяся свобода и видимое спокойствие, поскольку православные христиане, при любых попытках реальной проповеди христианской жизни, постоянно встречают сильное противодействие.
В моду все больше входит пресловутая «толерантность», означающая всеобщую веротерпимость, когда каждый выбирает веру сам и не мешает делать это окружающим. В теории все выглядит красиво, но на практике толерантность обычно превращается в отрицательную «терпимость ко греху». Телесные и душевные страсти объявляются нормальным человеческим состоянием, всячески пропагандируются и утверждаются, в то время как верующим запрещается критиковать греховную жизнь, дабы не «оскорбить чувства» неверующих грешников. В итоге подобной «веротерпимости» нормальные верующие автоматически превращаются в «неправильных» членов общества и формируется соответствующее общественное мнение, представляющее православных «ограниченными фанатиками и религиозными террористами».
Православные верующие согласны с тем положением, что государственная власть в законном порядке имеет право разумного влияния на сферу религиозной жизни. Государство должно контролировать религиозную деятельность, запрещая причинение обществу и людям физического и морального, нравственного и духовного вреда со стороны верующих.
Для поддержания общественного равновесия государственная власть обязана не допускать превращения религиозных организаций в националистические и политические, тоталитарные и демонические образования, не имеющие с религией ничего общего.
Естественно, что государство также обязано защищать права и свободу нормальных верующих, ограждая их от кощунства, насилия и угнетения со стороны неверующих и общества.
Для нашего грешного мира данное положение вещей является наиболее приемлемым, если сравнить его с положением «господствующей государственной Церкви», превращающей веру в идеологию, или угнетенным состоянием Церкви при безбожных тоталитарных режимах, когда вера уничтожается всеми возможными способами. Но, к сожалению, не самым полезным, потому что светская власть находится в руках фактически неверующих людей, далеких от правильного христианского взгляда на мораль, нравственность и духовное развитие общества.

*******
Вначале необходимо сказать несколько слов о «языческой» религии древних славян. Во первых полноценной религии, как таковой, у славян не было. С одной стороны невозможно отрицать, что славянские народы будущей России, как и все народы мира, имели духовно положительные религиозные воззрения. С другой стороны не стоит забывать, что славянское мировоззрение, как и любое язычество, было сильно искажено демоническим влиянием. Фактически российское государство и оформленная религиозная жизнь начинаются для России с принятием Христианства. Православие стало традиционной религией русского народа, и уже тысячу лет несет людям подлинные, проверенные временем духовные ценности.
Не стоит рассказывать о том, как относилась к Православию и другим религиям коммунистическая власть, решившая полностью искоренить веру в России. Потом положение решительно изменилось, и Православная Церковь получила реальную свободу. Однако в силу бездуховности мирской власти, ее «нейтральная благожелательность» по отношению к религии нередко принимает весьма странные формы и оттенки.
Как ни странно, но именно Православие современная власть фактически отрицает, поддерживая Православную Церковь и православную веру в основном словесными обещаниями. Или иногда наоборот грубыми полицейскими мерами, что вредит проповеди Православия еще больше. Причина в том, что подлинная вера всегда мешает власти гордых и богатых, самолюбивых и тщеславных «правителей мира», которые по внушению сил зла делают все возможное для того, чтобы истинно полезное и спасительное религиозное знание не дошло до сознания людей. Неудивительно, что в России нашего времени искаженные виды Христианства, различные тоталитарные культы и духовно опасные секты, приносящие обществу несомненный вред, пользуются свободой и даже явным покровительством мирской власти.
В идеальном варианте Церковь и Государство, духовно-религиозная и мирская власть, призванные заботиться о духовном спасении и материальном благополучии общества, должны быть единым организмом. Гармоничный образ сочетания обоих видов власти мы видим на примере Первохристианской Церкви. В начале становления Церкви, святые апостолы естественно соединяли материальную и духовную заботу о людях. В дальнейшем Православие пыталось воплотить данную идею в виде симфонии Христианской Церкви и государственной монархической власти, когда правитель сознательно является помазанником Божиим.
Еще ветхозаветная, а потом и новозаветная история мира и Церкви показали, что в силу греховности человечества, идеальный вариант совмещения духовной и мирской власти почти неосуществим. Тем не менее, вся Церковь в целом, ее служители и простые верующие, призваны стремиться к воплощению идеала благодатной христианской власти, построенной на принципах сознательной святости и бескорыстной любви.
Впрочем, в современном российском обществе, где православные христиане представляют меньшинство, реально приемлемым вариантом является скорее не слияние, а раздельное существование Церкви и государства, основанное на добровольном сотрудничестве и взаимопонимании.
Данное положение вещей находится далеко от традиционной православной «симфонии», означающей гармоничное согласие религиозной и мирской власти, которая в различной мере в отдельные времена существовавала в дореволюционной православной России. Но ничего лучшего, скорее всего, уже не стоит ожидать, потому что этого не хотят сами люди.

