7 серия.
Продолжение третьей главы романа, основное событие которой - письмо Татьяны к Онегину. Комментируя прочитанное, Непомнящий называет роман дневником души поэта. Каркас главы, по мнению писателя, - диалоги, драма, артистическое перевоплощение Пушкина. Поэт бросает Татьяну в костер страсти...
7 серия.
Продолжение третьей главы романа, основное событие которой - письмо Татьяны к Онегину. Комментируя прочитанное, Непомнящий называет роман дневником души поэта. Каркас главы, по мнению писателя, - диалоги, драма, артистическое перевоплощение Пушкина. Поэт бросает Татьяну в костер страсти и следит за происходящей в ее душе борьбой.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ «Служенье Пушкину не терпит суеты» (НАЧАЛО СТАТЬИ В СЕРИИ 4, 5, 6)
Избегая упрощений, сторонясь конъюнктурных трактовок, филолог Валентин Непомнящий уже много лет занимается исследованием творчества и судьбы великого поэта
Валерий Выжутович
- Еще один сегодняшний вопрос: Пушкин был либералом в европейском значении этого слова?
- Ну, это вещь общеизвестная. Пушкин с молодости был воспитан в духе западного рационализма, просвещения, вольтерьянства, атеизма и т.п. И в этой духовной атмосфере он чувствовал себя как рыба в воде. Но вот его стихотворение "Безверие", написанное в 1817 году по экзаменационному заданию (требовалось описать, как несчастен неверующий человек, или обличить его), с такой искренностью передает муки безверия, что переведи его в прозу, немного поменяй строй речи, и получится прекрасная церковная проповедь.
- Дружба Пушкина с декабристами - тоже свидетельство его либеральных воззрений?
- Да нет, дружба у него всегда основывалась только на человеческих симпатиях, идеология тут была ни при чем. Просто и он, и они воспитывались в одном духе - либеральном. Но ему было свойственно много и независимо думать. И вот, живя в Михайловском, среди народа, с декабристами он начал расходиться во мнениях очень скоро - нисколько не жертвуя при этом чувством дружбы. А после "Бориса Годунова", оконченного в 1825 году, как раз к 7 ноября (правда, по старому стилю), он уже монархист. Но не "кондовый": просто он утвердился в том, что монархия - оптимальный для России способ правления. "Демократическую" Америку Пушкин презирал. Вяземский называл его "либеральным консерватором".
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ В СЕРИИ 8