Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Смысл жизни человека отъ преподобнаго Серафима Соровскаго, часть 4


VI. БЛАГОДАТЬ ЕСТЬ СВѢТЪ

Еще, ваше Боголюбіе, долженъ я, убогій Сераѳимъ, объяснить, въ чемъ состоитъ различіе между дѣйствіями Духа Святаго, священнотайне вселяющагося въ сердца вѣрующихъ въ Господа Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, и дѣйствіями тьмы грѣховной, по наущенію и разженію бѣсовскому воровски въ насъ дѣйствующей. Духъ Божій воспоминаетъ намъ словеса Господа нашего Іисуса Христа и дѣйствуеть едино съ Нимъ, всегда торжественно, радостотворя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен; а духъ лестчій, бѣсовскій, противно Христу мудрствуетъ, и дѣйствія его въ насъ мятежны, стропотны н исполнены похоти плотской, похоти очесъ и гордости житейской. «Аминь, аминь, глаголю вамъ, всякъ живый и вѣруяй въ Мя не умретъ во вѣки»: имѣюшій благодать Святаго Духа за правую вѣру во Христа, если бы по немощи человѣческой и умеръ душевно отъ какого-либо грѣха, то не умреть во вѣки, то будетъ воскрешенъ благодатію Господа нашего Іисуса Христа, вземлющаго грѣхи міра, и туне дарующаго благодать - возблагодать. Про эту то благодать, явленную всему міру и роду нашему человѣческому въ Богочеловѣкѣ, и сказано въ Евангеліи: «въ Томъ животь бѣ и животь бѣ свѣтъ человѣкомъ», и прибавлено: «и свѣтъ во тьмѣ свѣтится, и тьма Его не объятъ». Это значнтъ, что благодать Духа Святаго, даруемая при крещеніи во имя Отца и Сына и Святаго Духа, несмотря на грѣхопаденія человѣческія, несмотря на тьму вокругъ души нашей, все-таки свѣтится въ сердцѣ искони бывшемъ Божественнымъ свѣтомъ безцѣнныхъ заслугъ Христовыхъ. Этоть свѣть Христовъ при нераскаяніи грѣшника глагодетъ ко Отцу: «Авва Отче», не до конца прогнѣвайся на нераскаянность эту. А потомъ, при обращеніи грѣшника на путь покаянія, совершенно изглаживаетъ и слѣды содѣянныхъ преступленій, одѣвая бывшаго преступника снова одеждой нетлѣнія, сотканной изъ благодати Духа Святаго, о стяжаніи которой, какъ о цѣли жизни христіанской, я и говорю столько времени вашему Боголюбію.

Еще скажу вамъ, чтобы вы еще яснѣе поняли, что разумѣть подъ благодатію Божіей и какъ распознать ее, и въ чемъ особливо проявляется ея дѣйствіе въ людяхъ, ею просвѣщенныхъ. Благодать Духа Святаго есть свѣтъ, просвѣщающій человѣка. Объ этомъ говоритъ все Священное Писаніе. Такъ Богоотецъ Давидъ сказалъ: «свѣтильникъ ногама моима законъ Твой и свѣтъ стязямъ моимъ, и аще не законъ Твой наученіе мнѣ былъ, тогда убо погиблъ быхъ во смиреніи моемъ». То-есть - благодать Духа Святаго, выражающаяся въ законѣ словами заповѣдей Господнихъ, есть свѣтильникъ и свѣтъ мой, и если бы не эта благодать Духа Святаго, которую я такъ тщательно и усердно стяжеваю, что седмижды на день поучаюсь о судьбахъ правды Твоей, просвѣщала меня во тьмѣ заботъ, сопряженныхъ съ великимъ знаніемъ моего царскаго сана, то откуда бы я взялъ себѣ хоть искру свѣта, чтобы озарить путь свой по дорогѣ жизни, темной отъ недоброжелательства недруговъ моихъ. И на самомъ дѣлѣ Господь неоднократно проявлялъ для многихъ свидѣтелей дѣйствіе благодати Духа Святаго на тѣхъ людяхъ, которыхъ Онъ освящалъ и просвѣщалъ великими наитіями Его. Вспомните про Моисея послѣ бесѣды его съ Богомъ на горѣ Синайской. Люди не могли смотрѣть на него - такъ сіялъ онъ необыкновеннымъ свѣтомъ, окружавшимъ лицо его. Онъ даже принужденъ былъ являться народу не иначе, какъ подъ покрываломъ. Вспомните Преображеиіе Господне на горѣ Ѳаворѣ. Великій свѣть объялъ Его и «быша ризы Его, блещущія яко снѣгъ, и ученицы Его отъ страха падоша ницъ». Когда же Моисей и Илья явились къ Нему въ томъ же свѣтѣ, то, чтобы скрыть сіяніе свѣта Божественной благодати, ослѣплявшей глаза учениковъ, «облакъ», сказано, «осѣни ихъ». И такимъ-то образомъ благодать Всесвятаго Духа Божія является въ неизреченномъ свѣтѣ для всѣхъ, которымъ Богъ являетъ дѣйствіе ея.

