О приветствиях. Господин, господа и дамы, приветствую вас!
Интересно, как мы встречаем друг друга и как друг друга именуем?
Каждая эпоха в этом отношении оставила нам свои словесные памятники. Например, ну пока, ну давай, ну ладно, все путем, так и живем. Советская, постсоветская эпоха, которая обокрала во многом наш язык, но с другой стороны, все новое, есть хорошо забытое старое. Положа руку на сердце мне приятно, когда сев на самолет, слышишь обращение к себе: "Дамы и господа. Мы благодарим вас, за то что вы воспользовались нашими авиалиниями". Вдумываешься в это слово и какими обертонами, смыслами и оттенками значений оно отзывается в душе.
Приметим, что слово "Господь" встречается только в речи людей, имеющих живую, зрячую и горячую веру. Потому что, так называемые, агностики — люди совершенно индифферентные, равнодушные к области духа, нет, нет, но употребляют слово "Бог". Однако никогда не решаются осмысленно произносить "Господь" — тот, кто для нас не просто абсолют, последняя инстанция, перводвигатель, Создатель, но тот, кого мы знаем и чувствуем, как Отца, тот кому мы послушны, тот кому мы принадлежим душой и телом.
Однако, сегодня мы с вами размышляем не о слове "Господь", а о слове "господин". При том, что это обращение и к простецу и к человеку совершенно незначительному, не имеющего какого-то высокого статуса. Я слышу в этом слове, господа, прежде всего уважение к суверенной человеческой личности. Слышу в этом слове таинственную апелляцию поминания о суверенном образе Божьем в человеке. А каковы черты образа Божья, сияющего в каждом из моих собеседников? Это самовластие души, ее способность повелевать вещами, животными, словами, собственными чувствами, намерениями. Это бессмертие, неуничтожимость человеческой личности, одаренной, между прочим, еще способностью различать добро и зло в совести, голос Божий в человеке. Это заложенная в нас потребность меняться не столько от меньшего к большему, сколько от худшего к лучшему. Желание нравственного совершенствования, которое отличает желание человека от обезьяны и является непереходимой пропастью. С одной стороны которой стоит "хомосапианс" — человек разумный, созданный по подобию Творца и животные — бессловесные творения, руководствующиеся инстинктами, созданые служить своему господину.
"Здравствуйте, господа", мне кажется, что в этом наименовании есть еще одна очень важная черта, которая характеризует подлинное общение людей и речь сейчас не идет об этикете, условных правилах приличия, о рыцарстве, о джентельменстве, все это наслоение новейшего времени в западном варианте. Но слыша обращение к себе, как "господин", вспоминаешь о свободе произволения, которое является самой драгоценной чертой образа Божья. Не врубаться, не вторгаться во внутренний мир человека, оставить ему воздух в пространстве души, не навязывать каких-то готовых истин, но вызывать, пробуждать в человеке деятельность разума, рассуждение. Благодать не насилует, ведь на силу мил не будешь, невольник — не богомольник. Сегодня мы как бы не поговорили ни о чем. Остановившись только на этом русском приветствии, которое вновь введено в обиход промыслом Божьим. Однако, на душе как-то стало спокойно и мирно. Когда ты осознаешь себя не фишкой, не вагонеткой, не винтиком, а человеком, которого сам Бог ни к чему не принуждает, но лишь не насильственно влечет следовать стезей бескорыстной любви.
о. Артемий Владимиров
Спаси, Господи!
Спаси Господи, батюшка! ❤
Cпаси Бог! ❤
БлагоДарю, батюшка, за чудные акварели!Храни Вас Господь! ❤
Слово "товарищ" коммунисты попросту украли у народа. А до революции это было нормальное понятие: устраивались товарищества; товарищи были у министров и прокуроров...
Спаси Вас Господь, дорогой батюшка!🙏🏻🎨🖌️👍🏻