Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Что успеть до страстной седмицы великого поста (в покаянии нет повторов)

Ветхий завет

Поэтический триптих

Покаяние. Совесть. Свобода.

Стих 1-й:
Иаков и покаяние.

Пролог

“Если человек достанет своё нутро, то сатана в ужасе отшатнётся” – таким образом я передаю суть того, что прозвучало для меня в одной прочитанной мною статье из журнала «Фома», в которой автор ссылался на проповеди Святителя Николая Сербского.
Для человека «не воцерко́вленного» такая мысль может показаться довольно жёсткой. Да и не всякий «воцерко́вленный» с лёгкостью “переварит” эту мысль. Что называется: «Слабонервных просим удалиться!»
А для «стойких оловянных» пойдём далее.

«Покайтесь, ибо приблизилось
Царство Небесное!»
(Евангелие от Матфея, гл.4, ст. 17)

Сейчас у православных (я в основном о них) продолжается Великий пост. И «красной линией» (цвет имеет значение) внутри него проходит тема покаяния.
Думаю, что тема покаяния знакома всем уже с детства. (Всем…? Возможно не в таком контексте церковного звучания, но – всё-таки всем.)
И всё же я сейчас попробую открыть для читателя что-то новое.
Наиболее распространённый перевод слова покаяние – изменение. Изменение сознания, изменение состояния души и т.д. Но однажды я нашёл (“случайно” – в статье у одного священника) древнегреческий перевод. В нём слово покаяние переводится, как – возвращение.
Для верующего человека это будет означать, что он хочет вернуться в отцовский дом: в объятия Бога Отца. Это будет означать, что человек хочет возвратить своей (мягко скажем) не совсем красивой душе первозданный райский образ. Тот образ, который и был дарован ему ещё Самим Отцом! И соответственно, человек, уже при земной жизни хочет возвратиться, а точнее – воссоединиться (в душе) с Царствием Небесным. Или как говорит Серафим Саровский – стяжать Дух Мирен!

Чтобы было более понятно о каком райском образе души я говорю, и о каком её воссоединении, позволю себе сделать небольшое догматическое пояснение к понятию «первозданный райский образ», и для этого воспользуюсь материалом из видео-лекции протоирея Вадима Леонова (Сретенская духовная семинария), в которой он привёл цитаты из Священного Писания:

- Григорий Нисский: «Человек был создан, как сосуд, предназначенный для принятия совершенства!»
- Иоанн Дамаскин: «Бог создал человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующими благами – как бы некоторый второй мир – малый в великом, как нового ангела, поклоняющегося Богу. Он создал его по природе безгрешным, и по воле свободным.»
- Макарий Египетский: «И огонь его не опалял, и вода его не потопляла.»
- Максим Исповедник: «Адам – по своей мудрости – и без Бого-просвещённости был весьма велик, ибо непосредственно созерцал логосы и причины сущих.»
- Ириней Лионский: «Созданный, и устроенный Богом человек, соделывался по образу и подобию Несозданного Бога: преуспевал мало по малу и восходил к совершенству… ; преуспеваясь - усовершался; усовершаясь – прославлялся, прославляясь – удостаивался зреть Бога!»
- Адам был тварно-совершенным, в том смысле, что не имел никаких препятствий для осуществления в нём замыслов Божьих.

Я думаю, что по прочтении вышеприведённых (протоиреем Вадимом Леоновым) цитат из догматического учения Церкви, у человека верующего и читающего не только Писание, а и принимающего и Предание Православной Церкви, сразу в сердце сформируются многочисленные образы тех Святых нашей Церкви, в которых явно проявились все эти небесно-райские царственные свойства души!
А чтобы было понятно всё сказанное мною о свойствах души и атеисту, то здесь для него ремарка: это, в каком-то смысле, возвращение себе чистого первозданного человеческого образа. Только не дарвиновской обезьяны, а возвращение … и далее – у кого, какой арсенал нравственных законов.
И вот, чтобы вернуть себе этот чистый образ, человек должен совершить такое покаяние, чтобы внутри его души всё изменилось, всё преобразовалось – чтобы повержено было то злое нутро, о котором было сказано святителем Николаем Сербским.
Думаю, что здесь должен возникнуть общий для всех (верующих и не верующих) вопрос: «В каких глубинах души (для атеиста – психики) это нутро находится (если мы даже не чувствуем всю его порочность)?
Из моего детства остались примеры из сказок, в которых сказочный герой проходит сквозь испытания огнём, водой и медными трубами. И выходит из этих испытаний праведным победителем и спасает, таким образом, и себя и свою невесту, и даже свой народ.
Вот. как раз здесь, в сказке, под образом медных труб, показаны те соблазны, к которым так склонно то самое злое наше нутро! В этих соблазнах нутро не только услаждается и живёт в них, но главным образом и обеспечивает этим соблазнам (своим порочным присутствием, со всеми своими тёмными желаниями) иллюзию жизни – да ещё и под фанфары!