VII. МИР И ТЕПЛОТА БЛАГОДАТИ

-Какимъ же образомъ, - спросилъ я батюшку о. Сераѳима,- узнать мнѣ, что я нахожусь въ благодати Духа Святаго?

-Это, ваше Боголюбіе, очень просто, - отвѣчалъ онъ мнѣ -поэтому то и Господь говоритъ: «вся проста суть обрѣтающимъ разумъ". Да бѣда то вся наша въ томъ, что сами то мы не имѣемъ этого разума Божественнаго, который не кичитъ (не гордится), ибо не отъ міра сего есть. Разумъ этотъ, исполненный любовью къ Богу и ближнему, созидаетъ всякаго человѣка во спасеніе Ему. Про этотъ разумъ Господь сказалъ: «Богъ хощетъ всѣмъ спастися и въ разумъ истины пріити". Апостоламъ же Своимъ про недостатокъ этого разума Онъ сказалъ: «ни ли неразумливи есте и не чли ли Писанія, и притчи сія не разумѣете ли?"... Опять же про этоть разумъ въ Евангеліи говорится про апостоловъ, что «отверзъ имъ тогда Господь разумъ разумѣти Писанія". Находясь въ этомъ разумѣ, и апостолы всегда видѣли, пребываетъ ли Духъ Божій въ нихъ, или нѣтъ, и проникнутые Имъ и видя сопребываніе съ ними Духа Божія, утвердительно говорили, что дѣло ихъ свято и вполнѣ угодно Господу Богу. Этимъ и объясняется, почему они въ посланіяхъ своихъ писали: «изволися Духу Святому и намъ" и только на этихъ основаніяхъ и предлагали свои посланія, какъ св. апостолы ощутительно сознавали въ себѣ присутствіе Духа Божья-го... Такъ воть, ваше Боголюбіе, видите ли, какъ это просто? Я отвѣчалъ:

- Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо увѣреннымъ, что я въ Духѣ Божіемъ? Какъ мнѣ самому въ себѣ распознавать истинное Его явленіе?

Батюшка о. Сераѳимъ отвѣчалъ:

- Я уже, ваше Боголюбіе, сказалъ вамъ, что это очень просто и подробно разсказалъ вамъ, какъ люди бываютъ въ Духѣ Божіемъ и какъ должно разумѣть Его явленіе въ насъ... Что же вамъ, батюшка, надобно?

- Надобно, - сказалъ я, - чтобы я понялъ это хорошенько. Тогда о. Сераѳимъ взялъ меня весьма крѣпко за плечи и сказалъ мнѣ:

- Мы оба теперь, батюшка, въ Духѣ Божіемъ съ тобою... Что же ты не смотришь на меня?

Я отвѣчалъ:

- Не могу, батюшка, смотрѣть, потому что изъ глазъ вашихъ молніи сыпятся. Лицо ваше сдѣлалось свѣтлѣе солнца, и у меня глаза ломитъ отъ боли...

О. Сераѳимъ сказалъ:

- Не устрашайтесь, ваше Боголюбіе, и вы теперь сами такъ же свѣтлы стали, какъ и я самъ. Вы сами теперь въ полнотѣ Духа Божіяго, иначе вамъ нельзя было бы и меня такимъ видѣть.

И приклонивъ ко мнѣ свою голову, онъ тихонько, на ухо, сказалъ мнѣ:

- Благодарите же Господа Бога за неизрѣченную къ вамъ милость Его. Вы видѣли, что я и не перекрестился даже, а только въ сердцѣ моемъ мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказалъ: Гослоди, удостой его ясно й тѣлесными глазами видѣть то сошествіе Духа Твоего, Которымъ Ты удостаиваешь рабовъ Своихъ, когда благоволишь являться во свѣтѣ великолѣпной славы Твоей. И вотъ, батюшка, Господь и исполнилъ мгновенно смиренную просьбу убогаго Сераѳима... Какъ же намъ не благодарить Его за этотъ Его неизрѣченный даръ намъ обоимъ? Этакъ, батюшка, не всегда и великимъ пустынникамъ являетъ Господь Богь милость Свою. Эта благодать Божія благоволила утѣшить сокрушенное сердце ваше, какъ мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божіей... - Что-жъ, батюшка, не смотрите мнѣ въ глаза? Смотрите просто и не убойтесь - Господь съ нами.

