Утраченные святыни Таллина. Введенский храм - подворье Пюхтицкого монастыря
Не сохранилось до наших дней подворье Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Ревельское монастырское подворье почти ровесник монастыря — оно упоминается уже в 1894 году, ровно через три года после основания Пюхтицкой обители, когда одна из благотворительниц, жительница города Ревеля, принадлежавшая к купеческому сословию Пелагия Ермиловна Басаргина пожертвовала монастырю свой деревянный двухэтажный дом на Шубинской (с 1923 Реймани, с 1957 Анвельди, теперь опять Реймани) улице с прилегающими к нему садом и земельным участком. Вскоре здесь было устроено монастырское подворье, преследовавшее также миссионерские цели. На земельном участке была возведена небольшая деревянная церковь в честь св.великомученицы Варвары и преподобной Пелагии, освященная в 1896 году архиепископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым). Богослужения здесь совершались подобно монастырским уставным службам, читали и пели за богослужением сестры монастыря.
В 1898 году к храму был рукоположен священник Александр Зыбин, и начались регулярные службы, собиравшие множество прихожан, которых уже не мог вместить маленький деревянный храм, и начался сбор средств на сооружение нового. В числе других деньги пожертвовал также святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский. Строительные работы начались летом 1899 года, и уже 11 сентября 1900 отец Иоанн Кронштадтский, почетный председатель строительного комитета, совершил чин основания храма и заложил первые камни. Через два года храм был выстроен и освящен 22 сентября 1902 года Преосвященным Епископом Рижским и Митавским Агафангелом (ныне святитель, исповедник, митрополит Ярославский) в сослужении святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.
Храм был построен по проекту Петербургского епархиального архитектора Н. Н. Никонова в русском стиле. Он строился высоким, просторным и светлым, имел вид шатрового храма подобно храму Василия Блаженного в Москве: открытый главный купол, восемь боковых главок и высокая колокольня. Храм был двухэтажным: на первом этаже разместились трапезная, просфорня и в послевоенное время также келии инокинь, на втором — трехпридельный храм. Колокола отливались на заводе П. И. Оловянишникова в Ярославле. Главный престол был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, левый придел — в честь преподобной Пелагии, св. равноапостольной Марии Магдалины, преподобного Иоанна Рыльского и св. Василия Блаженного, правый же использовался как ризница. Вмещал в себя храм около 500 человек. Иконостасы были вырезаны из светлого дерева в мастерской известного санкт-петербургского резчика П.С.Абросимова, впоследствии он изготовлял иконостасы и для монастырского Успенского собора. Иконы в основном были написаны в монастырской иконописной мастерской.
Сохранилось подробное описание, составленное одним из усердных прихожан храма Иваном Спиридоновичем Столейковым, которое позволяет нам представить внешний и внутренний вид этого храма. Пол в храме был выложен разноцветными плитками красивым рисунком и устилался коврами и дорожками. Четыре большие изразцовые печи отапливали весь храм, а на хорах была особая печь. Множество окон, больших и малых, давали обилие света, внутреннее убранство и большое количество икон производило светлое и радостное впечатление на людей, посещавших храм. Люди так и запомнили храм светлым, просторным и уютным. Из храма через боковую дверь возле свечного ящика можно было спуститься в подвальное помещение, где в послевоенные годы обитали сестры, или подняться наверх, на второй этаж, к просторным хорам и на колокольню. Весь участок подворья со стороны Шубинской улицы был обнесен высокой каменной стеной с главными воротами посередине, остальная территория также была ограждена высокой деревянной оградой со вторыми воротами, через которые проходил крестный ход на Пасху. Здесь же, возле дома подворья, располагались большой фруктовый сад и огород.
Особо почитаемой святыней Введенского храма подворья была икона Божией Матери «Скоропослушница», перед этим образом постоянно совершались молебны и еженедельные акафисты, люди с благоговением и верою молились к Скорой Помощнице всех требующих помощи и заступления. В богослужениях по возможности соблюдался чин монастырских служб, только по воскресным дням и большим праздникам пел смешанный любительский хор под управлением регента, а в будничные дни всегда пел хор монахинь, в чтениях церковных также принимали участие монахини с уставщицей. Все напоминало здесь о монастыре — и пение монахинь, и одежды сестер. Все послушания по церкви выполняли сестры, их было до 12 человек. Во главе стояла заведующая подворьем (в последние годы — монахиня Евфалия), которая была в подчинении игуменьи монастыря, находившегося на расстоянии около 200 км от Таллина. Обычно на подворье служил один священник, без дьякона. Из треб часто служились панихиды и отпевания, крестины в довоенное время на подворье не совершались.
