Руки моих врагов подарили мне Вечность…
Перед тем как человечество войдет в новый год, православные отмечают день памяти св.мч. Севастиана (257г.).
Хотя Восточной Церковью св.мч. Севастиан не так торжественно почитается, как св.вмч. Георгий Победоносец, лично для меня он – символ первых христиан.
Полукругом опоясывая город Рим, будто траншеями и подкопами, простираются на огромном расстоянии подземные ходы, галереи и пещеры, известные под названием катакомб.
Когда во II-III веках от Р.Х. римские императоры устраивали гонения на первых христиан, христиане хоронили там своих мучеников, умерщвленных за веру по повелению императоров или растерзанных в цирках хищными зверями.
Человек равнодушный, сойдя под эти сырые и душные своды, видит в них только сырые душные своды. Человек мыслящий, чувствующий и верующий видит и испытывает нечто другое.
Эти темные коридоры, эти узкие комнаты рассказывают ему великую и чудную повесть о горстке людей, которые любили и верили; которые умирали за то, во что верили, и за то, что любили; которые отдавали состояние, привязанности, семейство, жизнь свою и своих близких за свою веру – и умирали геройски, умирали, благословляя Бога, молясь за врагов.
Эта горсть людей, скрывающаяся в катакомбах, предназначена была произвести в мире великий переворот, уничтожить язычество, совершенно изменить все понятия и даже пересоздать основания общества.
Сила первых христиан заключалась в их крепкой вере и пламенной любви, а с любовью и верой человеку все возможно. /Повесть "Катакомбы". Евгения Тур/
Дневник молодой путешественницы XIX века.
Я видела катакомбы. Впечатление, которое они произвели на меня, так живо и глубоко, что не может сравниться ни с каким другим ощущением, испытанным мною прежде при осматривании монументов, храмов и развалин древнего и нового Рима.
Неясно представляла я себе, какое чувство буду испытывать, посещая эти места, и, признаюсь, не слишком много об этом думала.
Войдя в темные пещеры, я почувствовала внезапно, что сердце мое преисполнилось благоговения столь глубоко, что я не могла вымолвить ни единого слова.
Я была растрогана и стояла около алтаря, на котором совершалась обедня во время гонения. Я смотрела на этот же самый камень, на который смотрели прежде меня люди, умевшие молиться так, как мы уже не можем. Их, первых христиан поддерживала вера, надежда и любовь посреди ужасов жизни.
Я стыдилась, что не сумела позавидовать тем, которые жили в этих мрачных подземельях; на себя самое обратились мои мысли, и я смутилась. И я христианка, как те, которые, молодые и слабые, как я, просили у Бога только славы умереть во имя Его!
Мы вышли из катакомб по той же самой лестнице, по которой ходили христиане первых веков, когда шли на смерть. Я желала поцеловать эти ступени, выплакать все сердце мое. Я думала о молодых девушках, которые шли на мученическую смерть по этим самым ступеням, и умилялась при мысли, что они видят мое сердце и слышат мою молитву.
Я чувствовала себя недостойной поставить ногу туда, куда ставили они ноги свои, и, однако, шла с чувством неизъяснимой сладости по тем же самым ступеням, по которым шли они, полные спокойствия и счастья, на верную смерть.
Тысячи мыслей и чувств волновали меня, я испытывала восторг, до тех пор мне незнакомый, благодарила Бога за испытываемые мною чувства и просила Его подать мне волю и силу любить Его все дни моей жизни.
Дневник русского паломника XXI века.
Купив билет за 5 евро, я пошел в катакомбы. Служащий вначале попросил подождать минут десять, пока соберется англоязычная группа, поскольку русскоговорящего гида не было. Но, видя мое нетерпение - было 11:30, а с 12:00 до 14:30 катакомбы закрыты, он разрешил мне пройти, сказав, чтобы присоединился к итальянской группе. Я не стал к ним присоединяться, а пошел сам.
В итоге, Божией милостью, мне удалось остаться абсолютно одному более чем на три часа в таком святом месте, где раньше почивали честные мощи св. первоверховных апостолов Петра и Павла, святого мученика Севастиана, священномученика Кирина и многих других мучеников, исповедников, праведников. Некоторые сокрытые мощи до сих пор там почивают.
Я ходил, смотрел, молился, плакал, иногда рыдая от тех чувств, которые переполняли мое сердце. Такого чувства я не испытывал раньше никогда и нигде, даже на Святой Горе Афон. Воистину на меня сошла благодать, которая сходила на первых христиан, подвигавшая их с великой радостью умирать за Христа.
