Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Митрополит

Монолог Наместника Новоспасского монастыря

Хотите увидеть XVII век в Москве – пожалуйте в Новоспасский монастырь. Это древнейшая обитель первопрестольного града, не раз менявшая свое местоположение, отсюда и название полученное после второго переезда – Спаса на Новом.
Это единственная на Москве обитель в честь Спаса. Современный ориентир – метро «Пролетарская». Колокольня монастыря – одна из самых высоких в столице. Главный храм обители – Преображенский собор, является по величине вторым, после Успенского кафедрального патриаршего собора. В настоящее время древнейшая обитель Москвы управляется одним из самых молодых наместников. Епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, рассказывает о жизни монастыря:
- Обитель открыта на протяжении всего дня, и каждый может ее посетить. Хотелось бы, чтобы пришедший человек чувствовал, что он попадает немного в другой мир... У обители нет выходных. Мне трудно представить ситуацию, когда человек хочет прийти в храм, а он закрыт. Летом наш монастырь посещает огромное количество богомольцев и паломников. На ночь, конечно, монастырь закрывается. Нужны минуты тишины и уединения, сосредоточенной тихой молитвы. А это главное послушание монахов.
День начинается с братского молебна в 7 часов утра. Потом утренние молитвы, полунощница, Божественная литургия, молебен перед иконой Божией Матери «Всецарица».
У каждого есть свое послушание – малое, большое или великое. Те, кто исповедуют, – остаются исповедовать, кто читает – читают. Те, кто несет послушание в трапезной, – идут в трапезную, кто несет послушание в свечной – идут в свечную. Братии у нас немного, большей частью уже преклонного возраста, некоторые болеют, есть и нетрудоспособные, но они могут служить, совершать богослужение и молиться...
В монастырь люди приходят по разным причинам, но остаются только те, кого Господь призвал. Чем сегодня отличается христианин от остальных людей? Если у него нет долготерпения, кротости, радости, простоты и особенно смирения, это означает, что он ничего не понял о жизни во Христе. О жизни, которая обновляет, преображает и облагораживает человека даже под гнётом ежедневных трудностей, которых везде достаточно: и в миру, и в монастыре. Надо многое успеть, все время торопиться. И иногда не хватает на все времени.
У архиерея тоже многочисленные послушания. И я учусь сочетать монашество и административное руководство. Монашествующие, условно говоря, разделяются на два вида. Есть монашеская участь, так сказать, созерцательная. Такой монах занимается, в основном, молитвой: в келье и за богослужением в храме, старается быть один и выполняет послушание. А те, у которых есть способности к тому, наряду с молитвой занимаются административно-хозяйственной деятельностью. Иногда правда бывает очень трудно это совмещать, но Господь всегда подает силы. Это тоже своего рода послушание и подвиг. И знаете, деятельные и созерцательные друг друга дополняют. Иногда я думаю, что можно было бы сделать себе какое-то послабление, чтобы сосредоточиться на работе, но без храма, служб, молитвы и дела-то не идут! Молитва и труд – это как два весла у лодки...
Я еще ни разу не пожалел о сделанном мною выборе. Господь меня от искушения сожаления о мирской жизни избавляет. Мне монашество нравится, потому что смысл моей жизни в нем. Обычно все, кто приходит в монастырь, не сиюминутно написали прошение, и их зачислили. Это долгий процесс. Некоторые по 8 лет определялись, некоторые по 3 года, но каждый, прежде чем вступить в монастырскую братию, сначала поживет, посмотрит. Понравилось? Ладно! Еще поживи. Потом послушником побудь, потом иноком стань. То есть, у человека есть возможность за несколько лет определиться. Некоторые поживут месяц, и всё – понимают, что это им не подходит. И уходят. Здесь я не вижу ничего страшного. Это нормальное явление, когда человек понимает: его это или не его. У каждого есть право выбора, у каждого есть свобода, которую не нарушал сам Господь Иисус Христос.
История Новоспасского монастыря неразрывно связана с историей России. Многие выдающиеся люди были здесь, здесь подвизались, здесь молились, здесь и погребены. Настоятелем Новоспасского монастыря был архимандрит Никон, будущий Патриарх. Мне очень интересна его личность, его сила, его дух. Это был могучий человек как по внешнему облику, так и по размаху мысли. Именно он принял огромное участие в устройстве алтаря нашего Преображенского собора. И этот большой алтарь, где мне так нравится служить, считается неким эталоном.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем