<p id="eow-description" class="">Сильный и талантливый документально-художественный фильм Бориса Лизнева.
14 апреля 1682 года по указу царя Федора Алексеевича был сожжен протопоп Аввакум, непримиримый защитник правоверия. Но сохранились его книги, послания, письма, челобитные, а также текс...
<p id="eow-description" class="">Сильный и талантливый документально-художественный фильм Бориса Лизнева.
14 апреля 1682 года по указу царя Федора Алексеевича был сожжен протопоп Аввакум, непримиримый защитник правоверия. Но сохранились его книги, послания, письма, челобитные, а также текст его знаменитого автобиографического «Жития», ставший основой этого фильма «Звезда утренняя». Всю жизнь Аввакум провел в изгнании: в ссылках и тюрьмах. Долгие годы Сибирь и Север были его домом. Словно было задумано так для него: обойти всю Русь с Запада до Востока. Земляные ямы и тюрьмы, порожистые реки и скалистые берега сибирских рек, дремучие леса и непроходимые болота – всюду горела свеча великого христианского подвижника.
Жанр фильма: кинопоэма
Хронометраж: 43 мин.
Страна: Россия
Год выхода на экран: 2014
Старообрядцев надо видеть – их крепость, их убежденность, их самоотверженные ночные моления, их жизненное мужество и решимость. Видеть, как сохранился их национальный облик, народный нрав, слышать их сохраненную исконную русскую речь и наблюдать их верность христовым заповедям.
Меня изумляет, как наши современники могут оставаться так бесчувственны и безжалостны к старообрядцам. Как они могут психологически не войти в это положение беспомощных, беззащитных миллионов (12 миллионов из тогдашнего - в 17 в. - небольшого населения России), у которых вдруг сжигают привычные многовековые молитвенные книги, рубят иконы, сжигают их вместе с живыми людьми, рубят правые руки, пытают железом, – и все, оказывается, для того, чтобы внести небольшие формальные поправки, и так поддержать духовное единение с павшей Византией, которую из тех и в глаза никто не видел. Большевики делали то же, но соразмерно своей цели: полностью уничтожить христианскую веру. А зачем нуждались в этих методах никониане (РПЦ)? Применением насилий и казней для утверждения веры сподвижники Никона поставили себя вообще вне христианства.
Древлеправославные христиане, старообрядцы веруют, как однажды научили при крещении Руси – и почему же они раскольники? Вдруг им говорят: и деды, и отцы, и вы до сих пор верили неправильно, будем менять... Да равнодушным, корыстным ничего не стоит снести, хоть завтра опять наоборот проклинайте. А в ком колотится правда – вот тот не согласился, вот того уничтожали, тот бежал в леса. Боже, как могли мы истоптать лучшую часть своего племени? Как могли разваливать их часовенки, а сами спокойно молиться и быть в ладу с Господом? Урезать им языки и уши, заточать пожизненно в темницы! И не признать своей вины до сих пор?</p>