Было ощущение, что сейчас не XXI век, а II век. Век первых христиан и жестоких гонений на них. Чувствовалась атмосфера горячей любви к Богу и сильной сплоченности христиан перед лицом страшных мучений. И эти чувства буквально разрывали мое сердце. Я ощущал всем своим телом, душою и духом присутствие, ставших мне очень близкими, моих братьев и сестер во Христе, собиравшихся здесь в начале веков.
Встретившись с ними здесь, глубоко под землей, я ощутил их горячую любовь к нам, нынешним христианам. Их молитвы были так сильны и жертвенны, что мое сердце еще чуть-чуть и разорвалось бы от переполнения благодати, а душа умывалась слезами умиления и радости от осознания того, что у нас есть такие братья и сестры. Великие мученики, на чьей крови Господь основал Святую Церковь.
В наше теплохладное время так не хватает горячей и твердой веры первых христиан.
Так, ходя по многочисленным катакомбным пещерам, абсолютно не желая уходить, я зашел в пещеру, где было темно. В полумраке заметил - здесь проводят археологические раскопки, и, судя по всему, эта древняя катакомбная пещера, ранее сокрытая и заваленная землей, была только сейчас найдена.
В одной из могил, возможно II-III века, я увидел только что открытые мощи неизвестного первого христианина. Кто это был - мученик, исповедник или просто первый христианин - неизвестно, точно одно, что он праведник и исповедник, ибо в то время все христиане были праведниками и исповедниками веры. Ко всему прочему, основная часть захоронений тех времен в катакомбах святого мученика Севастиана - это мученики.
Помолившись возле мощей первого христианина, я пошел дальше и через некоторое время пришел в пещерный храм, в котором покоились (в первой половине III в.) честные мощи св. апостолов Петра и Павла, где начал дожидаться первую после перерыва группу туристов, чтобы выйти вместе с ними из катакомб.
Будучи в России, я понял - Господь готовил меня на Святой Горе Афон принять то, что даровал в Риме, куда я вначале и не думал ехать.
Как хлеб, перед тем как попасть в печь, должен подойти, так и нашим сердцам Господь дает «подойти», чтобы смогли принять то, что Он хочет дать.
А дал мне Господь новое сердце, готовое распяться за Него. Правда, по немощи своей я через некоторое время эту благодать утратил. Тогда же, в тот момент, была полная уверенность, что никакими угрозами и пытками меня не заставить отречься от Господа моего Иисуса Христа.
Господи! Дай нам немощным в нужный момент сердца, готовые распяться за Тебя!
Преврати наши окаменевшие от греха сердца в каменную веру, которая была у первых христиан!!!
Влюбившись во Христа
принять от палача
жизнь вечную…
Старец Паисий Афонский как-то сказал: «Любовь ко Христу, которую имели мученики, давала им силы переносить страдания. Мученики очень любили Христа, любовью всесожегающей, и из-за нее не чувствовали боли».
Отпечаток любви носят на себе истинные христиане всех веков, но с особенной яркостью и блеском – христиане первых веков. Эта любовь отражалась во всем их поведении, начиная от обыденных отношений в домашней жизни и кончая мученической смертью в Колизее.
Дух первых христиан, в свое время переломивший хребет язычеству, так необходим в наше трудное время, время теплохладности и неоязычества.
Победить дух мира сего можно духом первых христиан.
Первые христиане с нетерпением ждали Второе Пришествие Христа, поэтому его не было.
Нынешние христиане в основной массе со страхом ждут этого времени. Оскудела любовь к Богу, и нет жажды встречи с Ним. Приятней жить в мире сем. Зачем тогда Богу этот мир. Мир, где нет Ему места.
Да, поможет Господь разгореться мировому пожару твердой и искренней веры, которая была у первых христиан. Чтобы весь мир был поглощен этим огнем, и все пороки нынешнего времени испепелились. АМИНЬ!
Вы жизнь свою
отдали за Любовь.
И голубь вам
ветвь пальмы приносил.
А, Церковь, основанием которой
кровь ваша стала, на века
не одолеют адовы врата.
Катакомбы
Катакомбами называются подземные кладбища, в которых христиане первых трех веков, страха ради от язычников, полагали своих усопших и мучеников, а также иногда совершали богослужения. За эти три века катакомбы образовали целый подземный мир, который окружал Рим как бы могильным поясом. В IV в., со времени торжества Церкви при св. императоре Константине, обычай погребать в катакомбах мало-помалу прекратился, и в V в. уже не существовал вовсе.
Катакомбы остаются лишь местом поклонения верующих гробницам святых мучеников, причем иногда, в дни памяти мучеников, здесь отправлялась божественная служба. Вследствие почти ежедневных разрушений и опустошений, производимых разными варварскими народами как в самом Риме, так и в его окрестностях, гробницы мучеников постепенно стали христианами забываться, посему папы для предохранения святынь от поруганий, начиная с VII в. стали переносить священные останки мучеников Христовых из катакомб в городские храмы.
Заботливость пап о сохранении священных останков угодников Божиих была причиной окончательного разрушения и запустения катакомб, так что в XV в. из числа всех римских катакомб были известны и посещались богомольцами только катакомбы св. Севастиана. С XVI в. начали снова разыскивать и посещать другие катакомбы. В настоящее время их найдено и обследовано довольно много, так что имеются весьма полные сведения, как об устройстве древних христианских кладбищ в Риме и о порядке погребения в них первых христиан, так и о найденных там памятниках древнего церковного искусства.
Устройство катакомб было вначале очень простым: христиане рыли узкие галереи, шириной около пяти четвертей, а в стенах вырывали погребальные камеры: углубление по длине тела, которое желали похоронить. После погребения отверстие закрывали плитами из мрамора или терракоты. На этих плитах сначала писали только имена усопших со словами: "в мире", или "уповай на Бога". Если погребен был мученик, почивший с истязанием, но без кровопролития, то на плите изображалась пальмовая (финиковая) ветвь, как символ мученичества. В изголовьях мучеников, проливших свою кровь за Христа, ставились небольшие сосуды с каплями крови этих святых. В гробницах мучеников часто полагались и орудия их мученических страданий и кончины (гвозди, клещи, оковы). Бывали также случаи, что почивших христиан полагали не прямо на землю, а в саркофаги - гробы, по большей части, мраморные.
С течением времени первые простые катакомбы усложнялись, галереи делались более узкими и высокими, часто они состояли из нескольких этажей; различные отдельные катакомбы соединялись посредством новых подземных проходов. Кое-где встречаются большие пространства возле галерей, служившие местом погребения отдельных семейств, или многих мучеников, или нескольких членов одной и той же христианской общины. Видны и маленькие церкви, в которых христиане собирались близ гробниц мучеников для молитвы и причащения. Обыкновенно, для сбережения места, по бокам галереи устраивали два зала, один против другого. Горним местом служила могила мученика, перед которой ставили престол, по большей части переносный.
Стены катакомб украшались живописными, мозаичными и скульптурными священными изображениями, а также покрывались надгробными и другими надписями. В этих надписях обращает на себя внимание, во-первых, что ни в одной из них не встречается слово "погребен", а напротив, везде говорится, что человек "положен", или "покоится", чем высказывается взгляд христиан, что смерть есть только сон, в который человек погружается временно, в ожидании воскресения.
Во-вторых, из этих надписей видно, что все главные догматы веры исповедовались христианами первых веков. Одна надпись говорит: "Он уверовал в Единого Бога". Другая: "Здесь покоится раб Божий, верующий в Бога Отца, в Бога Сына и Духа Святого". Третья гласит о Божестве Иисуса Христа: "Во Святом Боге, Едином Христе, мир тебе". Постоянно подтверждается вера в бессмертие: "Живи в Господе Иисусе", или: "Будь жива с братьями твоими", или "Верую, что в последний день Господень восстану". Выражено и упование на представитетьство мучеников и отошедших праведников за оставшихся на земле: "За спасение от потопления в море" такому-то святому.
Трудно не только описать все римские катакомбы, но не под силу обыкновенному богомольцу даже исходить их: в этом подземном мире - десятки верст.
Церковь и катакомбы во имя святого мученика Севастиана по Аппиевой дороге
Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла.