Во время Второй мировой войны в пожаре 1944 года сгорел дом подворья, пострадали малые купола храма, но тем не менее церковь оставалась украшением города. После войны храм был внесён в число памятников архитектуры. В 1953 и 1955 годах был произведён качественный ремонт.
Неожиданно в мае 1959 года епископ Таллинский и Эстонский Иоанн (Алексеев) получил предписание от советских властей ликвидировать подворье под предлогом необходимости проложить улицу Гонсиори. 21 июля 1959 года Таллинский горисполком издает приказ закрыть церковь. Верующие пытались обращаться к властям с просьбой сохранить храм действующим, однако прошения эти не были приняты во внимание, ходатайства отклонили. В ноябре прекратились богослужения. 16 января 1960 года начался снос храма. Так готовились отмечать XX годовщину Эстонской ССР. Известно, что одобрение из Москвы местная власть получила уже после сноса памятника архитектуры. На месте храма теперь стоит магазин "Каннике".
Последним духовником Пюхтицкого подворья в Таллине был протоиерей Валерий Поведский, духовный сын Алексия и Сергия Мечёвых. Он был назначен священником подворья в 1947 году и служил здесь до момента его закрытия в 1959 году. Это был истинный пастырь, к которому можно было прийти в любое время дня и ночи: забывая об усталости, он готов был отправиться в любой конец города, где его ждали люди и где была нужна его помощь. Все знали, что отец Валерий очень любил служить — служил много и часто и всегда строго по уставу, без сокращений, не пропуская ни одного слова.
Вот выдержки из Из «Слово прощального при оставлении Введенского храма Пюхтицкого подворья в Таллине» духоносного пастыря протоиерея Валерия Поведского:
«Самое главное утешение как в этом случае, так и во всех скорбных обстоятельствах нашей жизни — это вспомнить о Боге, ибо написано: «помянух Бога и возвеселихся». Это первопричина всего, ведущая нас ко спасению Своим божественным Промыслом. … Какие бы ни были причины того, что мы должны в данный момент лишиться возможности собираться для молитвы в этом чудном и родном для нас храме, мы должны знать, что вторые и третьи причины не стали бы действовать, если бы не позволила того Первопричина — Бог. (…) Какими бы ни были те благие цели, в жертву которым приносится возможность нашей молитвенной семьи собираться под кровом сего святого храма, под покровом Пресвятой Богородицы и святых сего храма, нами это переживается как великая утрата, как большая скорбь. (…) Нанося нам эту скорбь, Господь подвизает нас на покаяние. Подвизает к покаянию и всех, всю Церковь Свою. Возблагодарим Господа, что, долготерпя, оставляет нам время на покаяние. Начнем это покаяние словами благоразумного разбойника, скажем: «достойное по грехам нашим восприемлем». Будем это покаяние усиливать и продолжать, будем стучать покаянием в двери милосердия Божия, да продолжит Он милость Свою к нам. Да даст нам до конца дней наших посещать храмы Его святые и приносить мольбу и благодарение за жертву, которую Господь принес на алтаре крестом. (…) Простим и друг другу все, чтобы с миром Христовым выйти из храма сего. С миром изыдем о имени Господнем! Будем помнить, что всякое возмущение, даже смущение, не обретается в числе добродетелей. Как при гробе близкого умершего разрешаем плакать, но запрещаем роптать и возмущаться, так и сейчас разрешаю плакать, но тихо и смиренно! Как гроб близкого собирает и часто примиряет враждовавших, так это прощание с храмом да примирит всех нас. С миром изыдем и с миром и покаянием пойдем в другой храм.» (4 октября 1959 г., в неделю по Воздвижении, в отдание сего Праздника).