Я взглянулъ послѣ этихъ словъ въ лицо его, и напалъ на меня еще большій благоговѣйный ужасъ. Представьте себѣ, въ серединѣ солнца, въ самой блистательной яркости его полуденныхъ лучей, лицо человѣка, съ вами разговаривающаго. Вы видите движеніе устъ его, мѣняющееся выраженіе его глазъ, слышите его голосъ, чувствуете, то кто-то васъ руками держитъ за плечи, но не только рукъ этихъ не видите, не видите ни самихь себя, ни ѳигуры его, а только одинъ свѣтъ ослѣпительный, простирающiйся далеко на нѣсколько саженъ кругомъ, и озаряющій яркимъ блескомъ своимъ и снѣжную пелену, покрывающую поляну, и снѣжную крупу, осыпающую сверху и меня и великаго старца. Возможно ли представить себѣ то положеніе, въ которомъ я находился тогда?

- Что же чувствуете вы теперь? - спросилъ меня о. Сераѳимъ.

- Необыкновенно хорошо. - сказалъ я.

- Да какъ же хорошо? Что именно? Я отвѣчалъ:

- Чувствую я такую тишину и миръ въ душѣ моей, что никакими словами выразить не могу.

- Это, ваше Боголюбіе, - сказалъ батюшка о. Сераѳимъ, - тотъ миръ, про который Господь сказалъ ученикамъ Своимъ: «миръ Мой даю вамъ, не якоже міръ даетъ, Азъ даю вамъ. Аще бо отъ міра были бысте, міръ убо любилъ свое, но якоже избрахъ вы отъ міра, сего ради ненавидить васъ міръ. Обаче дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ". Вотъ этимъ то людямъ, ненавидимымъ оть міра сего, избраннымъ же оть Господа, и даетъ Господь тоть миръ, который вы теперь въ себѣ чувствуете; «миръ", по слову апостольскому, «всякъ умъ преимущій". Такимъ его называетъ апостолъ, потому что нельзя выразить никакимъ словомъ того благосостоянія душевнаго, которое онъ производитъ въ тѣхъ людяхъ, въ сердца которыхъ его внѣдряетъ Господь Богъ. Христосъ Спаситель называетъ его миромъ отъ щедротъ Его собствеяныхъ, а не отъ міра сего, ибо никакое временное земное благополучіе не можетъ дать его сердцу человѣческому; онъ свыше даруется оть Самого Господа Бога, почему и называется миромъ Божіимъ. Что же еще чувствуете вы? - спросилъ меня о. Сераѳимъ.

- Необыкновенную сладость, - отвѣчалъ я. И онъ продолжалъ:

- Это та сладость, про которую говорится въ Священномъ Писаніи: «отъ тука дому Твоего упіются и потокомъ сладости Твоея напоиши я". Вотъ эта то теперь сладость преисполняетъ сердца наши и разливается по всѣмъ жиламъ нашимъ неизреченнымъ услажденіемъ. Отъ этой то сладости наши сердца какъ будто таютъ, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никакимъ языкомъ выражено быть не можетъ... Что же еще вы чувствуете?

- Необыкновенную радость во всемъ моемъ сердцѣ. И батюшка о. Сераѳимъ продолжалъ:

- Когда Духъ Божій снисходитъ къ человѣку и осѣняегь его полнотою Своего наитія, тогда душа человѣческая преисполняется неизреченною радостію, ибо Духъ Божій радостотворитъ все, къ чему бы Онъ ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говоритъ въ Евангеліи Своемъ: «жена егда раждаеть, скорбь имать, яко пріиде годъ ея; егда же родитъ отроча, къ тому не помнитъ скорби за радость, яко человѣкъ родился въ міръ. Въ мірѣ скорбни будете, но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возьметъ отъ васъ". Но какъ бы ни была утѣшительна радость эта, которую вы теперь чувствуете въ сердцѣ своемъ, все-таки она ничтожна въ сравненіи съ тою, про которую Самъ Господь устами Своего апостола сказалъ, что радости той «ни око не видѣ, ни ухо не слыша ни на сердце человѣку не взыдоша благая, яже уготовалъ Богъ любяшимъ Его". Предзадатки этой радости даются намъ теперь, и если отъ нихъ такъ сладко, хорошо и весело въ душахъ нашихъ, то что сказать о той радости, которая уготовлена тамъ, на небесахъ, плачущимъ здѣсь на землѣ? Вотъ и вы, батюшка, довольно таки поплакали въ жизни вашей на землѣ, и смотрите-ка, какою радостью утѣшаегь васъ Господь еще въ здѣшней жизни. Теперь за нами, батюшка, дѣло, чтобы труды къ трудамъ прилагая, восходить намъ отъ силы въ силу и достигнуть мѣры возраста исполненія Христова, да сбудутся на насъ слова Господни: «терпящіе же Господа, тіи измѣнятъ крѣпость, окрилатѣютъ, яко орли, потекутъ и не утрудятся, пойдутъ и не взалчутъ, пойдутъ отъ силы въ силу, и явится имъ Богъ боговъ въ Сіонѣ разумѣнія и небесныхъ видѣній". Вотъ тогда-то наша теперешняя радость, являющаяся намъ вмалѣ и вкратцѣ, явится во всей полнотѣ своей, и никтоже возметь ее отъ насъ, преисполняемыхъ неизъяснимыхъ пренебесныхъ наслажденій... Что же еще вы чувствуете, ваше Боголюбіе?

