Смысл жизни человека отъ преподобнаго Серафима Соровскаго, часть 2
III. ЦѢЛЬ ХРИСТIАНСКОЙ ЖИЗНИ
Это было въ четвергъ. День былъ пасмурный. Снѣгу было на четверть на землѣ, а сверху порошила довольно густая снѣжная крупа, когда батюшка о. Сераѳимъ началъ бесѣду со мной въ ближней пажнинкѣ своей, возлѣ той же его ближней пустыньки противъ рѣчки Саровки, у горы, подходящей близко къ берегамъ ея.
Помѣстилъ онъ меня на пнѣ только-что имъ срубленнаго дерева, а самъ сталъ противъ меня на корточкахъ.
- Господь открылъ мнѣ, - сказалъ великій старецъ, что въ ребячествѣ вашемъ вы усердно желали знать, въ чемъ состоитъ цѣль жизни нашей христіанской, и у многихъ великихъ духовныхъ особъ вы о томъ неоднократно спрашивали...
Я долженъ сказать тутъ, что съ 12-тилѣтняго возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я, дѣйствительно, ко многимъ изъ духовныхъ лицъ обращался съ этимъ вопросомъ, но отвѣты ихъ меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвѣстно.
- Но никто, - продолжалъ о. Сераѳимъ, - не сказалъ вамъ о томъ опредѣлительно. Говорили вамъ: ходи въ церковь, молись Богу, твори заповѣди Божіи, твори добро - вотъ тебѣ и цѣль жизни христіанской. А нѣкоторые даже негодовали на васъ за то что вы заняты не Богоугоднымъ любопытствомъ и говорили вамъ: высшихъ себя не ищи. Но они не такъ говорили, какъ бы слѣдовало. Вотъ я убогій Сераѳимъ, растолкую вамъ теперь, въ чемъ, дѣйствительно, эта цѣль состоитъ.
Молитва, постъ, бдѣніе и всякія другія дѣла христіанскія сколько ни хороши они сами по себѣ, однако, не въ дѣланіи только ихъ состоитъ цѣль нашей христіанской жизни, хотя они и служатъ необходимыми средствами для достиженія ея. Истинная же цѣль жизни нашей христіанской состоитъ въ стяжаніи ДУХА СВЯТАГО БОЖЬЯГО. Постъ же и бдѣніе, и молитва и милостыня, и всякое Христа ради дѣлаемое доброе дѣло суть средства для стяжанія Святаго Духа Божьяго. Замѣтьте, батюшка, что лишь только ради Христа дѣлаемое доброе дѣло, приноситъ намъ плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа дѣлаемое, хотя и доброе, но мзды въ жизни будущаго вѣка намъ не представляетъ, да и въ здѣшней жизни благодати Божіей тоже не даетъ. Вотъ почему Господь Іисусъ Христосъ сказалъ: «всякъ, иже не собираетъ со Мною, той расточаетъ». Доброе дѣло иначе нельзя назвать, какъ собираніемъ, ибо хотя оно и не ради Христа дѣлается, однако же добро. Писаніе говоритъ: «во всякомъ языцѣ бойся Бога и дѣлаяй правду, пріятенъ Ему есть». И, какъ видимъ изъ послѣдовательности священнаго повѣствованія, этотъ «дѣлаяй правду» до того пріятенъ Богу, что Корнилію сотнику, боявшемуся Бога и дѣлавшему правду, явился ангелъ Господень во время молитвы его и сказалъ: «Пошли въ Іоппію къ Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра и той ти речетъ глаголы живота вѣчнаго, въ нихъ спасешися ты и весь домъ твой».
Итакъ, Господь всѣ Свои Божественныя средства употребляетъ, чтобы доставить такому человѣку возможность за свои добрыя дѣла не лишіиться награды въ жизни пакибытія. Но для этого надо начать здѣсь правой вѣрой въ Гослода нашего Іисуса Христа, Сына Божія, пришедшаго въ міръ грѣшныя спасти, и пріобрѣтеніемъ себѣ благодати Духа Святаго, Вводящаго въ сердца наши Царствіе Божіе и Прокладывающаго намъ дорогу къ пріобрѣтенію блаженства жизни будущаго вѣка. Но тѣмъ и ограничивается эта пріятность Богу дѣлъ добрыхъ, не ради Христа дѣлаемыхъ: Создатель нашъ даетъ средства на ихъ осуществленіе. За человѣкомъ остается или осуществлять ихъ, или нѣтъ. Вотъ почему Господь сказалъ Евреямъ: «аще не бысте видѣли, грѣха не бысте имѣли. Нынѣ же глаголете - видимъ, и грѣхъ вашъ пребываетъ на васъ». Воспользуется человѣкъ, подобно Корнилію, пріятностью Богу дѣла своего, не ради Христа сдѣланнаго, и увѣруетъ въ Сына Его, то, такого рода дѣло вмѣнится ему, какъ бы ради Христа сдѣланное и только за вѣру въ Него. Въ противномъ же случаѣ человѣкъ не въ правѣ жаловаться, что добро его не пошло въ дѣло. Этого не бываетъ никогда только при дѣланіи какого либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сдѣланное, не только въ жизни будущаго вѣка вѣнецъ правды ходатайствуетъ, но и въ здѣшней жизни преисполняетъ человѣка благодатію Духа Святаго и притомъ, какъ сказано: «не въ мѣру бо даетъ Богъ Духа Святаго. Отецъ бо любитъ Сына и вся даетъ въ руцѣ Его».
Такъ-то, ваше Боголюбіе. Такъ въ стяжаніи этого-то Духа Божія и состоитъ истинная цѣль нашей жизни христіанской, а молитва, бдѣніе, постъ, милостыня и другія ради Христа дѣлаемыя добродѣтели суть только средства къ стяжанію Духа Божіяго.
- Какъ же стяжанія? - спросилъ я батюшку Сераѳима: - я что-то этого не понимаю.
- «Стяжаніе все равно, что пріобрѣтеніе, - отвѣчалъ мнѣ онъ: - вѣдь вы разумѣете, что значитъ стяжаніе денегъ? Такъ все равно и стяжаніе Духа Божія. Вѣдь вы, ваше Боголюбіе, понимаете, что такое въ мірскомъ смыслѣ стяжаніе? Цѣль жизни мірской обыкновенныхъ людей есть стяжаніе, или наживаніе денегъ, а у дворянъ сверхъ того - полученіе почестей, отличій и другихъ наградъ за государственныя заслуги. Стяжаніе Духа Божія есть тоже капиталъ, но только благодатный и вѣчный, и онъ, какъ и денежный, чиновный и временный, пріобрѣтается одними и тѣми же путями, очень сходственнъіми другъ съ другомъ.
Богъ Слово, Господь нашъ Богочеловѣкъ Іисусъ Христосъ уподобляетъ жизнь нашу торжищу и дѣло жизни нашей на землѣ именуетъ куплею, и говоритъ всѣмъ намъ: «купуйте, дондеже пріиду, искупующе время, яко дніе лукави суть», т. е. выгадывайте время для полученія небесныхъ благъ черезъ земные товары. Земные товары - это добродѣтели, дѣлаемыя Христа ради, доставляющія намъ благодать Всесвятаго Духа. Въ притчѣ о мудрыхъ и юродивыхъ дѣвахъ, когда у юродивыхъ недоставало елея, сказано: «шедши купите на торжищи». Но когда онѣ купили, двери въ чертогъ брачный уже были затворены, и онѣ не могли войти въ него. Нѣкоторые говорятъ, что недостатокъ елея у юродивыхъ дѣвъ знаменуегь недостатокъ у нихъ прижизненныхъ добрыхъ дѣлъ. Такое разумѣніе не вполнѣ правильно. Какой же у нихъ былъ недостатокъ въ добрыхъ дѣлахъ, когда онѣ хоть юродивыми, да все же дѣвами называются. Вѣдь дѣвство есть наивысочайшая добродѣтель, какъ состояніе равноангельское, и могло бы служить замѣной само по себѣ всѣхъ прочихъ добродѣтелей. Я, убогій, думаю, что у нихъ именно благодати Всесвятаго Духа Божьяго не доставало. Творя добродѣтели, дѣвы эти, по духовному своему неразумію, полагали, что въ томъ-то и дѣло лишь христіанское, чтобы однѣ добродѣтели дѣлать. Сдѣлали мы, де, добродѣтель и тѣмъ, де, и дѣло Божіе сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божія, достигли ли онѣ ея, имъ и дѣла не было. Про такіе-то образы жизни, опирающіеся лишь на одно твореніе добродѣтели безъ тщательнаго испытанія, приносятъ ли онѣ и сколько именно приносятъ благодати Духа Божьяго, и говорится въ отеческихъ книгахъ: «инъ есть путь, мняйся быти благимъ въ началѣ, но концы его - во дно адово». (Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конецъ ихъ путь к смерти).
Антоній великій въ письмахъ своихъ къ монахамъ говоритъ про такихъ дѣвъ: «многіе монахи и дѣвы не имѣютъ никакого понятія о различіяхъ въ воляхъ, дѣйствующихъ въ человѣкѣ, и не вѣдаютъ, что въ насъ дѣйствуютъ три воли: первая Божія, всесовершенная и всеспасительная; вторая собственная своя, человѣческая, т. е., если не пагубная, то и не спасительная, и третья бѣсовская - вполнѣ пагубная. И вотъ эта-то третья вражеская воля и научаетъ человѣка или не дѣлать никакихъ добродѣтелей, или дѣлать ихъ изъ тщеславія, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая - собственная воля наша научаетъ насъ дѣлать все въ услажденіе нашимъ похотямъ, а то и, какъ врагъ научаетъ, творить добро ради добра, не обращая вниманія на благодать, имъ пріобрѣтаемую. Первая же - воля Божія и всеспасительная въ томъ только и состоитъ, чтобы дѣлать добро единственно лишь для стяжанія Духа Святаго, какъ сокровища вѣчнаго, неоскудѣваемаго и ничѣмъ вполнѣ и достойно оцѣниться на могущаго. Оно-то, это стяжаніе Духа Святаго, собственно и называется тѣмъ елеемъ, котораго недоставало у юродивыхъ дѣвъ. За то-то онѣ и названы юродивыми, что забыли о необходимомъ плодѣ добродѣтели, о благодати Духа Святаго, безъ Котораго и спасенія никому нѣтъ и быть не можеть, ибо: «Святымъ Духомъ всяка душа живится и чистотою возвышается, свѣтлѣетъ же Тройческимъ единствомъ священно тайне». Самъ Духъ Святый вселяется въ души наши, и это-то самое вселеніе въ души наши Его, Вседержителя, и сопребываніе съ духомъ нашимъ Его Тройческаго Единства и даруется намъ лишь черезъ всемѣрное сь нашей стороны стяжаніе Духа Святаго. которое и предуготовляетъ въ душѣ и плоти нашей престолъ Божіему всетворческому съ духомъ нашимъ сопребыванію, по непреложному слову Божіему: «вселюся въ нихъ и похожу, и буду имъ въ Бога, и тіи будутъ въ людіе Мои». Вотъ это-то и есть тоть елей въ свѣтильникахъ у мудрыхъ дѣвъ, который могъ свѣтло и продолжительно горѣть, и дѣвы тѣ съ этими горящими свѣтильниками могли дождаться и Жениха, пришедшаго въ полунощи, и войти съ Нимъ въ чертогъ радости. Юродивыя же, видѣвши, что угасаютъ ихъ свѣтильники, хотя и пошли на торжище, да купятъ елея, но не успѣли возвратиться во время, ибо двери уже были затворены. Торжище - жизнь наша; двери чертога брачнаго, затворенныя и не допустившія къ Жениху - смерть человѣческая; дѣвы мудрыя и юродивыя души христіанскія; елей - не дѣла, но получаемая черезъ нихъ во внутрь естества нашего благодать Всесвятаго Духа Божія, претворяющая оное отъ сего въ сіе, т. е. отъ тлѣнія въ нетлѣніе, отъ смерти душевной въ жизнь духовную, отъ тьмы въ свѣтъ, отъ вертепа существа нашего, гдѣ страсти привязаны, какъ скоты и звѣри - въ храмъ Божества, въ пресвѣтлый чертогъ вѣчнаго радованія о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Творцѣ и Избавителѣ и Вѣчномъ Женихѣ душъ нашихъ.
Сколь велико состраданіе Божіе къ нашему бѣдствію, т.е. невниманію къ Его о насъ попеченію, когда Богъ говоритъ: «се стою при дверяхъ и толку»... разумѣя подъ дверями теченіе нашей жизни, еще не затворенной смертью. О, какъ желалъ бы я, ваше Боголюбіе, чтобы въ здѣшней жизни вы всегда были въ Духѣ Божіемъ. «Въ чемъ застану, въ томъ и сужу», говоритъ Господь. Горе, великое горе, если застанетъ Онъ насъ отягошенными попеченіями и печалями житейскими, ибо кто стерпитъ гнѣвъ Его и противъ лица гнѣва Его кто станетъ. Вотъ почему сказано: «бдите и молитеся, да не внидите въ напасть», т. е. да не лишитеся Духа Божія; ибо бдѣніе и молитва приносятъ намъ благодать Его. Конечно, всякая добродѣтель, творимая ради Христа, даеть благодать Духа Святаго, но болѣе всего даетъ молитва, потому что она какъ бы всегда въ рукахъ нашихъ, какъ орудіе для стяжанія благодати Духа. Захотѣли бы вы, напримѣръ, въ церковь сходить, да либо церкви нѣтъ, либо служба отошла; захотѣли бы нищему подать, да нищаго нѣтъ, либо нечего дать; захотѣли бы дѣвство соблюсти, да силъ нѣтъ этого исполнить по сложенію вашему или по усиліямъ вражескихъ козней, которымъ вы по немощи человѣческой противостоять не можете; захотѣлй бы и другую какую-либо добродѣтель ради Христа сдѣлать, да тоже силъ нѣтъ, или случая сыскать не можно. А до молитвы это уже никакъ не относится: на нее всякому и всегда есть возможность - и богатому и бѣдному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грѣшнику. Какъ велика сила молитвы даже и грѣшнаго человѣка, когда она отъ всей души возносится, судите по слѣдующему примѣру Священнаго Преданія: когда по просьбѣ отчаянной матери, лишившейся единороднаго сына, похищеннаго смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще отъ только что бывшаго грѣха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: «не мене ради грѣшницы окаянной, но слезъ ради матери, скорбящей о сынѣ своемъ и твердо увѣренной въ милосердіи и всемогуществѣ Твоемъ, Христе Боже, Воскреси, Господи, сына ея» ... - и воскресилъ его Господь. Такъ-то, ваше Боголюбіе, велика сила молитвы, и она болѣе всего приноситъ Духа Божіяго, и ее удобнѣе всего всякому исправлять. Блаженны мы будемъ, когда обрящетъ насъ Господь бдяшими, въ полнотѣ даровъ Духа Его Святаго. Тогда мы можемъ благодерзновенно надѣяться быть восхищенными на облацѣхъ во срѣтеніе Господа на воздусѣ, Грядушаго со славою и силою многою судити живымъ и мертвымъ и воздати коемуждо по дѣламъ его.
Вотъ, ваше Боголюбіе, за великое счастье считать изволите съ убогимъ Сераѳимомъ бесѣдовать, увѣрены будучи, что и онъ не лишенъ благодати Господней. То что речемъ о Самомъ Господѣ, Источникѣ приснонеоскудѣвающемъ всякія благостыни и небесныя и земныя. А вѣдь молитвою мы съ Нимъ Самимъ, Всеблагимъ и Животворящимъ Богомъ и Спасомъ нашимъ бесѣдовать удостоиваемся. Но и тутъ надобно молиться лишь до тѣхъ поръ, пока Богъ Духъ Святый не сойдетъ на насъ въ извѣстныхъ Ему мѣрахъ небесной Своей благодати. И когда благоволитъ Онъ посѣтить насъ, то надлежитъ уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда Ему: «пріиди и вселися въ ны и очисти ны отъ всякія скверны и спаси Блаже, души наша», когда уже пришелъ Онъ къ намъ, воеже спасти насъ, уповающихъ на Него и призываюшихъ Имя Его святое во истинѣ, т. е. съ тѣмъ, чтобы смиренно и съ любовью встрѣтить Его, Утѣшителя, внутрь храминъ душъ нашихъ, алчущихъ и жаждущихъ Его пришествія. Я вашему Боголюбію поясню это примѣромъ: вотъ хоть бы вы меня въ гости къ себѣ позвали, и я бы по зову вашему пришелъ къ вамъ и хотѣлъ бы побесѣдовать съ вами. А вы бы все-таки стали меня приглашать: милости, де, просимъ, пожалуйте, дескать, ко мнѣ. То я поневолѣ долженъ былъ бы сказать: что это онъ? изъ ума, что ли выступилъ? Я пришелъ къ нему, а онъ всетаки меня зоветъ. - Такъ-то и до Господа Бога Духа Святаго относится. Потому-то и сказано: «упразднитеся и разумѣйте, яко Азъ есмь Богъ, вознесуся во языцѣхъ, вознесуся на земли», т. е. явлюся и буду являться всякому вѣрующему въ Меня и призывающему Меня и буду бесѣдовать съ нимъ, какъ нѣкогда бесѣдовалъ съ Адамомъ въ раю, съ Авраамомъ и Іаковомъ и съ другими рабами Моими, съ Моисеемъ, Іовомъ и имъ подобными. Многіе толкуютъ, что это упраздненіе относится только до дѣлъ мірскихъ, т. е. что при молитвенной бесѣдѣ сь Богомъ надобно упраздниться отъ мірскихъ дѣлъ. Но я вамъ по Бозѣ скажу, что хотя и отъ нихъ при молитвѣ необходимо упраздниться, но, когда при всемогушей силѣ вѣры и молитвы, соизволитъ Господь Богъ Духъ Святый посѣтить насъ и пріидетъ къ намъ въ полнотѣ неизреченной Своей благости, то надобно и отъ молитвы упраздниться. Молвитъ душа и въ молвѣ находится, когда молитву творитъ; а при нашествіи Духа Святаго надлежитъ быть въ полномъ безмолвіи, слышать явственно и вразумительно всѣ глаголы живота вѣчнаго, которые Онъ тогда возвѣстить соизволитъ. Надлежить притомъ быть въ полномъ трезвеніи и души, и духа и въ цѣломудренной чистотѣ плоти. Такъ было при горѣ Хоривѣ, когда Израильтянамъ было сказано, чтобы они до явленія Божіяго на Синаѣ эа три дня не прикасались бы и къ женамъ, ибо Богь нашъ есть «огнь поядаяй все нечистое»
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Протоиерей