<p id="eow-description" class="">Мытарства с 33:30
К мытарствам можно относиться про разному, но многие смогут услышать для себя нужное
Учение о мытарствах
Старец Паисий Святогорец так описывает происходящее с человеком на мытарствах:
Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страх...
<p id="eow-description" class="">Мытарства с 33:30
К мытарствам можно относиться про разному, но многие смогут услышать для себя нужное
Учение о мытарствах
Старец Паисий Святогорец так описывает происходящее с человеком на мытарствах:
Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страха проводят через воздушные мытарства, и возводят к нежно любящему Отцу, Богу.
В одном из своих писем он уточняет, что критерий, по которому ангелы узнают «детей Божиих» и без задержки проносят воздушные мытарства, — любовь и смирение.
Ефрем Филофейский утверждает, что добродетель послушания имеет значение при прохождении мытарств:
Добрый послушник экспрессом добирается до Престола Божия. Он не останавливается даже на мытарствах. Они далеко отступают от его пути, потому что им не за что в нем зацепиться.
С другой стороны, Серафим Роуз, считая мытарства реальными (не аллегориями), указывает, что некоторые элементы из их описаний метафоричны:
«Это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти. Всем также очевидно, что некоторые элементы в описаниях этих мытарств метафоричны или фигуральны. Но сами эти истории — не аллегории и не басни, а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке».
Учение о мытарствах является частью аскетического учения и говорит об окончательной и решающей стадии «невидимой брани», которую христианин ведет на земле, когда бесы, искушавшие его всю жизнь, в конце её предпринимают свое последнее нападение, но имеют власть только над теми, кто при жизни недостаточно подвизался в невидимой брани.
Как поясняет профессор Осипов:
«На мытарствах обнажаются страсти. По смерти, когда плоть сбрасывается, действие страстей обнаруживается во всей силе. Человек, который не боролся со страстью при жизни, отдавался ей, перед лицом любвеобильного Бога и всего блага, которое сопряжено с Богом, падает, потому что не может отказаться от страсти. … как говорят святые Отцы, сродное соединяется со сродным, бесы предсидят каждому греху. Душа человеческая соединяется с соответствующим духом, то есть страстью, которая в нем и господствует.»
Упоминания и рассказы о мытарствах встречаются
в церковных богослужениях,
в аскетических творениях святых Отцов и
в житиях святых.</p>