Св. Севастиан с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г. Он был начальником царских телохранителей и любимцем императора и сначала исповедовал святую Христову веру тайно - для того, чтобы иметь возможность посещать темницы, где были заключены христиане и облегчать их горькую участь. Видя, как умирали святые мученики, он сам пожелал стяжать мученический венец. Два родные брата Маркеллин и Марк были осуждены на смерть за веру Христову. Родственники их, придя в дом начальника темницы, стали умалять своих близких отречься от веры, дабы избавиться от казни. Тогда св. Севастиан обратился ко всем с речью, сказав об истинной вере, о блаженстве верующих и о мучениях, ожидающих неверующих. При этом многие из язычников крестились, в том числе, - придворный казнохранитель Никострат и жена его Зоя, брат Никострата Кисторий, отец упомянутых Маркеллина и Марка Транквиллин, впоследствии поставленный в пресвитеры, шестеро друзей Транквиллина (Аристон, Крискентион, Евтихиан, Урван, Виталий и Иуст), Клавдий, начальник над тюрьмами, с женой Симфоросой и сыновьями Симфорианом и Феликсом и братом Викторином, Хроматин, римский епарх с сыном Тивуртием, Кастул, царский сановник, весь дом Никострата до 83 душ обоего пола и 16 заключенных в темнице, всего 64 человека. Крещение совершил пресвитер Поликарп, а восприемником всех новокрещенных был Севастиан. Узнав об этом, Диоклетиан приказал предать всех новообращенных мученической смерти. Св. Зою повесили за волосы и задушили смрадным дымом; Никострат, Кастор, Клавдий, Викторин, Симфорос, Феликс и Симфориан были утоплены в море; Хроматию и Тивуртию отсекли головы; Кастул брошен в ров и засыпан живым. Призвав к себе св. Севастиана. Диоклетиан укорил его в измене отечественной религии и затем приказал привязать его к дереву и расстрелять так, чтобы он умер не сразу, а медленной мучительной смертью и без огласки. Но св. Севастиан вынес эту пытку: палачи оставили его полумертвым, а одна благочестивая христианка, по имени Ирина, жена св. мученика Кастула, перенесла его ночью в свое жилище и выходила. Св. Севастиан вышел к императорскому дворцу, стал обличать Диоклетиана в безбожии, нечестии, кровопролитии и других беззакониях. Тогда св. Севастиана отвели на прилегавший к императорским дворцам цирк, или конское ристалище, где убили его палицей. Тело его бросили в трубу для стока нечистот близ цирка (Circo Massimo) - это место находится сейчас в нескольких шагах от церкви св. великомученика Георгия (Chiesa di S. Giorgio in Veiabro) у подножья Палатинского холма. Однако вскоре его честные останки были перенесены отсюда благочестивой римской христианкой Лукиной в упомянутые катакомбы по Аппиевой дороге и положены там "при следах апостольских", т.е. близ той пещеры, где некоторое время покоились мощи апостолов Петра и Павла.
Над местом упокоения св. Севастиана и сооружена была в 320 г. св. императором Константином вышеназванная церковь ero имени. В ней произнесена была св. Григорием Двоесловом 37-я беседа его на Евангелия. Перестраиваемая несколько раз, эта церковь в настоящем виде существует с 1611 г.
Главный вход в церковь устроен со стороны Аппиевой дороги. В первом приделе на левой стороне от главного входа на возвышении стоит престол. Внутри престола почивают мощи св. Севастиана. Одна часть честной главы его хранится в Ватиканском соборе, а другая - в церкви Четырех Святых (Chiesa dei Santi Quattro Coronati) на Целийском холме в Риме.
В первом приделе на правой стороне от главного входа, в запрестольном киоте, в числе разных святынь, во всякое время показывают богомольцам подлинный камень с отпечатавшимися на нем следами стоп Спасителя, находившийся некогда на том самом месте по Аппиевой дороге, где Спаситель беседовал с апостолом Петром во время бегства последнего из Рима, и где теперь стоит церковь "Куда идешь, Господи?".
Справа от церкви устроен вход в находящиеся под ней катакомбы. В катакомбах, в том самом месте, которое приходится непосредственно под престолом с мощами св. мученика Севастиана, находится пещера с могилой, где некогда была погребен мученик Севастиан благочестивой христианкой Лукиной.
В тех же катакомбах есть другая примечательная пещера (Метопа Apostolarum), где имеется следующая надпись: "Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые". Эта пещера имеет вид небольшой церкви. Посреди ее стоит престол, а вокруг стен - каменная скамья. Под престолом - могила, в которой некогда временно покоились честные мощи апостолов Петра и Павла.