Ну это же всё сказочки скажем мы…
Для стойких-оловянных (не слабонервных), а главное для пытливых и рассудительных предлагаю поискать живые примеры в Ветхом и Новом Завете. Только предупреждаю! В Ветхом Завете не всё так просто, и всё в Нём не так уж ясно для светского глаза, как может сразу показаться (или ударить в глаза). Без предварительного прояснения для себя всей сути догматических красот (и прежде всего: того духовно-красивого, раскрытого нам в Новом Завете), ко чтению Ветхого Завета лучше не приступать. Ведь и об этом возможно предупреждал Святой Блаженный Августин, когда писал: «Новый Завет скрыт в Ветхом Завете, а Ветхий Завет раскрыт в Новом Завете.»
Ведь если пробовать разобраться во всём самому, то даже у «стойкого оловянного» будут стыть жилы, и сердце может помрачиться от рек крови, текущих по страницам Ветхого Завета.

Ну а далее….
Я попробую выступить здесь неким поводырём по Ветхому Завету. Простите уж за такую смелость, граничащую с религиозной дерзостью. Но на эту дерзость я решаюсь только потому, что «поводырить» я буду не самостоятельно, а с помощью (как я уже это делал, опираясь на знания Протоирея Вадима) догматического материала из Священного Писания, Священного Предания – из высказываний Святых Отцов. И использовать, как раз, высказывания тех самых Святых Отцов, которые своей жизнью показали нам, что они истинно произвели в себе – в своей душе – то истинное духовное «изменение» и осуществили то истинное духовное «возвращение», через которые они вернули своим душам «первозданный райский образ»!

И вот теперь, «заручившись помощью (не-сказочных предметов) истиной силой православной догматики», я предлагаю «оловянным, но стойким» пройти со мной сквозь мой поэтический стих-огонь. Огонь понимать не как шедевр, а как сказку-притчу.
В этой притче, «некто внутри человека» (совесть, душа и …) ведут беседу…!
Как пишет святитель Феофан Затворник (а в православной психологии Его труды признают не только как богословские, но и как первые работы в сфере православной психологии) человек трёх-составен: в нём есть Дух, Душа и Тело. Трёх-составен – но это всё один человек (если конечно он сумеет собрать себя воедино). И каждой из этих составляющих, Феофан Затворник приписывал соответственно: Ум, Рассудок и Разум. (Как моя мама часто говаривала: «Ум за разум зашёл» – хотя, заметьте, и не читала Феофана Затворника.). И каждой из них, соответственно: Совесть, Чувственность и Телесные наслаждения. Ну а нутро – по Феофану Затворнику – это наш эгоизм, который мы вкусили от змея искусителя, и в дальнейшем искусно “усовершенствовали” для “светлого” земного будущего.
И вот у меня все «Эти – Составляющие личность человека» и беседуют … Кто-то из читателей (скорее всего из атеистов) возможно скажет: «Ну и в какие ж это психологические дебри он нас поволок?»
Для атеиста же здесь только могу сказать: «Живём, как в сказке – чем дальше в лес (или чем глубже в себя), тем страшнее!» В том смысле: чем глубже, тем темнее. Но в сказках в самые страшные моменты на помощь всегда приходит некий волшебник или подаренный им волшебный предмет.
А кто же поможет в этих глубинах православному человеку? Как пишет митрополит Антоний Сурожский (поясняя моменты спасительного присутствия Господа в нашей жизни), что и на этих глубинах всегда рядом с нами будет находится Свет – Христос – и смиренно ждать (ждёт!!!), когда же мы призовём Его на помощь.
И вот здесь, благодаря пояснению Антония Сурожскому, мы в Покаянии открываем для себя ещё один очень важный смысл!!! Покаяние – это есть и наш призыв ко Христу. Призыв – прийти к нам на помощь и исцелить нас «благодатным светом»!