Когда Введенский храм в 1959 году был закрыт, а в 1960 году разрушен, весь инвентарь и иконы, в т. ч. Святой Образ Божией Матери «Скоропослушница», были вывезены на склад. Икона «Скоропослушница» очень почиталась в Таллине, перед ней часто совершались молебны. Протоиерей Валерий Поведский свидетельствовал, что благодатная сила исходила от этого Святого Образа. Надпись на обратной стороне иконы гласит: «Икона сия писана и освящена на св. горе Афонской в Русском св. Великомученика и Целителя Пантелеймона Монастыре, от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям, в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовью прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом. 18... г». В конце 1960 года будущий таллинский митрополит, а тогда священник Вячеслав Якобс выкупил эту икону со склада, и она хранилась у него дома и использовалась в домашнем иконостасе до 2014 года. 25 июня 2014 года икона Божией Матери «Скоропослушница» была торжественно перенесена в новый храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в районе Ласнамяэ, где стала главной святыней этого храма.
Эх, такой храм загубили...
Хрущевское время... Тогда и Пюхтицу хотели закрыть, и собор кафедральный. Владыка Алексий не дал (будущий патриарх тогда стал в Таллине митрополитом).
Прекрасным пустынницам
Архиепископ Пимен, сестрам Пюхтицкой обители
Есть в далекой земле небольшой монастырь,
Посвященный Владычице деве
Заколенный в духовных трудах богатырь,
Сохранился да нашего времени.
В Лютеранской окраине эстов земли,
Что Эстонией нынче зовется,
Был устроен, как пристань дл...
Развернуть
Прекрасным пустынницам
Архиепископ Пимен, сестрам Пюхтицкой обители
Есть в далекой земле небольшой монастырь,
Посвященный Владычице деве
Заколенный в духовных трудах богатырь,
Сохранился да нашего времени.
В Лютеранской окраине эстов земли,
Что Эстонией нынче зовется,
Был устроен, как пристань для утлой ладьи,
И сейчас его звон вдаль несется.
Средь сосновых лесов, средь озер и болот
Возвышается горка святая,
И стоит православия твердый оплот,
Куполами своими блистая.
Средь обители, в центре высокой горы,
Пятиглавый собор взгляд ласкает,
В честь Успенья воздвигнут на верных дары,
С него путник и глаз не спускает.
И под сению сводов священных его
Образ Девы стоит чудотворный,
Как посмотришь, так трепет пронижет всего, -
И молитвы исход благотворный.
Вот теперь у подножья его алтаря
Собираются сестры толпою
Повергаются долу, - печалей моря, -
И уходят с спокойной Душею.
Там невесты Христовы покой обрели, -
Там сказал о них Пастырь Кронштадтский.
Они долгое время с ним вместе цвели, -
Им не страшен теперь пламень адский.
Много добрых сердец под одеждой святой
В той пустынной обители бьется,
И сияют они незамной красотой,
Вопль молитвы лишь в небо несется.
А когда их облепит греховная грязь -
Терпеливо на гору крадутся,
Кропотливы пути их, как сложная вязь,
Хоть и трудно, но злу не сдаются.
На горе той пречистой построен алтарь,
От греха там получишь прощенье.
У Владычицы там милосердия ларь,
В нем для каждого есть утешенье.
Сладкозвучен, как арфа, монашеский хор,
Слух пустынниц всегда услаждает,
Звуков нежных и песней святых разговор
На молитву и пост побуждает.
Под покровом ночным при сияньи луны
Шелест длинных одежд вдруг раздался,
Это быстрый поток монастырской волны
На полунощницу направлялся.
В непосильных трудах да в горючих слезах
Путь свой узкий проходят, страдая,
Но не встанут они со слезой на глазах,
Не покинут свой путь и рыдая.
Путь пустынниц далек, но конец его там,
Где небесного царства начало,
Где чертогов небесных готовится храм,
И от этого всем полегчало.
Под покровом пречистой идите в тот храм,
Пусть ваша поступь будет сильнее,
И не бойтесь скорбей, все пройдет это Там,
И надежда пусть станет полнее.
Труд тяжелый вам там сладкий плод принесет,
В подвиг добрый несущим вменится,
От греха и пороков тебя он спасет
И с терпеньем твоим породнится.
