Смысл жизни человека отъ преподобнаго Серафима Соровскаго, часть 3
IV. СТЯЖЕНIЕ БЛАГОДАТИ
- Ну, а какъ же, батюшка, быть съ другими добродѣтелями, творимыми ради Христа, для стяжанія благодати Духа Святаго? Вѣдь вы мнѣ о молитвѣ только говорить изволите.
- Стяжавайте благодать Духа Святаго и всѣми другими Христа ради добродѣтелями, торгуйте ими духовно, торгуйте тѣми изъ нихъ, которыя вамъ большій прибытокъ даютъ. Собирайте капиталъ благодатныхъ избытковъ благости Божіей, кладите ихъ въ ломбардъ вѣчный Божій изъ процентовъ невещественныхъ и не по четыре или по шести на сто, но по сту на одинъ рубль духовный, но даже еще того въ безчисленное число разъ больше. Примѣрно: даетъ вамъ болѣе благодати Божіей молитва и бдѣніе, бдите и молитесь; много даетъ Духа Божіяго постъ, поститесь; болѣе даеть милостыня, милостыню творите, и такимъ образомъ о всякой добродѣтели, дѣлаемой Христа ради, разсуждайте.
Вотъ я вамъ разскажу про себя, убогаго Сераѳима. - Родомъ я изъ курскихъ купцовъ. Такъ, когда не былъ я еще въ монастырѣ, мы, бывало, торговали товаромъ. который намъ больше барыша даетъ. Такъ и вы, батюшка, поступайте и, какъ въ торговомъ дѣлѣ, не въ томъ сила чтобы лишь только торговать, а въ томъ, чтобы больше барыша получить, такъ и въ дѣлѣ жизни христіанской не въ томъ сила, чтобы только молиться или другое какое либо доброе дѣло дѣлать. Хотя апостолъ и говоритъ: «непрестанно молитеся», но да вѣдь, какъ помните, и прибавляетъ: «хочу лучше пять словесъ рещи умомъ, нежели тысящи языкомъ». И Господь говоритъ: «не всякъ глаголяй Ми, Господи, Господи, спасется, но творяй волю Отна Моего», т. е. дѣлающій «дѣло Божіе и притомъ съ благоговѣніемъ, ибо проклятъ всякъ, иже творитъ дѣло Божіе съ нерадѣніемъ». А дѣло Божіе есть: «да вѣруете въ Бога и Его же послалъ есть Іисуса Христа». Если разсудите правильно о заповѣдяхъ Христовыхъ и апостольскихъ, такъ дѣло наше христіанское состоитъ не въ увеличеніи счета добрыхъ дѣлъ, служашихъ къ цѣли нашей христіанской жизни только средствами, но въ извлеченіи изъ нихъ большой выгоды, т. е. вяшемъ пріобрѣтеніи обильнѣйшихъ даровъ Духа Свйтяго.
Такъ желалъ бы я, ваше Боголюбіе, чтобы и вы сами стяжали этотъ приснонеоскудѣвающій источникъ благодати Божіей и всегда разсуждали себя въ Духѣ Божіемъ, вы обрѣтаетесь или нѣть; и если - въ Духѣ Божіемъ, то, благословенъ Богъ - не о чемъ горевать: хоть сейчасъ - на страшный судъ Христовъ. Ибо «въ чемъ застану, въ томъ и сужду». Если же - нѣть, то надобно разобрать, отчего и по какой причинѣ Господь Богъ Духъ Святый изволилъ оставить насъ, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тѣхъ поръ, пока искомый Господь Богъ Духъ Святый не сыщется и не будетъ снова съ нами Своею благодатію. На отгоняющихъ же насъ оть Него враговъ нашихъ надобно такъ нападать, покуда и прахъ ихъ возметется, какъ сказалъ пророкъ Давидъ: «пожену враги моя и постигну я, и не возвращусь, дондеже скончаются, оскорблю ихъ, и не возмогутъ стати, падутъ подъ ногама моима».