Я отвѣчалъ:

- Теплоту необыкновенную.

- Какъ, батюшка, теплоту? Да вѣдь мы въ лѣсу сидимъ. Теперь зима на дворѣ, и подъ ногами снѣгъ, и на насъ болѣе вершка снѣгу, и сверху крупа падаетъ... какая же можетъ быть тутъ теплота?

Я отвѣчалъ:

- А такая, какая бываетъ въ банѣ, когда поддадуть на каменку и когда изъ нея столбомъ паръ валитъ...

- И запахъ, - спросилъ онъ меня, - такой же, какъ изъ бани?

- Нѣтъ, - отвѣчалъ я, - на землѣ нѣтъ ничего подобнаго этому благоуханію. Когда еще при жизни матушки моей я любилъ танцовать и ѣздилъ на балы и танцовальные вечера, то матушка моя опрыснетъ меня, бывало, духами, которые покупала въ лучшихъ модныхъ магазинахъ Казани, но тѣ духи не издаютъ такого благоуханія.

И батюшка Сераѳимъ, пріятно улыбнувшись, сказалъ:

- И самъ я, батюшка, знаю это точно такъ же, какъ и вы, да нарочно спрашиваю у васъ - такъ ли вы это чувствуете? Сущая правда, ваше Боголюбіе. Никакая пріятность земного благоуханія не можетъ быть сравнена съ тѣмъ благоуханіемъ, которое мы теперь ощущаемъ, потому что насъ теперь окружаетъ благоуханіе Святаго Духа Божія. Что же земное можетъ быть подобно ему? .. Замѣтьте же, ваше Боюлюбіе, вѣдь вы сказали мнѣ, что кругомъ насъ тепло, какъ въ банѣ, а посмотрите-ка, вѣдь ни на васъ, ни на мнѣ снѣгъ не таетъ и подъ нами также. Стало быть, теплота эта не въ воздухѣ, а въ насъ самихъ. Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Духъ Святый словами молитвы заставляетъ насъ вопіять къ Господу: «теплотою Духа Святаго согрѣй мя". Ею-то согрѣваемые пустынники и пустынницы не боялись зимняго мраза, будучи одѣваемы, какъ въ теплыя шубы, въ благодатную одежду, отъ Святаго Духа истканную. Такъ вѣдь и должно быть на самомъ дѣлѣ, потому что благодать Божія должна обитать внутри насъ, въ сердцѣ нашемъ, ибо Господь сказалъ: «царствіе Божіе внутрь васъ есть". Подъ Царствіемъ же Божіимъ Господь разумѣлъ благодать Духа Святаго. Вотъ это Царствіе Божіе теперь внутрь насъ и находится, а благодать Духа Святаго и отвнѣ осіяваетъ и согрѣваетъ насъ и, преисполняя многоразличнымъ благоуханіемъ окружающій насъ воздухъ, услаждаетъ наши чувства пренебеснымъ услажденіемъ, напояя сердца наши радостью неизглаголанною. Наше теперешнее положеніе есть то самое, про которое апостолъ говоритъ: «Царствіе Божіе нѣсть пища и питіе, но правда и миръ о Дусѣ Святѣ". Вѣра наша состоитъ «не въ препретельныхъ земныя премудрости словахъ, но въ явленіи силы и духа". Вотъ въ этомъ то состояніи мы съ вами теперь находимся. Про это состояніе именно и сказалъ Господь: «суть нѣціи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Царствіе Божіе, пришедшее въ силѣ". Вотъ, батюшка, ваше Боголюбіе, какой неизреченной радости сподобилъ насъ теперь Господь Богъ. Вотъ что значитъ быть въ полнотѣ Духа Святаго, про которую Святой Макарій Египетскій пишетъ: «я самъ былъ въ полнотѣ Духа Святаго" ... Этою-то полнотою Духа Своего Святаго и насъ, убогихъ, преисполнилъ теперь Господь. Ну, ужъ теперь нечего болѣе, кажется, спрашивать, ваше Боголюбіе, какимъ образомъ бываютъ люди въ благодати Духа Святаго... Будете ли вы помнить теперешнее явленіе неизреченной милости Божіей, посѣтившей насъ?