«В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит,
и тьма не объяла его»
(Евангелие от Иоанна, гл.1, ст. 4 – 5)

А я в своей притче (думаю – не только в притче) всё же пытаюсь разобраться в двух вопросах:
Первый: на каких глубинах нашей души находится это злосчастное нутро?
Нутро, в котором:
- У особо стойких начинается борьба не только со страстями, но и с их “учредителем” – с эгоизмом – со всеми его проявлениями, в том числе, и с чувственными медными трубами.
Но и в котором:
- у глубоко оловянных – истощается борьба с «огнём чувственных страстей и с телесными наслаждениями», по причине отсутствия покаяния (или же его неполноты и искренности), и начинается (или продолжается) борьба уже с Богом – за “право” оставить в себе “лимит” пристрастий к земным усладам!

Второй: почему, возвращение себе «первозданного райского образа», не удаётся осуществить всем “поголовно” желающим?
– Всем желающим из числа воцерковлённых православных прихожан;
– а доступно только “немногочисленному стаду” – здесь я как раз подразумеваю тех самых Святых Отцов.

И хотя ответ на второй вопрос частично уже присутствует в первом вопросе, но я всё же призываю читателя, в том числе, и «из числа стойких оловянных», обратить свой взор на моё скромное поэтическое исследование.
Исследование, через которое хочу показать читателю: вовсе не-сказочная штука то у нас получается – нутро то здесь, в земной жизни, даже если и горит, то не всегда и сгорает!
Вот вам и духовный и психологический финал моего вступления!

Ну, а вот теперь – и стихотворение-притча.
Но мораль к этой притче пусть каждый «сказочник», напишет себе сам. Но не откладывайте! Иначе можно, даже «стойким оловянным» (незаметно для собственного глаза) сгореть или расплавиться в этом мировом нутре…
И это не сказочки!

Иаков и тайна покаяния

Пролог – диалог

- Душа – Судить любя, любить и ненавидеть –
ну разве это можно совместить?!
Здесь свет и тьма – и мне во тьму, чтоб видеть?!
Меня во тьму, чтоб к свету привести?!

- Совесть – Да! В суд войти – где суд свой провести:
и тьму, и свет в свой приговор внести.
В суде, стать нищим – гордость разорить;
и на суде – к любви приговорить!

- Душа – Судить?! В сей тьме узреть, что мы темны?!

- Совесть – А как: в свету наш свет сравнить со тьмою!?

- Душа – Но коль: мы мрак в себе найти смогли,
то чем его в себе рассеять сможем?

- Совесть – Покаяться!

- Душа – И тут в нас свет войдёт?!
От Покаяния ж сердце на кусочки!
И душу рвёт, да так, что кровь идёт!
Не только сердце, но и душу в клочки!

Часть первая

- Автор – Кто любит свет тот и полюбит солнце.
Ведь в солнце свет и от него тепло.
Но помним, ль мы – огонь из солнца рвётся.
Он рвётся силой, прорывая плоть.

И как из солнца силы бьют огнём,
то так из нас в мир рвутся злые силы.
В душе кипим для взрыва злым нутром,
а внешне мы как солнце – всё в нас мило.

Часть вторая

- Совесть – Как солнцу пятна – для любви так грех!
Свет любящий, пусть тьму возненавидит!
Пусть любящий, убогость тьмы увидит:
коль тьма в любви – любовью не согреть!

- Душа – Но солнце без огня не может греть!

- Совесть – Но вспышка в солнце может «мир» и сжечь!
И коль с любви нам страсти не извлечь –
наш «мир» сгорит – от вспышки только мреть!

Коль ищем свет – во тьму (в свою) сойдём:
там, Покаяньем – тьмы «нутро» найдём;
и с Покаяньем – в тот «огонь» войдём… ,
вот к свету путь – коль сквозь огонь пройдём!

Часть третья

- Разум тела – Ох, покаяние… . Можно проще жить:
коль жжёт в душе, то можно откупиться.
Вот Иаков! К брату – страх был подступиться.

