Период «любительства» заканчивается. Требуется серьёзный подход к своему выбору…
Январскую Москву, столицу России, уже невозможно представить без такого Международного общественно-педагогического форума, как Рождественские образовательные чтения. Нынче они состоялись в 23-й раз и были посвящены теме «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».
Как пояснил протоиерей Тимофей МОРЕВ, настоятель коченёвского храма во имя Архистратига Михаила, возглавляющий отдел образования и катехизации Каинско-Барабинской Епархии, который уже не раз являлся их участником, эти Рождественские чтения продолжатся на местах образовательной работой по разным направлениям означенной темы. Ведь, не раз подчеркивалось в ходе Чтений, очень важно показать, на какой вектор развития мы исторически ориентированы.
«КВ» поинтересовалась у отца Тимофея, что было для него уже привычным, а что новым в этом грандиозном мероприятии, инициатором которого является Русская Православная Церковь.
Вот что он сказал об этом:
- В течение трёх дней, с 21-го по 23 января, вели свою работу около ста шестидесяти образовательных площадок. Выбор для присутствующих на чтениях, а их на всех мероприятиях бывает до десяти тысяч человек, - широчайший.
Мой конкретный интерес – религиозное образование и подготовка к крещению, это то, что мы обозначаем термином «катехизация», а также воцерковление человека, ведь после принятия крещения его необходимо научить полноценно участвовать в жизни прихода. Сейчас очень существенно изменились требования к подготовке человека к таинству Крещения, для сравнения: это как бы перейти от любительского уровня на профессиональный. Период «любительства» явно заканчивается…
Как вы знаете, почётный председатель Рождественских чтений – Святейший Патриарх Кирилл, и доклад Владыки, который он сделал для нижней и верхней палат Государственной Думы, можно считать уже не просто парламентской встречей, как это было на 21-х и 22-х Чтениях, - а полноценными Парламентскими чтениями. Здесь мы увидели новый уровень взаимодействия церкви и государства.
Также хотелось бы отметить серьёзный настрой, который показало совещание, проведенное руководителем Синодального отдела образования Митрополитом Меркурием, и подтверждённый вместе с тем и Патриархом Кириллом, на расширение преподавания модуля «Основы православной культуры» в школе – не только младшие, но и старшие классы.
- Отец Тимофей, но подчас создаётся впечатление, что подобные «прорывы» так и остаются на уровне Москвы, ведь из неё вы возвращаетесь к тому, что имеем, а впечатляющие примеры перемен, когда власть и православная церковь реально взаимодействуют, так и остаются на расстоянии четырёх часов полёта в столицу нашей страны.
- Что касается образования, уже на всех уровнях стали понимать, что 32 часа преподавания основ православной культуры в 4 классе начальной школы не дают такого «выхлопа», который вправе бы ожидать. Для этого требуются профессиональные преподаватели, а не совместители. Ведь любой школьный предмет требует полного погружения, а этот модуль, можно сказать, - такая стихия, где в первую очередь требуется соблюдать Божью заповедь «Не навреди!».
Для чего введено его преподавание? Для того, чтобы дети получали чёткие нравственные ориентиры. Никакими другими методами невозможно удержать человека в рамках, скажем так, Уголовного кодекса.
Повторюсь: разовых нравственных «прививок» уже недостаточно – нужно целенаправленно давать нравственные ориентиры.
Но удивительно и одновременно жаль, что наше государство озабочено духовно-нравственными проблемами, похоже, только на уровне Президента, который в последние несколько лет не раз делал касающиеся этой сферы яркие заявления. Но на более низкий уровень они сойти почему-то не могут. Так, нашему православному приходу скоро уже 24 года, но я не припомню, чтобы на административном уровне хотя бы раз прозвучало, что его деятельность по духовно-нравственному воспитанию и социальной помощи важна, что мы сообща выполняем важное государственное задание… Но если есть такое, подчеркну, государственное задание Президента, значит, должен быть и общий алгоритм действий, когда приход выступает партнёром, а не просителем.
…А если брать желаемые перемены в работе на уровне прихода, то скорость их в Москве вполне объяснима: там – центр, там – штат, и так складывалось исторически. Периферийные Епархии, появившиеся года четыре назад, были задуманы для децентрализации вертикали, для большей самостоятельности на местах. Однако, не открою большого секрета, без кадров и финансов самостоятельными быть весьма трудно.
Поэтому получается: в городе – одна жизнь, в селе – другая, нередко разительно отличающаяся от первой.
Тем не менее мы пытаемся насколько можем соответствовать и реализовывать те задачи, которые перед нами ставятся.
- Я припоминаю, отец Тимофей, что Епископ Каинский Феодосий, возглавив Епархию и познакомившись со всеми её приходами, назвал коченёвский - весьма крепким. А ведь с тех пор работы не стало меньше, только – больше, и она у всех коченёвцев разного возраста на виду и на слуху, всё более подтягивая и включая их в свой круг…
- Без преувеличения: приход – это фундаментальная единица. Он идёт сразу за семейной ячейкой. В дореволюционной России семьи христиан входили в православную общину, иными словами – церковный приход. Именно общины традиционно, исторически, цементировали общество, а не политические партии. Думается, в свете всего происходящего сейчас на наших глазах с Украиной нужно укреплять наши приходы.
Возвращаясь к очень значимой теме 23-х Рождественских чтений, замечу: князь Владимир очень серьёзно и ответственно подошёл к своему выбору, когда затем за ним последовали его семья, его дружина, весь народ Руси. А следом последовали изменения в культуре, образовании, других сферах. И сегодня вновь на повестке дня встал вопрос: поддерживаем ли мы, жители современной России, этот выбор Владимира, особенно теперь, когда западный мир старается забыть свои христианские корни, когда нас просто заставляют жить самостоятельно…
- В свете всего сказанного вами должна быть очень интересна и значима районная научно-образовательная конференция с тем же названием, что и у Рождественских чтений, - «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», которую приход храма во имя Архистратига Михаила наметил провести 11 февраля на площадке Центра детского творчества…
- Мы приглашаем на эту конференцию педагогов и старших школьников, библиотекарей района, а также призёров Епархиального конкурса «Русь Святая живёт…», которые писали сочинения и рисовали картины на темы, которые касаются святого князя Владимира. Она – тоже не завершение, а начало года, посвящённого этому человеку, который изменился сам и изменил мир.
Интервью вела Ольга ЖИГАЛОВА.
Анонс!
В следующую среду, 11 февраля, в 11 часов дня в актовом зале Центра детского творчества «Мечта» начнёт свою работу районная научно-образовательная конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».
Приглашаются все, кому интересна и эта тема, и то, как глубоко готовы раскрыть её специалисты – доценты и доктора исторических наук, которые подготовили содержательные сообщения.
В рамках конференции состоится торжественное награждение призёров Епархиального конкурса «Русь Святая живёт…»
Любопытно. В Тихвине тоже были местные Рождественские чтения и происходили они примерно так http://psmb.ru/church-and-society/article/knjaz-vladimir-1000-let-spustja-5381/