Такъ-то, батюшка. Такъ и извольте торговать духовно добродѣтелью. Раздавайте дары благодати Духа Святаго требующимъ по примѣру свѣщи возженной, которая и сама свѣтить, горя земнымъ огнемъ, и другія свѣщи, не умаляя своего собственнаго огня, зажигаетъ во свѣтеніе всѣмъ въ другихъ мѣстахъ. И если это такъ въ отношеніи огня земного, то что скажемъ объ огнѣ благодати Всесвятаго Духа Божія? Ибо, напримѣръ, богатство земное, при раздаваніи его, оскудѣваеть, богатство же небесное Божіей благодати, чѣмъ болѣе раздается, тѣмъ болѣе пріумножается у того, кто его раздаеть. Такъ и Самъ Господь изволилъ сказать Самарянынѣ: «піяй оть воды сей возжаждетъ вновь, а піяй отъ воды, юже Азъ дамъ, не возжаждетъ во вѣки, но вода, юже Азъ дамъ ему, будетъ въ немъ источникъ приснотекущій въ животъ вѣчный».
V. БОГОМАТЕРЬ - ЯЗВА БѢСОВЪ
- Батюшка, - сказалъ я, - вотъ вы все изволите говорить о стяжаніи благодати Духа Святаго, какъ о цѣли христіанской жизни; но какъ же и гдѣ я могу ее видѣть? Добрыя дѣла видны, а развѣ Духъ Святый можеть быть виденъ? Какъ же я буду знать, со мной Онъ или нѣть?
- Мы въ настоящее время, - такъ отвѣчалъ старецъ, - по нашей почти всеобщей холодности къ святой вѣрѣ въ Гослода нашего Іисуса Христа и по невнимательности нашей къ дѣйствіямъ Его Божественнаго о насъ Промысла и общенія человѣка съ Богомъ, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились отъ истинно христіанской жизни. Намъ теперь кажутся странными слова Священнаго Писанія, когда Духъ Божій устами Моисея говоритъ: «И виде Адамъ Господа, ходящаго въ раи», или когда читаемъ у апостола Павла: «идохомъ во Охайю, и Духъ Божій не иде съ нами, обратихомся въ Македонію, и Духъ Божій иде съ нами». Неоднократно и въ другихъ мѣстахъ Священнаго Писанія говорится о явленіи Бога человѣкомъ.
Воть нѣкоторые и говорятъ, «эти мѣста непонятны: неужели люди такъ очевидно могли видѣть Бога?» А непонятнаго тутъ ничего нѣтъ. Произошло это непониманіе от того, что мы удалились отъ простоты первоначальнаго христіанскаго вѣдѣнія и, подъ предлогомъ просвѣщенія, зашли въ такую тьму невѣдѣнія, что намъ уже кажется неудобопостижимымъ то, о чемъ древніе до того ясно разумѣли, что имъ и въ обыкновенныхъ разговорахъ понятіе о явленіи Бога между людьми не казалось страннымъ. Так Іовъ, когда друзья его укоряли въ томъ, что онъ хулитъ Бога, отвѣчалъ имъ: «какъ это можетъ быть, когда я чувствую дыханіе Вседержителево въ ноздрѣхъ моихъ?» Т.е. какъ, де, я могу хулить Бога, то Духъ Святый со мной пребываетъ? Если бы я хулилъ Бога, то Духъ Святый отступилъ бы отъ меня, а вотъ я и дыханіе Его ощущаю въ ноздрѣхъ моихъ. Такимъ точно образомъ говорится и про Авраама и Іакова, что они видѣли Господа и бесѣдовали съ Нимъ, и Іаковъ даже и боролся съ Нимъ. Моисей видѣлъ Бога и весь народъ съ нимъ, когда онъ сподобился пріять отъ Бога скрижали закона на горѣ Синаѣ. Столпъ облачный и огнянный, или что то же - явная благодать Духа Святаго, служили путеводителями народу Божію въ пустынѣ, Бога и благодать Духа Его Святаго люди не во снѣ видѣли, и не въ мечтаніи, и не въ изступленіи воображенія разстроеннаго, а истинно въявѣ. Очень ужъ мы стали невнимательны къ дѣлу нашего спасенія, отчего и выходить, что мы и многія другія, слова Священнаго Писанія пріемлемъ не въ томъ смыслѣ, какъ бы слѣдовало. И все потому, что не ищемъ благодати Божіей, не допускаемъ ей, по гордости ума нашего, вселиться въ души наши и потому не имѣемъ истиннаго просвѣщенія отъ Господа, посылаемаго въ сердца людей, всѣмъ сердцемъ алчущихъ и жаждущимъ правды Божіей. Вотъ, напримѣръ, многіе толкують, что, когда въ Библіи говорится - «вдуну Богъ дыханіе жизни въ лице Адама первозданнаго и созданнаго Имъ отъ персти земной» - что будто бы это значило, что въ Адамѣ до этого не было души и духа человѣческаго, а была будто бы лишь плоть одна, созданная отъ персти земной.
Невѣрно это толкованіе, ибо Господь Богъ создалъ Адама оть персти земной въ томъ составѣ, какъ батюшка святый апостолъ Павелъ утверждаетъ: «да будетъ всесовершенъ вашъ духъ, душа и плоть въ пришествіе Господа нашего Іисуса Христа». И всѣ три сіи части нашего естества созданы были оть персти земной, и Адамъ не мертвымъ былъ созданъ, но дѣйствующимъ животнымъ существомъ, подобно другимъ живущимъ на землѣ, одушевленнымъ Божіимъ созданіемъ. Но вотъ въ чемъ сила, что, если бы Господь Богъ не вдунулъ потомъ въ лице его сего дыханіе жизни, т. е. благодати Господа Бога Духа Святаго, оть Отца исходящаго и въ Сынѣ почивающаго и ради Сына въ міръ посылаемаго, то Адамъ, какъ ни былъ онъ совершенно созданъ надъ прочими Божіими созданіями, какъ вѣнецъ творенія на землѣ, все таки пребылъ бы неимущимъ внутрь себя Духа Святаго, подобенъ всѣмъ прочимъ созданіямъ, хотя и имѣющимъ плоть и душу и духъ, принадлежащимъ.
Когда же вдунулъ Господь въ лице Адамово дыханіе жизни, тогда то, по выраженію Моисееву, и «Адамъ бысть въ душу живу», т. е. совершенно во всемъ Богу подобную и такую, какъ и Онъ, на вѣки вѣковъ безсмертную. Адамъ сотворенъ былъ до того неподлежащимъ дѣйствію ни одной изъ сотворенныхъ Богомъ стихій, что его ни вода не топила, ни огонь не жегъ, ни земля не могла пожрать въ пропастяхъ своихъ, ни воздухъ не могь повредить какимъ бы то ни было своимъ дѣйствіемъ. Все покорено было ему, какъ любимцу Божію, какъ царю и обладателю твари. И все любовалось на него, какъ на всесовершенный вѣнецъ твореній Божіихъ. Отъ этого-то дыханія жизни, вдохнутаго въ лице Адамово изъ Всетворческихъ Устъ Всетворца и Вседержителя Бога, Адамъ до того преумудрился, что не было никогда отъ вѣка, нѣтъ да и едва ли будетъ когда-нибудь на землѣ человѣкъ премудрѣе и многознательнѣе его.
Когда Господь повелѣлъ ему нарещи имена всякой твари, то каждой твари онъ далъ на языкѣ такія названія, которыя знаменуютъ вполнѣ всѣ качества, всю силу и всѣ свойства твари, которыя она имѣетъ по дару Божіему, дарованному ей при ея сотвореніи. Вотъ по этому-то дару вышеестественной Божіей благодати, ниспосланному ему отъ дыханія жизни, Адамъ могъ видѣть и разумѣть и Господа, ходящаго въ раи, и постигать глаголы Его и бесѣду святыхъ Ангеловъ и языкъ всѣхъ тварей и птицъ, и гадовъ, живущихъ на землѣ, и все то, что нынѣ отъ насъ, какъ отъ падшихъ и грѣшныхъ, сокрыто и что для Адама до его паденія было такъ ясно. Такую же премудрость и силу, и всемогущество, и всѣ прочія благія и святыя качества Господь Богъ даровалъ и Евѣ, сотворивъ ее не отъ персти земной, а отъ ребра Адамова въ Едемѣ сладости, въ раи, насажденномъ Имъ посреди земли.
Для того, чтобы они могли удобно и всегда поддерживать въ себѣ безсмертныя, Богоблагодатныя и всесовершенныя свойства сего дыханія жизни, Богъ посадилъ посреди рая древо жизни, въ плодахъ котораго заключилъ всю сущность и полноту даровъ этого Божественнаго Своего дыханія. Если бы не согрѣшили, то Адамъ и Ева сами и все ихъ потомство могли бы всегда, пользуясь вкушеніемъ отъ плода древа жизни, поддерживать въ себѣ вѣчно животворящую силу благодати Божіей и безсмертную, вѣчно юную полноту силъ плоти, души и духа, и непрестанную нестарѣемость безконечно безсмертнаго всеблаженнаго своего состоянія, даже и воображенію нашему въ настоящее время неудобопонятнаго. Когда же вкушеніемъ отъ древа познанія добра и зла - преждевременно и противно заповѣди Божіей - узнали различіе между добромъ и зломъ и подверглись всѣмъ бѣдствіямъ, послѣдовавшимъ за преступленіе заповѣди Божіей, то лишились этого безцѣннаго дара благодати Духа Божія, такъ что до самаго пришествія въ міръ Богочеловѣка Іисуса Христа Духъ Божій «не убо бѣ въ мірѣ, яко Іисусъ не убо бѣ прославленъ». Однако, это не значитъ, чтобы Духа Божія вовсе не было въ мірѣ, но Его пребываніе не было такимъ полномѣрнымъ, какъ въ Адамѣ или въ насъ, православныхъ христіанахъ, а проявлялось только отвнѣ, и признаки Его пребыванія въ мірѣ были извѣстны роду человѣческому. Такъ, напримѣръ, Адаму послѣ паденія, а равно и Евѣ, вмѣстѣ съ нимъ, были открыты многія тайны, относившіяся до будущаго спасенія рода человѣческаго. И Каину, несмотря на нечестіе его и его преступленіе удобопонятенъ былъ гласъ благодатнаго Божественнаго, хотя и обличительнаго, собесѣдованія съ нимъ. Ной бесѣдовалъ съ Богомъ. Авраамъ виде Бога и день Его и возрадовался. Благодать Святаго Духа, дѣйствовавшая отвнѣ, отражалась и во всѣхъ ветхозавѣтныхъ пророкахъ и святыхъ Израиля. У евреевъ потомъ заведены были особыя пророческія училища, гдѣ учили распознавать признаки явленія Божіяго или Ангеловъ и отличать дѣйствія Духа Святаго отъ обыкновенныхъ явленій, случающихся въ природѣ неблагодатной земной жизни. Симеону Богопріимцу, Богоотцамъ Іоакиму и Аннѣ, и многимъ безчисленнымъ рабамъ Божіимъ бывали постоянныя, разнообразныя въявѣ Божественныя явленія, гласы, откровенія, оправдывавшіяся очевидными чудесными событіями. Не съ такою силой, какъ въ народѣ Божіемъ, но проявленіе Духа Божьяго дѣйствовало и въ язычникахъ, не вѣдавшихъ Бога Истиннаго, потому что и изъ ихъ среды Богъ находилъ избранныхъ Себѣ людей. Таковы, напримѣръ, были дѣвственницы пророчицы, сивиллы, которыя обрекли свое дѣвство хотя для Бога Невѣдомаго, но все же для Бога, Творца вселенной и Вседержителя, и Міроправителя, каковымъ Его и язычники сознавали. Также и ѳилосоѳы языческіе, которые хотя и во тьмѣ невѣдѣнія Божественнаго блуждали, но, ища истины, возлюбленной Богу, могли быть по самому этому Боголюбезному ея исканію не непричастными Духу Божіему, ибо сказано: «языки, невѣдующіе Бога естествомъ законная творять и угодная Богу содѣлываютъ». А истину такъ ублажаетъ Господь, что Самъ про нее Духомъ Святымъ возвѣщаетъ «истина отъ земли возсія, и правда съ небесе приниче».
Такъ вотъ, ваше Боголюбіе, и въ еврейскомъ священномъ, Богу любезномъ народѣ, и въ язычникахъ, невѣдующихъ Бога, а все-таки сохранялось вѣдѣніе Божіе, т. е., батюшка, ясное и разумное пониманіе того, какъ Господь Богъ Духъ Святый дѣйствуетъ въ человѣкѣ и какъ именно и по какимъ наружнымъ и внутреннимъ ощущеніямъ можно удостовѣриться, что это дѣйствуетъ Господь Богъ Духъ Святый, оть паденія Адама до пришествія Господа нашего Іисуса Христа во плоти въ міръ.
Безъ этого, ваше Боголюбіе, всегда сохранявшагося въ родѣ человѣческомъ ощутительно о дѣйствіяхъ Духа Святаго пониманія, не было бы людямъ ни по чемъ возможности узнать въ точности - пришелъ ли въ міръ обѣтованный Адаму и Евѣ Плодъ Сѣмени Жены, имѣющій стереть главу зміеву.
Но вотъ Симеоиъ Богопріимецъ, сохраненный Духомъ Святымъ послѣ предвозвѣщенія ему на 65 году его жизни тайны приснодѣвственнаго отъ Пречистыя Приснодѣвы Маріи Его зачатія и рожденія, проживши по благодати Всесвятаго Духа Божьяго 300 лѣтъ, потомъ на 365 году жизни своей сказалъ ясно въ храмѣ Господнемъ, что ощутительно узналъ по дару Духа Святаго, что это и есть Онъ Самый, Тотъ Христосъ, Спаситель міра, о вышеестественномъ зачатіи и рожденіи Коего отъ Духа Святаго ему было предвозвѣщено триста лѣть тому назадъ отъ Ангела.
Воть и святая Анна пророчица, дочь ѳануилова, служившая восемьдесятъ лѣть оть вдовства своего Господу Богу въ храмѣ Божіемъ и извѣстная по особеннымъ дарамъ благодати Божіей за вдовицу праведную, чистую рабу Божію, возвѣстила, что это дѣйствительно Онъ и есть обѣтованный міру Мессія, истинный Христосъ, Богь и человѣкъ, Царь Израилевъ, пришедшій спасти Адама и родъ человѣческій.
Когда же Онъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, изволилъ совершить все дѣло спасенія, то по воскресеніи Своемъ дунулъ на апостоловъ, возобновивъ дыханіе жизни, утраченное Адамомъ, и даровалъ имъ эту же самую Адамовскую благодать Всесвятаго Духа Божія.
Но мало сего - вѣдь говорилъ же Онъ имъ: «уне есть имъ, да Онъ идеть ко Отцу; аще же бо не идетъ Онъ, то Духъ Божій не пріидеть въ міръ; аще же идеть онъ, Христось, ко Отцу, то пошлегь Его въ міръ, и Онъ, Утѣшитель, наставитъ ихъ и всѣхъ послѣдующихъ ихъ ученію на всякую истину и воспомянетъ имъ вся, яже Онъ глаголалъ имъ еще сущи въ мірѣ съ ними». Это уже обѣщана была Имъ благодать - возблагодать. И воть въ день Пятидесятницы торжественно ниспослалъ Онъ имъ Духа Святаго въ дыханіи бурнѣ, въ видѣ огненныхъ языковъ, на коемждо изъ нихъ сѣдшихъ и вошедшихъ въ нихъ, и наполнившихъ ихъ силою огнеобразной Божественной благодати, росоносно дышащей и радостотворно дѣйствующей въ душахъ причащаюшихся Ея силѣ и дѣйствіямъ.
И вотъ эту-то самую огнедохновенную благодать Духа Святаго, когда она подается намъ всѣмъ вѣрнымъ Христовымъ въ таинствѣ святаго крещенія, священно запечатлѣваютъ миропомазаніемъ въ главнѣйшихъ, указанныхъ святою Церковью, мѣстахъ нашей плоти, какъ вѣковѣчной хранительницы этой благодати. Говорится: «печать Дара Духа Святаго». А на что, батюшка, ваше Боголюбіе, кладемъ мы, убогіе, печати своя, какъ не на сосуды, хранящіе какую-нибудь высокоцѣнимую нами драгоцѣнность? Что же можетъ быть выше всего на свѣтѣ и что драгоцѣннѣе даровъ Духа Святаго, ниспосылаемыхъ намъ свыше въ таинствѣ крещенія, ибо крещенская эта благодать столь велика и столь необходима, столь живоносна для человѣка, что даже и оть человѣка еретика не отъемлется до самой его смерти, т. е., до срока, обозначеннаго свыше по промыслу Божію для пожизненной пробы человѣка на землѣ - на что, де, онъ будеть годенъ и что, де, онъ въ этоть Богомъ дарованный ему срокъ при посредствѣ свыше дарованной ему силы благодати сможеть совершить? И если бы мы не грѣшили, то во вѣки пребывали бы святыми, непорочными и изъятыми оть всякія скверны плоти и духа угодниками Божіими. Но воть въ томъ то и бѣда, что мы, преуспѣвая въ возрастѣ, не преуспѣваемъ въ благодати и въ разумѣ Божіемъ, какъ преуспѣвалъ въ томъ Господь нашъ Христосъ Іисусъ, а напротивъ того, развращаясь мало-по-малу, лишаемся благодати Всесвятаго Духа Божіяго и дѣлаемся въ многоразличныхъ мѣрахъ грѣшными и многогрѣшными людьми.
Но когда кто, будучи возбужденъ ищущею нашего спасенія премудростью Божіею, обходящею всяческая, рѣшится ради нея на утреневаніе къ Богу и бдѣніе ради обрѣтенія вѣчнаго своего спасенія, тогда тотъ, послушный гласу ея, долженъ прибѣгнуть къ истинному во всѣхъ грѣхахъ своихъ покаянію и къ сотворенію противоположныхъ содѣяннымъ грѣхамъ добродѣтелей, а черезъ добродѣтели Христа ради къ пріобрѣтенію Духа Святаго, внутрь насъ дѣйствующаго и внутрь насъ Царствіе Божіе устраивающаго. Слово Божіе не даромъ говоритъ: «внутрь васъ есть Царствіе Божіе и нуждно есть оно, и нужднииы ея восхищаютъ», То есть - тѣ люди, которые, несмотря и на узы грѣховныя, связавшія ихъ и недопускающія своимъ насиліемъ и возбужденіемъ на новые грѣхи, прійти къ Нему, Спасителю нашему, съ совершеннымъ покаяніемъ на истязаніе съ Нимъ, презирая всю крѣпость этихъ грѣховныхъ связокъ, нудятся расторгнуть узы ихъ, такіе люди являются потомъ дѣйствительно передъ лице Божіе паче снѣга убѣленными Его благодатью. «Пріидите, - говоритъ Господь, - и аще грѣхи ваши будутъ, яко багряное, то яко снѣгъ убѣлю ихъ». Такъ нѣкогда святый тайновидецъ Іоаннъ Богословъ видѣлъ такихъ людей во одеждахъ бѣлыхъ, т. е. одеждахъ оправданія и «ѳиницы въ рукахъ ихъ», какъ знаменіе побѣды, и пѣли они Богу дивную пѣснь «Аллилуіа». «Красотѣ пѣнія ихъ никтоже подражати можаше».
Про нихъ Ангелъ Божій сказалъ: «сіи суть, иже пріидоша отъ скорби великія, иже испраша страданіями и убѣлиша ихъ въ причащеніи Пречистыхъ и Животворящихъ Таинъ Плоти и Крови Агнца непорочна и Пречиста Христа, прежде всѣхъ вѣкъ закланнаго Его собственною волею за спасеніе міра, присно и донынѣ закалаемаго и раздробляемаго, но николиже иждиваемаго, подающаго же намъ въ вѣчное и неоскудѣваемое спасеніе наше напутіе живота вѣчнаго во отвѣтъ благопріятенъ на страшномъ судищѣ Его и замѣну дражайшую и всякъ умъ превосходящую того плода древа жизни, котораго хотѣлъ было лишить нашъ родъ человѣческій врагъ человѣковъ, спадшій съ небесе Денница. Хотя врагъ діаволъ и обольстилъ Еву, и сь нею палъ и Адамъ, но Господь не только даровалъ имъ Искупителя въ плодѣ Сѣмени Жены, смертію смерть поправшаго, но и далъ всѣмъ намъ въ Женѣ, Приснодѣвѣ Богородицѣ Маріи, стершей въ Самой Себѣ и стирающей во всемъ родѣ человѣческомъ главу зміеву, неотступную Ходатаицу къ Сыну Своему и Богу нашему, непостыдную и непреоборимую Предстательницу даже за самыхъ отчаянныхъ грѣшниковъ. По этому самому Божія Матерь и называется «Язвою бѣсовъ», ибо нѣтъ возможности бѣсу погубить человѣка, лишь бы только самъ человѣкъ не отступилъ оть прибѣганія къ помощи Божіей Матери.
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Митрофорный протоиерей
- Священник