<p id="eow-description" class="">Добрый вечер, дорогие друзья. Продолжаем чтение отрывков из «Писем из преисподней». Опубликованы они на сайте "священник отвечает точка рф", и сегодняшняя тема, быть может не столь богословски глубокая, но зато очень популярная среди многих наших слушателей,...
<p id="eow-description" class="">Добрый вечер, дорогие друзья. Продолжаем чтение отрывков из «Писем из преисподней». Опубликованы они на сайте "священник отвечает точка рф", и сегодняшняя тема, быть может не столь богословски глубокая, но зато очень популярная среди многих наших слушателей, а именно - обжорство и лакомство. Во введении к книге своей Клайв Льюис указал, что точная датировка писем ему неизвестна, однако же 17-е письмо, то самое, которое мы сейчас читаем, явно - пишет он, - было написано ещё до того, как у нас урезали выдачу продуктов по продуктовым карточкам.
Продукты по карточкам в Англии были той же реальностью, что и в нашей стране, ну, быть может, с более щедрой раздачей, прочем, не знаю.
Любезный племянник, о еде в качестве приманки для ловли людей ты отозвался в прошлом письме с изрядным пренебрежением: но это говорит лишь о твоем невежестве. За последние сто лет мы настолько заглушили у них голос совести на этот счет, что сегодня во всей Европе не услышать проповеди и не найти кающегося по части съестного. А всё потому, что мы сосредоточились не на обжорстве, а на лакомстве.
Возьми к примеру мать твоего клиента: я выяснил это из её личного дела, а ты мог бы услышать от напарника. Она бы поразилась – и надеюсь, вскоре будет-таки поражена, – узнав, что всю жизнь была рабыней чревоугодия, скрытого от нее за счет привычки к маленьким порциям. Но что может значить размер порции, если из прихотей вкуса и желудка мы можем извлечь капризы, нетерпение, самодурство и злобу? Твой напарник крепко держит эту старуху: она гроза хозяек и прислуги. Что бы ей ни предложили, она откажется с жеманным вздохом и улыбочкой: «Что Вы, что Вы, прошу Вас, не надо… Мне только хочется чашечку чая, не очень крепкого и не очень слабого, и малюсенький ломтик рассыпчатого, в меру поджаренного хлеба…»
Ты понял, в чем дело? Раз она просит что-то поменьше и поскромней, чем ей предлагают, то ни в жизни не разглядит за своими прихотями прямого чревоугодия – сколько бы хлопот окружающим она ни причиняла. Услаждая свой вкус, она убеждена, что служит примером воздержания. Сидя в за столом в переполненном ресторане, она сделает втык усталой официантке: «Ах, нет, нет, куда так много!... Ну-ка, унеси всё назад и подай мне четверть от этой порции».
Ну тут как не вспомнить замечательный святоотеческий эпизод, в нескольких Патериках он присутствует, причём, в разной форме, но смысл один и тот же. Я прочитаю самый простой: «Однажды на праздничной трапезе в обители некий брат сказал прислуживающему: «Я не ем ничего вареного». Тогда один из старцев встал и сказал ему: полезнее было бы тебе есть мясо, нежели сказать такое слово перед всем братством». Ну, это, понятное дело, монашеский путь. Но принцип тот же самый. «Я не ем ничего варёного! Ну-ка унеси! Ну-ка принеси!»...
Конечно, – продолжает бес, – она оправдается нежеланием выбрасывать съестное, – а на самом деле это плод наших трудов, рабское пристрастие к лакомству: когда еды больше, чем ей хочется, ей на еду и смотреть противно.
До следующей встречи.
Иеромонах Макарий Маркиш
Православная соцсеть "Елицы", "Добрый вечер с иеромонахом Макарием Маркишем " - https://elitsy.ru/profile/15728
Поддержи канал:
- Подпишись;
- или Поставь Лайк;
- или Поделись в соцсетях;
- или Оставь отзыв, комментарий
http://www.youtube.com/channel/UCL1du...