Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Игумен Никон Воробьев. Протоиерей Артемий Владимиров. Оптина Пустынь

Сегодня, дорогие друзья, завершая цикл наших размышлений об Оптиной пустыне, я расскажу вам о другом духовном писателе первой половины 20 столетия старце Никоне Воробьеве, который также духовными корнями был связан с Оптиной пустынью. Может быть, вам приходилось встречать его письма о покаянии, обращенные и к монашествующим, и к мирянам. И эта книга является одним из лучших пособий для православного христианина современности, который желал бы стяжать правильное устроение души, получить представление о покаянии как всеобъемлющем подвиге, начинающем и завершающем собою христианскую жизнь. Назидательно смотреть на саму фотографию игумена Никона Воробьева – в шапке-ушанке, с очками, которые выдают человека книжного и просвещенного ведением; он сидит перед Вами на завалинке, и его взор устремлен на вас и, одновременно, внутрь себя самого. Отец Никон долгое время служил в храмах Козельска, города, расположенного близ Оптиной пустыни, и сполна вкусил страданий и гонений в то безбожное время, когда священник по определению был существом подозрительным, удостаивался, в лучшем случае, наименования попа, а то и врага народа, был обречен на нищенское существование. Представители духовного сословия так и назывались тогда лишенцами, пораженными в правах, они не могли участвовать в так называемых выборах и поэтому были предметом насмешек для пионеров и комсомольцев, страх и отчуждение от людей, отведенных самой системой атеизма от церкви. Представьте себе, дорогие друзья, как в такую эпоху мог чувствовать себя священник, как пасторствовать, когда само вхождение в храм уже считалось едва ли не криминалом. А священник, разговаривающий с человеком где-то на лесной тропинке или на улице города, тотчас привлекал к себе внимание служителей государственных организаций, тогда контролировавших все и вся вокруг себя.
Но вернемся к осмыслению духовного, в том числе, эпистолярного наследия старца Никона Воробьева. Многие из писем адресованы молодому человеку, родственнику отца Никона, обучающемуся в Троице-Сергиевой Лавре в семинарии. Очевидно, это эпоха начала 60-х годов. В этих письмах старец пишет о том, что в людях крайне оскудела искренность и прямодушие. «Никто сегодня, дорогой мой, не ищет смирения и не имеет самоукорения. Будь очень осторожен в общении с преподавателями и принимай из их уст то, что они говорят в отношении богословской дисциплины, ни в коей мере не осуждай их за дела, но учись от противного, не подражая людям в том, что является для тебя предметом соблазна». Старец Никон Воробьев, обращаясь к мирянам, вслед за преподобным Макарием Оптинским, всегда напоминает им о кардинальной основополагающей добродетели христианского жительства – смирении. Смирился я, и спас меня Господь, в одном из писем старец Никон вспоминает изречение царя Давида. Действительно, такие страсти, как пьянство или гневливость, или нашествие блудных нечистых помыслов только потому внедряются в человека, что он не радеет о стяжании смирения, умении видеть свою крайнюю немощь и ничтожество, сознавать собственную неисправность, чувствовать свою удобопоползновенность ко греху, и, вместе с тем, не отчаиваться, когда невольно в десятый, в сотый раз мы согрешаем одной и той же привычкой, но обращаемся ко Господу с молитвою, дабы Он простил нас и укрепил нас в борьбе с грехом. «Что до меня, - говаривал отец Никон, - кончина для меня желанна». «Я никогда особенно не любил жизнь, - говорит он парадоксальные слова, очевидно умалчивая о тех страданиях, гонениях, презрении со стороны большинства осовеченных людей, - но всегда я пытался войти внутрь своего сердца, но там, в глубинах сердечной кельи, затворив за собою створки души, помолиться Отцу Небесному иже в тайне». Нужно догадываться, что непрестанная Иисусовая молитва, привившаяся к сердцу подвижника, была для него хлебом и водой, светом и воздухом, которым дышало его боголюбивое сердце. Читая письма старца Никона Воробьева, мы нигде не найдем ярких сюжетов, драматичных историй, но, удивительное дело, закрыв последнее письмо, ощущаем, как просветляется наша душа, как умиряется сердце, как глубоко дышит оно молитвой, чувствуя, что Господь Иисус Христос, всепремудрый, всемогущий, всеблагой есть самое родное для нас существо. Он Отец, который трогательно печется о каждом из Его созданий, и никогда не оставит нас в темноте, но всегда приведет к вечному свету Своих Правды и Любви, если мы искренне глубоко каемся, ежедневно докучаем Спасителю молитвой: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

"post

Посмотреть предыдущие комментарии
17 августа 2018 в 14:03

Спаси Господи! ❤ ❤ ❤

07 февраля 2019 в 12:23

Спаси Господи! 🌺

07 февраля 2019 в 13:18

Спаси Бог! ❤

07 февраля 2019 в 18:04

Спаси, Господи!

07 февраля 2019 в 20:02

Этот молодой человек -- не кто иной, как Алексей Ильич Осипов, словно губка впитавший все его наставления и через всю свою жизнь пронёсший любовь и благоговейную память к своему духовному отцу.

05 июля 2021 в 09:57

Спаси Господи! 🙏

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы

    Сообщество