Но душу не терзал – хоть в ней нагадил –
удо́брил брата – и с душою сладил!

- Рассудок души – И даже с «Ни́м!» – дерзнул Иаков биться!
Не стал он каяться – чтоб с «Солнцем» слиться!
Сам: «солнце» – сам! – без «Солнца» стал светиться!

- Рассудок и Разум – Что – не правы́ мы тут – про жизнь?!
Зачем нам каяться – эй, Ум, скажи!?


Часть четвёртая

- Ум – Не ведал Иаков о борьбе с огнём:
с огнём греха, что разрывает душу.
Да: знал о Боге, ждал Его. Но в Нём:
не дня он ждал, а в ночь облегчить ношу….

- Автор – (Ведь, что: Бог – свет; не знал ещё Иаков!
А нам друзья, есть дар – сему внимать:
«в Нём жизнь была – и жизнь – свет человеков,
тот свет, что тьме во веки не объять»)

- Ум – Бог тихо подошёл. И «тихий свет»
сошёл к душе – с душой соединиться.

- Рассудок и разум – И что ж душа?

- Ум – на солнце вспышки след!
То мрак, с глубин, восстал – за душу биться!

Тот грех, (та тьма – не жизнь, а жизни тень),
восстал на бой – со Светом: в век из века
тьма против cвета: чтоб люд в ночь – не в день…
А поле битвы – сердце человека –

где Иаков, ветхий сердцем и душой,
всей тьмой восстал на «Солнце» в сердце ветхом….
-------------------------------------------------­--------

- Рассудок души – Но был рассвет! – знать: «солнце» в нём взошло!

- Ум – Без тьмы взошло?! Вот тайна – Свет вошёл?!
А Иаков: к Покаянию путь нашёл?
Достиг ли он нутра? Он углубился?
Отвергнут ль грех – он сквозь огонь прошёл
в свет Божий?! Иль огнём изранил… тело?!

И Ангел, что сказал!? «Ты с Богом бился!»
То Иаков: он – Вернулся?? Изменился??

Часть пятая

- Автор – Опять о тайне – ищем, и поймём:
в глубинах тьмы, лишь «благостным огнём»
мы сможем выжечь язву грешной дряни,
и, сбросив ношу ночи, станем днём –
хоть подогнём, мы сердце и израним!

Мораль сказки-притчи

Кто любит свет: тот и полюбит Солнце;
и Солнцу дверь откроет он – в душе,
но…! – сам, лишь тот, на свет с огня прорвётся,
в чью душу – Покаяньем – свет войдёт.

Эпилог

Так важно, нам, ту глубину постичь:
«Не силой Сын вернёт –
в нас –
образ Бога… ;
И! – чтоб, душой, подобия достичь –
мы Покаянием сжечь должны “убогость”!»
-----------

«Ибо вот, Царствие Божие
внутрь вас есть»
(Евангелие от Луки, гл. 17, ст. 21)
---------------
---------------

Предание Церкви – цитаты Святых Отцов

«Действующее в нас начало греховной жизни есть себялюбие или самоугождение, иначе эгоизм: самость. Сокрушается самость,— и воскресает у человека страх Божий, или чувство зависимости от Бога, в покаянии.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, с 267)

«Когда отвергнем самолюбие, – это, как я сказал, начало и матерь всех зол, тогда вместе с ним отторгнется и все, что из него: ибо когда его не будет, тогда никакой вид или след зла не может уже никак устоять в нас.» (Преп. Максим Исповедник, Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия, 94)

«Начало всех страстей есть самолюбие, а конец гордость.» (Св. Максим Исповедник, Четыре сотни глав о любви, Третья сотница о любви 56, 57)

«Главное расположение, гнездящееся в самой глубине души у человека, падшего и еще не восставшего, есть самолюбие, или эгоизм….. (Рим. 15, 1)

Когда Макарий Великий советует войти глубоко внутрь себя и убить на самом дне сердца гнездящегося змия, то разумеет под сим змием самолюбие (эгоизм).» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С.387)

«Самолюбие есть мать неизобразимых зол. Кто побеждается им, тот входит в союз и со всеми прочими страстями» (Феодор Эдесский, Главы деятельные, 61)

«Упорная несознательность – плод великого повреждения совести и, вместе, сильного эгоизма.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С.375)