- Не знаю, батюшка, - сказалъ я, - удостоитъ ли меня Господь навсегда помнить такъ живо и явственио, какъ теперь я чувствую, эту милость Божію.

- А я мню, - отвѣчалъ мнѣ о. Сераѳимъ, - что Господь поможетъ вамъ навсегда удержать это въ памяти вашей, ибо иначе благость Его не преклонилась бы такъ мгновенно къ смиренному моленію моему и не предварила бы такъ скоро послушать убогаго Сераѳима, тѣмъ болѣе, что и не для васъ однихъ дано вамъ разумѣть это, а черезъ васъ для цѣлаго міра, чтобы вы сами, утвердившись въ дѣлѣ Божіемъ, и другимъ могли быть полезными. Что же касается до того, батюшка, что я монахъ, а вы мірской человѣкъ, то объ этомъ думать нечего: у Бога взыскуется правая вѣра въ Него и Сына Его Единороднаго. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святаго. Господь ищетъ сердца, преисполненнаго любовью къ Богу и ближнему, - вотъ престолъ, на которомъ Онъ любитъ возсѣдать и на которомъ Онъ является въ полнотѣ Своей пренебесной славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое"- говоритъ Онъ, - «а все прочее Я Самъ приложу тебѣ", ибо въ сердцѣ человѣческомъ можетъ вмѣщаться Царствіе Божіе. Господь заповѣдуетъ ученикамъ Своимъ: «ищите прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ. Вѣсть бо Отецъ вашъ Небесный, яко всѣхъ сихъ требуете". Не укоряетъ Господь Богъ, за пользованіе благами земными, ибо и Самъ говоритъ, что по положенію нашему въ жизни земной, мы всѣхъ сихъ требуемъ, т. е. всего, что успокаиваетъ на землѣ нашу человѣческую жизнь и дѣлаетъ удобнымъ и болѣе легкимъ путь нашъ къ отечеству небесному. На это опираясь, св. апостолъ Петръ сказалъ, что, по его мнѣнію, нѣтъ ничего лучше на свѣтѣ, какъ благочестіе, соединенное съ довольствомъ. И Церковь святая молится о томъ, чтобы это было намъ даровано Господомъ Богомъ; и хотя прискорбія, несчастія и разнообразныя нужды и неразлучны съ нашей жизнью на землѣ, однако же Господь Богъ не хотѣлъ и не хощетъ, чтобы мы были только въ однѣхъ скорбяхъ и напастяхъ, поэтому и заповѣдуетъ намъ черезъ апостоловъ носить тяготы другъ друга и тѣмъ исполнить законъ Христовъ. Господь Іисусъ лично даетъ намъ заповѣдь, чтобы мы любили другъ друга и, соутѣшаясь этой взаимной любовью, облегчали себѣ прискорбный и тѣсный путь нашего шествованія къ отечеству небесному. Для чего же Онъ и съ небесъ сошелъ къ намъ, какъ не для того, чтобы послужили Ему, но да послужитъ Самъ другимъ и да дастъ душу Свою за избавленіе многихъ. Такъ и вы, ваше Боголюбіе, творите и, видѣвши явно оказанную вамъ милость Божію, сообщайте о томъ всякому желающеку себѣ спасенія. «Жатвы бо много", говоритъ Господь: «дѣлателей же мало". Вотъ и насъ Господь Богъ извелъ на дѣланіе и далъ дары благодати Своей, чтобы, пожиная класы спасенія нашихъ ближнихъ черезъ множайшее число приведенныхъ нами въ Царствіе Божіе, принесли Ему плоды - ово тридцать, ово шестьдесятъ, ово же сто. Будемъ же блюсти себя, батюшка, чтобы не быть намъ осуждеными съ тѣмъ лукавымъ и лѣнивымъ рабомъ, который закопалъ свой талантъ въ землю, а будемъ стараться подражать тѣмъ благимъ и вѣрнымъ рабамъ Господа, которые принесли Господину своему. одинъ - вмѣсто двухъ - четыре таланта, другой вмѣсто пяти - десять. О милосердіи же Господа Бога сомнѣваться нечего: сами, ваше Боголюбіе, видите, какъ слова Господни, сказанныя черезъ пророка, сбылись на насъ. «Несмь Азъ Богъ издалече, но Богъ изблизи и при устѣхъ твоихъ есть спасеніе твое". Не успѣлъ я, убогій, перекреститься, а только лишь въ сердцѣ своемъ пожелалъ, чтобы Господь удостоилъ васъ видѣть Его благостыню во всей ея полнотѣ, какъ уже Онъ немедленно и на дѣлѣ исполненіемъ моего пожеланія, поспѣшить изволилъ. Не велехваляся говорю я это и не съ тѣмъ, чтобы показать вамъ свое значеніе и привести васъ въ зависть, и не для того, чтобы вы подумали, что я монахъ, а вы міряяинъ, нѣтъ, ваше Боголюбіе, нѣтъ. «Близъ Господь всѣмъ призываіощимъ Его во истинѣ, и нѣсть у Него зрѣнія на лица, Отецъ бо любитъ Сына и вся даетъ въ руцѣ Его", лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего Небеснаго истинно по сыновнему. Господь равно слушаетъ и монаха, и мірянина, простого христіанина, лишь бы оба были православные и оба любили Бога изъ глубины душъ своихъ, и оба имѣли въ Него вѣру, хотя бы «яко зерно горушно", и оба двинутъ горы. «Единъ движетъ тысящи, два же тьмы". Самъ Господь говоритъ: «вся возможка вѣрующему", а батюшка святой апостолъ Павелъ велегласно восклицаетъ: «вся могу о укрѣпляющемъ мя Христѣ". Не дивнѣе ли еще этого Господь нашъ, Іисусъ Христосъ говоритъ о вѣрующихъ въ Него: «вѣруяй въ Мя дѣла не точію яже Азъ творю, но и больше сихъ сотворитъ, яко Азъ иду ко Отцу Моему и умолю Его о васъ, да радость ваша ислолнена будетъ. Доселѣ не просисте ничесоже во Имя Мое, нынѣ же просите и пріимете". Такъ то, ваше Боголюбіе, все, о чемъ бы вы ни попросили у Господа Бога, все воспріимете, лишь бы только было во славу Божію или на пользу ближняго, потому что и пользу ближнимъ Онъ же къ славѣ Своей относитъ, почему и говоритъ: «вся яже единому отъ меньшихъ сихъ сотвористе, Мнѣ сотвористе". Такъ не имѣйте никакого сомнѣнія, чтобы Господь Богъ не исполнилъ вашихъ прошеній, лишь бы только они или къ славѣ Божіей или къ пользамъ и назиданію ближнихъ относились. Но если бы даже и для собственной вашей нужды или пользы, или выгоды вамъ что-либо было нужно, и это даже все столь же скоро и благопослушливо Господь Богъ изволитъ послать вамъ, только бы въ томъ крайняя нужда и необходимость настояла, ибо любитъ Господь любящихъ Его: благъ Господь всяческимъ, щедритъ же и даетъ и непризывающимъ имени Его, и щедроты Его во всѣхъ дѣлахъ Его, волю же бояшихся Его сотворитъ и молитву ихъ услышитъ, и весь совѣтъ ихъ исполнитъ, исполнитъ Господь вся прошенія твоя. Одного опасайтесь, ваше Боголюбіе, чтобы не просить у Господа того, въ чемъ не будете имѣть крайней нужды. Не откажетъ Господь вамъ и въ томъ за вашу православную вѣру во Христа Спасителя, ибо не предастъ Господь жезла праведныхъ на жребій грѣшныхъ и волю раба Своего Давида сотворитъ неукоснительно, однако взыщетъ съ него, зачѣмъ онъ тревожилъ Его безъ особой нужды, просилъ у Него того, безъ чего могъ бы весьма удобно обойтись.

