>Даниил — один из четырех «великих пророков» израильского народа. Еще в молодости он уведен был в плен при первом взятии Иерусалима Навуходоносором (605 г. до Р. Х.). Навуходоносор тогда же приказал выбрать из иудеев знатнейших и способнейших юношей с целью «научить их книгам и языку халдейско...
>Даниил — один из четырех «великих пророков» израильского народа. Еще в молодости он уведен был в плен при первом взятии Иерусалима Навуходоносором (605 г. до Р. Х.). Навуходоносор тогда же приказал выбрать из иудеев знатнейших и способнейших юношей с целью «научить их книгам и языку халдейскому», чтобы приготовить из них впоследствии преданных слуг престола в Вавилоне. В числе их оказался и Д., которому при этом сообразно с вавилонским обычаем дано было другое имя — Валтасар (по-вавил. Балатшузур — «охраняй его жизнь»). При главных вавилонских храмах состояли тогда целые массы мудрецов, или волхвов, которые постоянно, с особых обсерваторий или вершин пирамидальных храмов, производили свои наблюдения и давали отчет царю о том, что именно совершится в природе, политике или частной жизни. «Мудрость» этих ученых халдеев была славой и гордостью Вавилона. Такую-то мудрость и должен был изучать Д. Успехи его были блистательны, так что, по словам библейского историка, он «в десять раз стал выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем Вавилонском царстве». Подобно Иосифу, Д. особенно выдвинулся при дворе тем, что оказался в состоянии объяснить страшный сон Навуходоносора. За это он сделан был главою вавилонских мудрецов и, кроме того, играл первостепенную политическую роль как во все царствование Навуходоносора, так и при его преемниках. При последнем вавилонском царе, своем соименнике Валтасаре (см.), он, по-видимому, впал в немилость, но опять был приближен и удостоен высоких почестей за то, что объяснил испуганному царю роковую надпись на стене, и был сделан одним из трех главных сатрапов государства. После падения Вавилона он пользовался милостями и вниманием заместителя Кира в Вавилоне, Дария Мидянина, который сделал его одним из своих ближайших соправителей. Это возбудило зависть в туземных князьях, которые добились даже того, что Д. за неисполнение придуманного ими царского указа был брошен в ров, в котором содержались львы. Чудесно спасенный от смерти, Д. провел остальные годы своей жизни в пророческом созерцании будущих судеб своего народа.
***
Книга написана отчасти на еврейском и отчасти на халдейском (вернее — иудейско-арамейском языке), она, несмотря на свой пророчественный характер, стоит в еврейской Библии не среди других великих пророков, а в числе так назыв. агиографов, в третьем отделе канона.
***
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона</p>