*******
Для осуществления полноценного и полезного взаимодействия с мирской властью, Православная Церковь, оценивающая действия светской власти с христианской точки зрения и дающая ей советы по духовному управлению обществом, должна находиться на благодатной высоте Первохристианской Церкви.
В свою очередь государством призваны управлять верующие и духовно мудрые люди, без чего невозможно правильно контролировать государственные процессы, направляя общество по пути социальной справедливости и духовно-нравственного преображения.
Примеры христианского взаимопонимания Церкви и государственной власти, приносящие обществу реальную пользу, наблюдались в России в отдельные периоды. В основном это относится к истории древней Руси, к временам таких благочестивых правителей, как равноапостольный князь Владимир и княгиня Ольга, благоверные князья Борис и Глеб, Владимир Мономах и Ярослав Мудрый, Александр Невский и Дмитрий Донской. Тогда наравне с мирской властью в управлении страной участвовали православные христиане и такие иерархи Церкви, как московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген.
Из-за греховности человечества случаи действительной симфонии духовной и мирской власти довольно редки. Но это вовсе не означает её неосуществимости. Из-за недостатка сознательной праведности самих христиан, идея православной симфонии, как наиболее приемлемый и полезный вид союза Церкви и Государства, на практике в разной мере искажается. Особенно яркий пример показывает правление царя Иоанна Грозного, который по своим задаткам действительно был образцом православного монарха, заботящимся о благе России и русского народа.
Несмотря на свой ум и благочестивые намерения, принесшие в начальный период его правления ощутимую пользу, Иоанн в дальнейшем не выдержал испытания властью. Царь увлекся властолюбием и попытался заменить собой соборный разум русского народа, не понимая, что праведная жизнь общества может осуществиться только добровольно и сознательно. Деятельность Иоанна сильно исказило демоническое влияние гордой власти и в результате Россия вместо порядка и процветания получила анархию Смутного времени, а династия Рюриковичей прекратила существование.
Обычно в истории наблюдается два основных варианта событий, когда демонические силы целенаправленно искажают природу государственной и религиозной власти. В странах, где утвердилось Западное Христианство-Католичество, церковная власть попыталась взять на себя функции мирской власти, присваивая безбожное право действовать любыми насильственными и обманными методами для утверждения религии и создания внешнего порядка. Западная Церковь сама попыталась стать государством, не изменяя его греховную - гордую и насильственную природу.
В истории Восточного Христианства-Православия церковная власть наоборот нередко подчинялась бездуховной мирской власти, оправдывая своим авторитетом все ее действия, как исходящие от Бога. Таким образом, Восточная Церковь фактически отказывалась участвовать в управлении обществом, отдавая его на порабощение силам зла. В обоих случаях мы видим демоническое искажение христианского союза духовной и мирской власти, основанное на греховности человеческого естества.
Что касается мирской власти, то во все времена она почти одинаково строится на обмане и насильственном подчинении простого народа. Красивые лозунги «все для блага народа», служат в основном для обмана людей, для лицемерного прикрытия корыстной деятельности гордых и алчных политиков.
Человеческая гордость всегда стремится к нераздельной абсолютной власти, независимо от того, какая это власть мирская или религиозная. Неудивительно, что силы зла всеми способами помогают прийти к власти своим темным «избранникам». Добрый и смиренный праведник не станет соперничать за власть с грешниками, применяя любые методы и способы. И потому к власти приходят преимущественно духовно непросвещенные, гордые и самолюбивые люди, которые достигают цели, действуя с помощью грубой силы и обмана.

*******
Искажение власти духом гордости, касается не только безбожной мирской политики. Оно нередко происходит с верующими, когда они забывают о высшей ценности христианской святости и любви. Обладатели богословского образования и священнического сана по праву стоят у кормила Церкви. Оспаривать их власть вредно и бессмысленно. Одновременно нельзя забывать, что для христианина «большим авторитетом» считается праведник, самоотверженно и смиренно служащий людям.
Говорить о непонимании земным человеком природы правильной власти можно лишь отчасти. Самолюбивый человек хорошо чувствует свою выгоду и только притворяется непонимающим, особенно если требуется пожертвовать чем-то личным ради реального блага людей. Мирская власть почти не скрывает свою гордую и корыстную природу, властолюбивые стремления и равнодушие к простому народу. В отношении религиозной власти все намного сложнее.
Видимое обрядовое благочестие и богословское образование не всегда являются главным фактором в творчестве духовно-религиозной власти. Без следования путем сознательной святости и самоотверженной христианской любви, действия религиозной власти могут приносить духовному развитию человечества несомненный вред. Вспомним католическую «святую инквизицию» и власть римских пап на Западе, а также подчинение Восточной Православной Церкви императорам Византии, отразившееся на дальнейших взаимоотношениях Русской Православной Церкви со светской властью Российской империи.