Такъ то, ваше Боголюбіе, все я вамъ сказалъ теперь и на дѣлѣ показалъ, что Господь и Матерь Божія черезъ меня, убогаго Сераѳима, вамъ сказать и показать соблаговолили. Грядите же съ миромъ. Господь и Божія Матерь съ вами да будетъ всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. Грядите же съ миромъ".

И во все время бесѣды этой съ того самаго времени, какъ лицо о. Сераѳима просвѣтилось, видѣніе это не переставало, и все съ начала разсказа и доселѣ сказанное говорилъ онъ мнѣ, находясь въ одномъ и томъ же положеніи. Исходившее же отъ него неизреченное блистаніе свѣта видѣлъ я самъ, своими собственными глазами, что готовъ подтвердить и присягою.

ПОСЛѢСЛОВIЕ

На этомъ мѣстѣ заканчивается Мотовиловская рукопись. Глубину значенія этого акта торжества Православія не моему перу стать выяснять и подчеркивать, да онъ и не требуеть свидѣтельства о себѣ, ибо самъ о себѣ свидѣтельствуетъ съ такое несокрушимой силой, что его значенія не умалить суесловіямъ міра сего.

Но если бы кто могъ видѣть, въ какомъ видѣ достались мнѣ бумаги Мотовилова, хранившія въ своихъ тайникахъ это драгоцѣнное свидѣтельство богоугоднаго житія святаго старца! Пыль, галочьи и голубинныя перья, птичій пометъ, обрывки совсѣмъ неинтересныхъ счетовъ, бухгалтерскія, сельско-хозяйственныя выписки копіи съ прошеній, письма стороннихъ лицъ - все въ одной кучѣ, вперемежку одно съ другимъ и всего вѣсу 4п. 25ф. Всѣ бумаги ветхія, исписанныя бѣглымъ и до такой степени неразборчивымъ почеркомъ, что я просто въ ужасъ пришелъ: гдѣ тутъ разобраться?

Разбирая этотъ хаосъ, натыкаясь на всевозможныя препятствія, особенно - почеркъ былъ для меня камнемъ преткновенія - я, помню, чуть не поддался отчаянію. А тутъ среди всей этой макулатуры нѣтъ, нѣтъ, и блеснетъ искоркой во тьмѣ съ трудомъ разобранная фраза: «батюшка о. Серафимъ говорилъ мнѣ» ... Что гово-рилъ? Что скрываютъ въ себѣ эти неразгаданные іероглифы? Я приходилъ въ отчаяніе.

Помню, подъ вечеръ цѣлаго дня упорнаго и безплоднаго труда, я не вытерпѣлъ и взмолился: «батюшка Серафимъ, неужели же для того ты далъ мнѣ возможность получить рукописи твоего «служки» изъ такой дали, какъ Дивѣевъ, чтобы неразобранными возвратить ихъ забвенію? Отъ души, должно быть, было мое восклицаніе. На утро, взявшись за разборъ бумагъ, я сразу же нашелъ эту рукопись, и тутъ же получилъ способность разбирать Мотовиловскій почеркъ. Нетрудно представить себѣ мою радость и какъ знаменательными мнѣ показались слова этой рукописи: «а я мню», отвѣчалъ мнѣ о. Сераѳимъ: «что Господь поможетъ вамъ навсегда удержать это въ памяти, ибо иначе благость Его не преклонилась бы такъ мгновенно къ смиренному моленію моему и не предварила бы такъ скоро послушать убогаго Сераѳима, тѣмъ болѣе, что и не для васъ однихъ дано вамъ разумѣть это, а черезъ васъ для цѣлаго міра»...

Семьдесятъ долгихъ лѣтъ лежало это сокровише подъ спудомъ на чердакахъ, среди разнаго забытаго хлама. Надо же было ему попасть въ печать, да еще когда? Передъ самымъ прославленіемъ святыхъ мощей того, кого православная Церковь начинаетъ просить:

«Преподобне отче Сераѳиме! моли Бога о насъ»

Первое появленіе въ печати рукописи Н. А. Мотовилова, озаглавленной мною «Духъ Божій явно почившій на отцѣ Сераѳимѣ Саровскомъ въ бесѣдѣ его о цѣли христіанской жизни съ сибирскимъ помѣщикомъ и совѣтнымъ судьей, Николаемъ Александровичемъ Мотовиловымъ», вызвало, къ великому для меня прискорбію и вмѣстѣ въ обличеніе «духа времени», много недоумѣнныхъ толковъ даже въ той средѣ, которая, по благодати учительства должна была, казалось бы, стоять во главѣ угла Православной Церкви. Осуетившееся человѣческое сердце, по всѣмъ признакамъ, не могло вмѣстить въ себѣ во всей полнотѣ того откровенія, которое заключали въ себѣ драгоцѣнныя слова рукописнаго свидѣтельства сотаинника Преподобнаго Сераѳима, и отказывалось принять и вѣрить возможности проявленія дѣйствія наитія Святаго Духа Божія во всей полнотѣ очевидности въ смертномъ человѣкѣ.

- «Вы съ Мотовиловымъ проповѣдуете что-то въ родѣ того сектанства Лабзина, которое процвѣтало въ извѣстный періодъ царствованія Александра I, когда тоже благодать Духа Святаго хотѣли видѣть только въ очевидныхъ ея проявленіяхъ: въ теплотѣ, свѣтѣ и благоуханіи. Отсюда не далеко и до «прелести!» - Такія рѣчи пришлось мнѣ слышать вскорѣ послѣ появленія рукописи Мотовилова въ печати.