В христианской любви друг за другом иди,
Руку каждому дай при паденьи,
Поддержи и заветы Христа соблюди.
До конца так дойдешь в наслажденьи.
А в молитве святой вспоминайте меня,
Просит так вас собрат ваш убогий,
Чтоб от всякого спас и меня он огня,
От греха вывел в берег отлогий.
На пустынной горе солнца луч золотой
Пусть коснется души православной.
Пусть сияют они неземной красотой,
Пусть их будет путь легкий и славный!..
Свернуть
Прекрасным пустынницам
Архиепископ Пимен, сестрам Пюхтицкой обители
Есть в далекой земле небольшой монастырь,
Посвященный Владычице деве
Заколенный в духовных трудах богатырь,
Сохранился да нашего времени.
В Лютеранской окраине эстов земли,
Что Эстонией нынче зовется,
Был устроен, как пристань дл...
Развернуть
Прекрасным пустынницам
Архиепископ Пимен, сестрам Пюхтицкой обители
Есть в далекой земле небольшой монастырь,
Посвященный Владычице деве
Заколенный в духовных трудах богатырь,
Сохранился да нашего времени.
В Лютеранской окраине эстов земли,
Что Эстонией нынче зовется,
Был устроен, как пристань для утлой ладьи,
И сейчас его звон вдаль несется.
Средь сосновых лесов, средь озер и болот
Возвышается горка святая,
И стоит православия твердый оплот,
Куполами своими блистая.
Средь обители, в центре высокой горы,
Пятиглавый собор взгляд ласкает,
В честь Успенья воздвигнут на верных дары,
С него путник и глаз не спускает.
И под сению сводов священных его
Образ Девы стоит чудотворный,
Как посмотришь, так трепет пронижет всего, -
И молитвы исход благотворный.
Вот теперь у подножья его алтаря
Собираются сестры толпою
Повергаются долу, - печалей моря, -
И уходят с спокойной Душею.
Там невесты Христовы покой обрели, -
Там сказал о них Пастырь Кронштадтский.
Они долгое время с ним вместе цвели, -
Им не страшен теперь пламень адский.
Много добрых сердец под одеждой святой
В той пустынной обители бьется,
И сияют они незамной красотой,
Вопль молитвы лишь в небо несется.
А когда их облепит греховная грязь -
Терпеливо на гору крадутся,
Кропотливы пути их, как сложная вязь,
Хоть и трудно, но злу не сдаются.
На горе той пречистой построен алтарь,
От греха там получишь прощенье.
У Владычицы там милосердия ларь,
В нем для каждого есть утешенье.
Сладкозвучен, как арфа, монашеский хор,
Слух пустынниц всегда услаждает,
Звуков нежных и песней святых разговор
На молитву и пост побуждает.
Под покровом ночным при сияньи луны
Шелест длинных одежд вдруг раздался,
Это быстрый поток монастырской волны
На полунощницу направлялся.
В непосильных трудах да в горючих слезах
Путь свой узкий проходят, страдая,
Но не встанут они со слезой на глазах,
Не покинут свой путь и рыдая.
Путь пустынниц далек, но конец его там,
Где небесного царства начало,
Где чертогов небесных готовится храм,
И от этого всем полегчало.
Под покровом пречистой идите в тот храм,
Пусть ваша поступь будет сильнее,
И не бойтесь скорбей, все пройдет это Там,
И надежда пусть станет полнее.
Труд тяжелый вам там сладкий плод принесет,
В подвиг добрый несущим вменится,
От греха и пороков тебя он спасет
И с терпеньем твоим породнится.
В христианской любви друг за другом иди,
Руку каждому дай при паденьи,
Поддержи и заветы Христа соблюди.
До конца так дойдешь в наслажденьи.
А в молитве святой вспоминайте меня,
Просит так вас собрат ваш убогий,
Чтоб от всякого спас и меня он огня,
От греха вывел в берег отлогий.
На пустынной горе солнца луч золотой
Пусть коснется души православной.
Пусть сияют они неземной красотой,
Пусть их будет путь легкий и славный!..
Свернуть
Татьяна, (heart) @}->-