<p id="eow-description" class="">Добрый вечер, друзья. Мы начали читать двенадцатое письмо, где речь идёт об уклонении от Господа. И вот мы закончили таким метким наблюдением. "Любое напоминание о противнике, – пишет бес своему подчиненному, — вызывает у них (у людей) неприязнь, как неприят...
<p id="eow-description" class="">Добрый вечер, друзья. Мы начали читать двенадцатое письмо, где речь идёт об уклонении от Господа. И вот мы закончили таким метким наблюдением. "Любое напоминание о противнике, – пишет бес своему подчиненному, — вызывает у них (у людей) неприязнь, как неприятен вид банковской выписки несостоятельному должнику". Или уведомление из службы судебных приставов, можно добавить по нашему времени.
В таком состоянии клиент не откажется вовсе от религиозных обычаев, но станет всё сильнее тяготиться ими, как можно реже вспоминая о них заранее и забывая про них тотчас по исполнении. Еще недавно тебе приходилось усиленно искушать его во время молитвы, отрывая от реальности и увлекая в мечту; а теперь он сам устремится тебе навстречу за рассеянием воли и очерствением сердца. Теперь ему не обойтись без фантазий: лишь бы уклониться от ужасающей встречи с Противником, лишь бы не шевелился дремлющий в сердце червь.
По мере того, как клиент укореняется в таком состоянии, ты освободишься от утомительного занятия искушать его чем-то приятным. Недовольство собой усиливается вместе с отрицанием этого факта – и постепенно клиент теряет способность к восприятию счастья. Под действием привычки он всё больше привязывается к источникам своих удовольствий – тщеславию, азарту, пошлости, – всё меньше удовольствия от них получая (так, к нашей выгоде, обычно и работает привычка), и его угасающий интерес станет блуждать с предмета на предмет, обо всё спотыкаясь, ни на чем не задерживаясь
Тебе уже не понадобится хорошая книга, чтобы отвлечь его от молитвы, работы или сна: сойдет страница объявлений во вчерашней газете. Чтобы транжирить время, не потребуется увлекательная беседа с приятными людьми: сгодится занудная болтовня с кем угодно на любую тему. Будешь держать его в полном бездействии сколь угодно долго; не дашь ему спать допоздна – не за кутежом с друзьями, а в пустой комнате, уставясь в угасший камин. Устранишь из его жизни всё доброе и легкое, ненужное нам, а взамен не дашь ничего – так что в итоге, спускаясь к нам вниз, он признается вслед за одним моим давним клиентом: «Что ж!... Не было у меня в жизни ни должного, ни приятного».
А вот здесь стоит чуть-чуть остановиться и попытаться для себя самих уточнить: должное, то что даёт нам извне Господь и ближние, ну а приятное-то – дело субъективное! Приятность-то в моих руках и в моей привычке. Беседовать, базарить с кем угодно, как пишет этот бес, или сидеть просто так вот, ничего не делать, уставиться в потухший камин... Человек при известной практике может быть убеждён, что это тоже ему приятно. Так что альтернатива это сомнительная. Не должное и не приятное! Всё-таки православный христианин смотрит на должное и из этого должного выносит свою приятность. Из того, что я делаю должное, из того, что я люблю Господа и люблю ближнего, из этого, развивая свою личность, своё мировоззрение, свои отношения с людьми возникают у меня чувства радости, добрые чувства, чувства приятного. Но мы будем читать окончание этого письма в следующий раз. Доброй ночи!
Иеромонах Макарий Маркиш
Православная соцсеть "Елицы","Добрый вечер с иеромонахом Макарием Маркишем " - https://elitsy.ru/profile/15728
Видеоканал православной соцсеть "Елицы - https://www.youtube.com/channel/UCL1d...