Киевская Русь восприняла византийский вариант союза-симфонии Церкви и государства. В начале государственного становления русской нации, представители мирской власти действительно уважали и слушались праведных представителей власти церковной. Среди русских князей было много благочестивых правителей, советовавшихся с духовенством и принимавших решения, согласные с духом христианской святости и любви. Но чем дальше, тем больше побеждала гордыня государственной власти, а правители России переставали слушать и слышать голос Православной Церкви. Праведникам приходилось молчать, а тем временем к церковному управлению при содействии мирской власти нередко приходили люди, готовые служить ей за земные блага «как угодно».
В итоге искажение идеи симфонии Церкви и Государства привело русский народ к революции 1917 года. Данный переворот был подготовлен не только безбожной частью общества, но также формальной верой и фарисейством самих православных, которые являлись верующими лишь по названию.
«Новая» безбожная коммунистическая власть решила совсем уничтожить Православную Церковь и русское Христианство-Православие. Впрочем, коммунистические гонения обрушились на настоящих верующих всех религий. Советские гонения на веру повторили начало христианской эры и сделали новомучениками большинство действительных православных. В итоге гонения и искажение подлинной сути христианской власти самими православными, чуть не уничтожило земную организацию Православной Церкви. Множество формальных православных легко отвернулось от веры, в церковную организацию проникли предатели-«обновленцы», а «государственной религией» России вместо Христианства стал богоборческий атеизм.

*******
Несмотря на внешние отличия, различные исторические эпохи имеют фактически одинаковую духовную сущность. Еще до Рождества Христова история Ветхозаветной Церкви Израиля показала миру все возможные образы взаимодействия Церкви и государства. В начале патриархи и пророки богоизбранного народа естественным образом соединяли светскую и религиозную власть. Потом греховность народа привела к не всегда благочестивому правлению царей и подчинению Израиля власти языческих империй. Перед пришествием Христа церковному руководству фарисеев и саддукеев, соединявшему функции мирской и духовной власти, приходилось, так или иначе, подчиняться языческим римским правителям.
Знаменательно, что израильские фарисеи и саддукеи применяли насильственные методы правления и «утверждения» религии, позже присущие Католичеству. Данная ситуация не может быть исправлена никакими «духовными» революциями, реформами и реформациями до тех пор, пока сами верующие не поймут необходимость искреннего отречения от гордости и властолюбия во имя служения спасению мира в духе смиренной любви.
Ветхий Завет дает нам образец правильных взаимоотношений светской и духовной власти, утверждая служение Единому Богу как основу земного бытия любого народа, как его единственную и главную цель. Однако человеческая греховность постоянно искажает правильное сочетание религиозной и государственной власти, требующее бескорыстного, самоотверженного служения материальному и духовному благу народа.
Как мы уже говорили, предводителя еврейского народа фактически соединяли в одном лице духовно-религиозную и светскую власть. Вопрос сборщиков храмовой подати «не заплатит ли ее Христос», на первый взгляд не должен был встретить со стороны Спасителя никакого возражения. Налог на благоустройство и содержание храма, на материальное обеспечение церковных служителей и помощь нуждающимся членам общества, есть, несомненно, полезное и благочестивое устроение.
Но уже само понятие «налога или подати на храм», несет в себе глубочайшее противоречие. Вера является областью духовной свободы, которую нельзя, да и просто невозможно загнать в рамки внешнего принуждения. Правильное положение дел требует вместо обязательного налога добровольной жертвы любви, сознательно совершаемой по мере сил каждого верующего.
Тот же принцип действуют в отношении христианина к духовной и светской власти. Любой верующий и не верующий человек обязан добровольно взаимодействовать с государственной властью, являясь по отношению к Родине любящим сыном и дочерью, искренне, самоотверженно служа Отечеству и своему народу по доброй воле.
Тем более верующий не имеет права оставаться в своей стране «посторонним» человеком, который трудится и соблюдает законы под принуждением, из-за боязни наказания. Также недопустимо принуждение в области религиозной жизни. Формальное благочестие, когда человек приходит в храм под давлением власти и общественного мнения, совсем ненужно Богу, подобно лицемерному притворству фарисеев.
Сознательный христианин хорошо знает подлинную цену религиозной и государственной власти, основанной на насилии и подчинении личности. Одновременно христианин понимает недопустимость духовной «свободы-анархии», ведущей к всеобщей греховной вседозволенности. Ведь не все люди являются полноценными, сознательными членами Церкви и общества.
Поэтому во имя сохранения общественного и духовно-нравственного порядка, христианин признает за государством право на твердые законные меры воздействия вплоть до принудительного силового управления, признает авторитет церковной власти и ее право на религиозное, моральное и нравственное воспитание народа. Власть просто необходима человечеству во избежание полного общественного развала.