Эта могила имеет более двух с половиной аршин в длину, ширину и высоту. Вся она выложена по бокам на два с небольшим аршина вышины мрамором: поперечной же каменной плитой, как бы перегородкой, разделяется на две могилы. На покрывающем эту могилу своде видны хорошо сохранившиеся (с конца IV в.) живописные изображения Спасителя и апостолов Петра и Павла, а также следы изображений других четырех лиц, держащих венцы. Своим благоустройством и живописью эта пещера с могилой апостолов обязана папе римскому Дамасу.
Еще в настоящих катакомбах существует бывшая могила священномученика Кирина, епископа города Сискии в Иллирии, пострадавшего среди своей паствы около 300 г., но в 420 г. из-за опасений от нападений варваров, перенесенного в Рим и сокрытого в Севастиановых катакомбах.
______________________________________________________
Буду признателен за любой отзыв, который можете оставить здесь.
______________________________________________________
Читайте другие статьи на сайте проекта
ПРАВОСЛАВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ | паломничество по святым местам и отдых без посредников orttr.ru
Присоединяйтесь к сообществу "ПРАВОСЛАВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" в "Елицах"
elitsy.ru/communities/101227/
и других в социальных сетях:
vk.com/orttrru
www.facebook.com/groups/orttr/
plus.google.com/114431402983166272781
twitter.com/OrthodoxTravel
Интересные личности
- Митрофорный протоиерей
- Священник
Художественная книжка про Св. Себастиана произвела на меня в своё время большое впечатление. И Quo Vadis", конечно, тоже очень нравится.
Да! Наверное, дух любви мучеников первых веков христианства, присутствующий в катакомбах, может существенно повлиять на нашу теплохладность. По моим наблюдениям, посещение Святой Земли нынче может укрепить этот порок, который обличал в христианах апостол Павел. Катакомбы же могут память смертную...
Развернуть
Да! Наверное, дух любви мучеников первых веков христианства, присутствующий в катакомбах, может существенно повлиять на нашу теплохладность. По моим наблюдениям, посещение Святой Земли нынче может укрепить этот порок, который обличал в христианах апостол Павел. Катакомбы же могут память смертную оживотворить и сподвигнуть жить по евангельским заповедям. Интересно, часто ли посещаются катакомбы организованными русскоязычными паломниками?
Свернуть
Андрей, спаси вас, Господи, за вашу публикацию. Радостно видеть, что дух первых христиан горит и в вас.Желаю Божией помощи говорить, писать о Христе, о вере где только можно: среди прихожан, родных, учителей и воспитателей ваших детей., знакомых. Мне выпало счастье слушать и видеть воочию прот...
Развернуть
Андрей, спаси вас, Господи, за вашу публикацию. Радостно видеть, что дух первых христиан горит и в вас.Желаю Божией помощи говорить, писать о Христе, о вере где только можно: среди прихожан, родных, учителей и воспитателей ваших детей., знакомых. Мне выпало счастье слушать и видеть воочию протоиерея Андрея Ткачева. Желаю апостольской смелости, Божественной мудрости и мужества. С прошедшим днем рождения!
Свернуть
"Уничтожив Россию, революция укрыла от ее взора Царя и Царицу, Господь отнял Своего Помазанника, и неизвестно, когда вернет Его..." (Гл. 72: http://dugward.ru/library/jevahov/jevahov_vospominania1.html#a030).
Вспомнила( тогда я второй раз вставала с постели), как я чуть передвигаясь(с помощью ), сподобилась быть у раки преп.Сергия Радонежского.Как я рыдала ( ничего не понимая), мешая всем на утреннем молебне. Трижды выходила я и вернувшись на место, всё повторялось с новой силой.Помню ту тишину в д...
Развернуть
Вспомнила( тогда я второй раз вставала с постели), как я чуть передвигаясь(с помощью ), сподобилась быть у раки преп.Сергия Радонежского.Как я рыдала ( ничего не понимая), мешая всем на утреннем молебне. Трижды выходила я и вернувшись на место, всё повторялось с новой силой.Помню ту тишину в душе и покой при моих рыданиях и всхлипах, помню запах утра и свежести в этом полуподвальном помещении полном братии и паломников, помню добро-сочувствующие глаза монаха стоявшего и наблюдавшего за покупкой(там самообслуживание )свечей и мной бегавшей туда сюда))))Воспоминание эти дороги мне, не только потому, что я уже никуда не попаду, но и потому, что это было одно из самых сильных и необъяснимых ( тогда)переживаний того, неземного мира.Благодарю от всего сердца за эти воспоминания.Очень нужная и прекрасная публикация.Земной поклон.
Свернуть