Прошу простить меня всѣхъ православныхъ, которыхъ мой малый трудъ списателя могъ повергнуть въ соблазнительное недоумѣніе, но вина моя только въ томъ, что я не съ достаточной силой подчеркнулъ, что чувственныя проявленія благодати Святаго Духа, почившаго на Преподобномъ Сераѳимѣ, были даны просвѣтленному зрѣнію Мотовилова лишь по молитвѣ старца и по молитвѣ же святаго старца какъ явленіе это, такъ и боговдохновенная эта бесѣда сохранена памятью Мотовилова «не для него одного, а черезъ него для всего міра». Нѣтъ и не можетъ быть ничего общаго между самочиннымъ сектантомъ Лабзинымъ и Мотовиловымъ, всю свою жизнь находившимся въ общеніи и подъ руководствомъ старцевъ, изъ которыхъ одинъ Святою Церковью прославленъ, какъ Угодникъ Божій и Преподобный, а другой (Антоній Воронежскій) таковымъ смиренно почитается всѣми православно-вѣрующими сердцами. Первый и, можно сказать основной признакъ сектанства и «прелести» есть самочиніе, а этотъ то именно признакъ и отсутствуетъ въ данномъ случаѣ.

Но обратимся лучше по этому поводу къ свидѣтельству самой Церкви въ лицѣ удостовѣренія Ея Преподобныхъ. Вотъ что свидѣтельствуетъ Преподобный Феогностъ: «хотя ты, постоянно пребывая въ чистой молитвѣ, невещественно соединяющейся съ Богомъ невещественный умъ, и сподобился увидѣть, какъ въ зеркалѣ, ожидающее тебя блаженное состояніе по окончаніи здѣшней жизни, сподобился этого, какъ пріявшій обрученіе Духа и стяжавшій небесное царство внутри себя яснѣйшимъ и опредѣленнѣйшимъ очищеніемъ души; но не потерпи разрѣшиться отъ плоти, непредваренный извѣстіемъ о наступающей смерти. Молись прилежно объ этомъ, и будь благонадеженъ, что получишь это извѣстіе, когда приблизится кончина твоя, если то полезно»)

По содержанію этихъ словъ преп. Феогноста святитель Игнатій (Брянчаниновъ) въ своемъ «словѣ о смерти» разсуждаетъ такъ: «ощущеніе духовное, о которомъ говорить Преп. Феогностъ, называется очень справедливо въ Отеческихъ писаніяхъ «извѣствованіемъ», по свойству рѣшительной достовѣрности. Оно производится наитіемъ, Божественной благодати, пріемлющей въ отеческія духовныя объятія кающагося и недоумѣвающаго грѣшника. Оно является въ душѣ неожиданно, какъ новая жизнь, о которой человѣкъ доселѣ не могъ составить себѣ никакого понятія. Оно освобождаеть душу отъ насилія лукавыхъ духовъ и страстей, измѣняетъ всего человѣка въ ту чудную минуту, которую возглашаетъ къ Богу изъ человѣка Духъ Божій. Вся кости того человѣка рекутъ неизреченнымъ духовнымъ благодареніемъ и славословіемъ: Господи, Господи, кто подобенъ Тебѣ? Ты - избавляяй нища изъ руки крѣпльшихъ его, и нища и убога отъ расхищающихъ его. Душа такого человѣка возрадуется о Господѣ, возвеселится о спасеніи Его. Духовное ощущеніе это сголь сильно, что, наполнивъ собою человѣка, отъемлетъ у него сочувствіе ко всѣмъ другимъ предметамъ, - короче сказать- оно есть водвореніе въ душѣ Царствія Божія. Стяжавшій это ощущеніе «ктому не себѣ живетъ», но Богу. У подвергшихся самооболыценію и бѣсовской прелести бываетъ мнѣніе такого ощущенія, и отличается отъ благодатнаго по противоположнымъ ему плодамъ».

Итакъ, да не будемъ болѣе смущены въ сердцѣ нашемъ и будемъ подъ руководствомъ и за молитвы старцевъ нашихъ, нашихъ духовныхъ отцовъ, стяжевать благодать Духа Святаго въ тѣхъ, Ему одному довѣдомыхъ мѣрахъ, въ которыхъ Ему благоугодно будетъ снизойти на насъ, грѣшныхъ. Необходимо надо помнить, что та мѣра наитія Святаго Духа, о которой ведется рѣчь Преподобнымъ Сераѳимомъ и которая изображается великимъ его послушникомъ, Н. А. Мотовиловымъ. по выраженію самого Преподобнаго: «Не всегда и великимъ пустынникамъ подается Господнею милостью. О, Торжество нашей вѣры! Но то ли еще ожидаетъ ее, когда исполнятся «времена и сроки»!..

Ей, гряди Господи Іисусе!

С.А. НИЛУСЪ
19 Мая 1911 г.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: