Богоявление.
После бегства Святого Семейства в Египет последовала смерть Ирода, хотевшего убить Богомладенца. Ангел Божий явился Иосифу и возвестил, что жизни Иисуса уже ничего не угрожает и что уже можно вернуться в землю Израиля. Так и было сделано. После возвращения жизнь семейства пошла своим чередом. Пресвятая Дева ткала, Иосиф занимался своим ремеслом плотника. Иисус, подрастая начал ему помогать. После смерти главы семейства Христос продолжил ремесло своего названного отца и тем самым кормил Мать. Это продолжалось до Его тридцатилетия.
В это время в пустыне, хранимый Богом, произрастал Иоанн Креститель. Предтеча Господень был троюродным братом Господа по плоти, т.к. Пресвятая Дева и Св. Елисавета были двоюродными сестрами. О жизни Пророка до того времени, как он стал на путь служения народу Израиля известно мало. Но, по свидетельству Евангелия, мы знаем, что питался Иоанн только медом диких пчел и акридами (разновидностью саранчи), носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Прошло время. Иоанну исполнилось тридцать лет и он стал на пророческий путь (до 30 лет никто не мог заниматься учительством народа: таков был обычай). Пророк начал проповедовать. Его поучения говорили о том, что настало время покаяния, что приход Господа близко, что надо исправлять свою жизнь по Заповедям Божиим. Приходящих к нему фарисеев и книжников укорял в лукавстве, сребролюбии и гордости. Заповедовал им тоже покаяться и исправить жизнь. В знак очищения души Предтеча крестил всех в водах Иордана. Люди удивлялись силой слов Иоанна и говорили в себе, что это и есть Спаситель. Но Предтеча возвещал, что не он является Мессией: " Я крещу вас крещением воды, но скоро грядет Тот, Кто будет крестить вас Духом Святым и Которому я не достоин развязать даже ремни сапог Его".
И вот пришел этот день. Среди толпы, слушающей поучения Пророка, появился Спаситель. Господь тот час же дал понять Своему Служителю, Кто находиться среди народа. Иоанн тогда указал всем на Христа. А Тот смиренно подошел к Предтече. Пророк был сам готов припасть к Своему Господу, как когда- то сделал это во чреве матери при посещении Богородицей их дома. " Мне следует от Тебя креститься",- только и мог сказать Иоанн, сознавая, что не достоин совершить крещение над Тем, Кто выше его. А Спаситель так же смиренно ответил : " Оставь, нам следует свершить сегодня всякую правду".
Братья вошли в воду. Иоанн совершил крещение. Когда же это случилось вдруг небесный свет осиял Бога- Сына. Свыше прозвучали слова Бога-Отца: " Это Сын Мой возлюбленный. На Нем Мое благоволение". А далее в образе голубя опустился на Мессию Бог- Дух Святой.
Таким образом, Господь явился людям полностью: Говоривший Отец, Крестившийся Сын и Сходящий Дух. Отсюда и второе название праздника: Богоявление.
Память об этом событии сохранили Апостолы. Еще с их времен сохранялся обычай совершать молитвы, воспоминая о Крещении Господнем т. к. некоторые из них являлись очевидцами этого, будучи тогда учениками Иоанна Предтечи.
До IV в. праздники Рождества и Крещения совершались в один день: 6 января (по ст. ст.).
Служба Богоявлению подобна службе Рождества. Ей так же предшествует Сочельник, строгий пост "до первой звезды"( по той причине, что во времена первых христиан в Навечерие Богоявления совершалось Таинство Крещения новых членов Церкви). Точно так же читаются Царские Часы, где речь идет уже о соответствующих событиях. Богослужения так же по времени совпадают с Рождеством. Но самое главное! После служб Крещенского сочельника и дня самого празднества совершается Великое освящение воды в воспоминание того, как Крещением Христовым освятились воды Иордана.
В текстах служб Богоявления есть слова: " Днесь (Сегодня) освящается вод естество". Это означает, что в праздник освящается вся вода: в реках, озерах, колодцах и даже в кране. Потому и люди любят в этот день погружаться в прорубь водоемов. Но это освящение действенно только один день. Потом эта же вода, если ее набирают для хранения, задыхается, зеленеет. Чтобы сохранить святость над водой на долгое время, читаются особые молитвы в храмах в Чине Великого освящения воды. Эта вода уже имеет благодатную силу и сохраняется не один год, сохраняя свои святые свойства. Есть благочестивый обычай принимать ее натощак вместо с просфорой( при болезни допускается пить не только натощак), омываться ей, растирать больные места, окроплять жилище. Но происходит и так, что и крещенская вода «пропадает». Происходит это, когда мы храним ее без благоговения, когда в доме скандалы, раздоры и т.д. Мы сами этим всем отгоняем Благодать так, что даже вода, освященная на Богоявление, портится.
Хочется еще раз обратить внимание на слова Бога- Отца. Это есть свидетельство Божие о Христе. Мы должны их помнить, т.к. Бог заповедовал, что в Его Сыне - Его благоволение. Христову учению мы должны следовать, Христову смирению и любви к ближнему мы должны подражать, Христовым Крещением соединяться к Христовой Церкви, быть Его учениками, быть Его детьми!