"">Автор, ведущий и дирижёр - митрополит Иларион (Алфеев)
Рассказ Владыки об этом, наверное, самом известном и исполняемом произведении Гайдна записан в Испании. "Кадис. Портовый город на юге провинции Андалузия. Один из старейших городов Европы. Когда-то основанный финикийцами, отвоеванный у ...
"">Автор, ведущий и дирижёр - митрополит Иларион (Алфеев)
Рассказ Владыки об этом, наверное, самом известном и исполняемом произведении Гайдна записан в Испании. "Кадис. Портовый город на юге провинции Андалузия. Один из старейших городов Европы. Когда-то основанный финикийцами, отвоеванный у них карфагенянами, а у карфагенян римлянами, этот город в разное время находился в руках вандалов, вестготов и арабов. В конце концов он был завоеван Кастилией. В эпоху великих географических открытий Кадис стал главным портом для отправки испанских экспедиций в Америку.Какое отношение этот старинный испанский город имеет к австрийскому композитору Йозефу Гайдну, который никогда здесь не жил и даже не бывал? Оказывается, самое прямое. Именно этому городу мир обязан одним из самых величественных творений австрийского мастера, о котором пойдет речь в нашем фильме.
Историю его возникновения описал сам композитор в предисловии к его первому изданию, увидевшему свет в 1801 году: «Прошло примерно пятнадцать лет с тех пор, как один священник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в Великий пост исполняли ораторию. Это была очень торжественная церемония, действие которой значительно усиливалось за счет того, что стены, окна и колонны церкви убирали в черное; в центре храма с потолка свисала единственная лампа, горевшая тусклым светом. В полдень двери закрывались, и начиналась музыка. После подходящего вступления епископ поднимался на кафедру, произносил одно из семи слов и затем толковал его в проповеди. Закончив, он спускался с кафедры и становился на колени перед алтарем. Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался во второй раз, в третий раз и так далее, и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция».
Что же это был за священник из Кадиса и почему он обратился к Гайдну с такой необычной просьбой? Имя этого священника – дон Хосе Салюс де Санта Мария. В своем письме он просил, чтобы у произведения была эффектная концовка и чтобы все музыканты при исполнении были одеты в черное.
«Задача дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около десяти минут, и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких, и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем», вспоминал Гайдн. Тем не менее, композитор исполнил почти все пожелания кадисского священника, включая эффектную концовку.
Иногда о Гайдне говорят как о композиторе легкомысленном и поверхностном, писавшим преимущественно развлекательную музыку, притом в больших количествах. Будучи придворным композитором у князей Эстергази, он, конечно, должен был сочинять и развлекательную музыку, которая исполнялась за обедом или в домашних концертах. Но когда он обращался к вечным темам, его искусство приобретало иной размах, выходило на иной уровень. В этом может убедиться всякий, кто услышит одно из самых великих его творений: «Семь слов Спасителя»".
Запись в ММДМ. 12.01.2017
Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Худ. Рук. Владимир Спиваков.</p>