Любая форма государственной власти влияет на общественное развитие преимущественно принудительными методами, требуя от людей обязательного подчинения государственным законам. Греховность человечества не оставляет государству иного выбора. Для сохранения общественного спокойствия необходимы твердая власть и армия, полиция и строгие законы.
Ослабление строгости государственной власти напрямую зависит от духовно-нравственного преображения общества в соответствии с христианским учением. Когда люди учатся праведной жизни и стремятся творить волю Божию, они перестают творить зло и общественный порядок налаживается сам собой. Поэтому Церковь Христова всеми мерами содействует религиозному воспитанию человечества в духе сознательной святости, самоотверженной любви и бескорыстного добра.
В отличие от власти мирской, церковная власть не имеет ни малейшего права на принудительную и насильственную проповедь веры. Иначе она лишается благодатной силы Святого Духа, перестает быть властью Христианской Церкви и начинает служить демоническим силам. Искажения религиозной власти можно исправить лишь одним способом - праведной жизнью членов Церкви. Иначе, по мере оскудения среди верующих благодатного духа сознательной праведности, земная церковная организация начинает духовно ослабевать и становится неспособной полноценно влиять на воспитание общества.

*******
Трезвое, критическое осознание ненасильственной природы религиозной власти, ни в коем случае не означает отрицания церковной организации и её прав в отношении воспитания общества. Несмотря на искажения смысла Христианства и умаление духа благодатной святости, земная Церковь сохраняется Богом в любых испытаниях. Она не может быть разрушена и будет существовать до «конца времен», потому что ее основу всегда составляют подлинные христиане.
Фарисеи, ищущие от веры власти, славы и материальной выгоды, по сути дела не являются частью Церкви. Это «инородный вирус», духовная болезнь церковного организма, нападающая извне. Тем не менее, последствия фарисейского искажения церковной власти могут быть поистине ужасающими, что наглядно показывает история России и Русской Православной Церкви 19-20 века.
В Российской империи большинство русского населения автоматически считалось православным. Но это было скорее желательное мнение государства, чем действительное положение вещей. Многие люди ходили в храм «по привычке» - два, три раза в год по большим праздникам. Например, в царской России имела место странная практика, когда государственные чиновники должны были один раз в год обязательно сходить в храм на Исповедь и Причастие, а потом принести на работу справку от священника, подтверждающую, что они действительно исповедались и причастились. Иначе чиновника ждали «неприятности по службе».
Делалось это для доказательства государственной благонадежности «православных» чиновников, хотя с точки зрения сознательного христианина подобное принудительное благочестие не имеет никакой цены и выглядит скорее кощунственной насмешкой над верой. Неудивительно, что такие «православные» грешили не «хуже» иноверующих и неверующих людей. Все это в итоге закономерно привело царскую Россию к духовному, общественному и государственному падению.
Вышеперечисленные искажения правильного смысла и цели союза-симфонии церковной и государственной власти, встречаются в Православии до сих пор. Вряд ли мы избавится от них до самого преображения Земли и человечества. Поэтому во избежание соблазна для духовно слабых и не понимающих людей, для сохранения общественного и церковного порядка, а главное для реальной проповеди Христианства личным примером праведной жизни, православные христиане строго подчиняются существующему положению вещей.
Христианин, искренне слушающийся авторитета земной Церкви и добросовестно подчиняющийся государственной власти, несмотря на их ошибки и несовершенство, не может быть «посторонним» для Церкви и своей Родины. Настоящий христианин самоотверженно служит своей Отчизне, исполняя государственные законы по доброй воле, а вовсе не из-за страха наказания. Еще более сознательно христианин исполняет заповеди Христа, уважая и почитая церковную власть, подчиняясь требованиям церковного порядка и канонической дисциплины. Именно так верующий становится сознательным членом общества и духовно свободным сыном Матери-Церкви.
В нашем искаженном мире духовно мудрое послушание фактически безрелигиозной государственной власти, для которой Православие представляет не столько истинную веру, сколько «разновидность национальной идеологии», является для верующего наиболее приемлемым вариантом. Христианин слушается и уважает власть, но делает это сознательно, в соответствии с заповедями Христа, не обманываясь насчет подлинной сущности мирских правителей, заботящихся в основном о собственном благе.
Для христианина важны не столько «твердая власть» и «сильное государство», сколько духовно-общественное процветание его Родины. Поэтому христианин целенаправленно показывает миру пример правильного отношения к государственной власти собственной праведной жизнью, призывая окружающих не соблазняться даже в том случае, если представители мирской и духовной власти искажают ее христианское предназначение в угоду личному властолюбию.

24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? 25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? 26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; 27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. Мф 17 (24-27)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество