Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Язычество как исторический факт или как идеологическая необходимость христианского общества

«И создал Господь Бог человека из праха земного,
и вдунул в лице его дыхание жизни,
и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).
«И взял Господь Бог человека, [которого создал]
и поселил его в саду Едемском,
чтобы возделывать его и хранить его.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря:
от всякого дерева в саду ты будешь есть,
а от дерева познания добра и зла не ешь от него,
ибо в день, в который ты вкусишь от него,
смертью умрешь» (Быт. 3:15-17).

Основной причиной возникновения язычества является ложное самоопределение человека. Книга Бытия повествует о том, как первые люди соблазнившись сорвали запрещенный плод с дерева познания добра и зла, чтобы стать “как боги”. Обладая свободной волей и имея свободу выбора, Адам сделал выбор и выбрал путь безбожного становления “богом”, обещающий сразу дать “знание добра и зла”. Вместо постепенного духовного роста, изменения себя по образу всесвятого Бога, человек избирает “легкий путь”, не требующий труда, “приятный для глаз и вожделенный”(Быт. 3:6). С преступлением заповеди Божией в мир входит грех. Вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему меняются на веру и любовь к себе, надежду и защиту на окружающий видимый мир.
С грехопадением человека произошла в мире катастрофа. Адам услышав голос Бога убоялся и спрятался за деревьями, т.е. то над чем он ранее властвовал, у того он стал искать защиту. Всецелое доверие к Богу стало исчезать, а когда исчезает вера, то ее место занимает суеверие. Человеческая душа в этом отношении не терпит пустоты. Когда человек теряет Бога, в его сердце образуется вакуум, требующий заполнения, и человек усваивает те суррогаты, которые предлагает ему окружающий мир.
Подмена Бога природой, государством (социумом), человеком всегда опасна потерей нравственных ориентиров, что рано или поздно приводит к антропологическим кризисам изверившегося и заблудившегося человечества. Из известных нам в истории подобных кризисов первый закончился Великим Потопом, второй - пришествием в мир Спасителя Иисуса Христа Сына Божия. Третий - выливается сегодня в антигуманную культуру и чем он закончится, зависит опять же от нашего выбора: вернуться к единственному источнику жизни Богу (подателю всех благ) - или в гордом одиночестве незаслуженного человекобожеского достоинства «кануть в лету».
Понятием “язычество” в христианстве выражается, в первую очередь, то “ветхое”, наследственное начало в человеке, которое, возникнув в результате его отпадения от Бога, затем, в процессе истории, выявляется и развивается в различных формах и видах. Человек в настоящем состоянии, по христианскому учению, представляет собой не естественно-нормальное существо, но глубоко поврежденное и по душе, и по телу. В нем добро смешано со злом, “новое” с “ветхим”, и требуется постоянная, сознательно-направленная духовно-нравственная работа личности над собой, чтобы стать полноценным, “новым” человеком (Еф. 4:24). Полноценность «нового» человека возможно исключительно при воздействии на человека Божественной Благодати исходящей от Истинного Бога нашего Иисуса Христа.
Этот внешний путь “срывания” тайн бытия для овладения его естественными и сверхъестественными силами порождает магию. Отсюда возникает идолопоклонство, как естественный результат извращения понятия о высшей цели и истинном смысле жизни. Здесь и истоки натурализма, поскольку утрата идеала духовного неминуемо влечет за собой культ материального, культ плоти. Гордость, попытка человека самому стать на место Бога, стремление к сверхсознанию и высшим наслаждениям порождает и наиболее утонченное язычество —мистическое.
Теперь ближе к нам славянам: в наших детских сказках встречается множество волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным, взрослым людям они кажутся причудливым вымыслом, не имеющих ничего общего с реальностью. Однако на Руси, в старину, свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, а конь умеет говорить по-человечьи. Такая вера получила название ЯЗЫЧЕСТВО, другими словами «народная вера» («народ» — это одно из значений древнеславянского слова «язык»).
Наши предки древние славяне, занимавшие территорию Киевской Руси поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам, и, что важно - единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианский период не имели единого государства, они не были едины и в верованиях и поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и похожи друг на друга. Даже созданный в 980 г. при киевском князе Владимире Святославиче языческий пантеон — собрание основных языческих богов — нельзя назвать общеславянским: в основном он состоял из южнорусских божеств, причём их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям.
Такая языческая вера выражалась в многочисленных обрядах, которые отправлялись непосредственно дома или в общине перед небольшими «образами» богов и духов-покровителей. Обряды в честь высших божеств справлялись у т.н. святынь — священных деревьев, камней, источников. Позднее наиболее почитаемым богам стали устраивать святилища со статуями из камня и дерева и священным неугасимым огнём и даже строить храмы. В жертву приносились драгоценности, плоды и злаки, различные животные. В исключительных случаях (даже «светлым» богам) приносили в жертву людей. Такие памятники и сейчас наблюдаются на территории о. Хортица и в иных местах современной Украины.
Отправителями культа богов были устроители жертвоприношений— жрецы и хранители священного знания — волхвы. Наряду с ними существовали ведуны и ведьмы, поклонявшиеся тёмным, опасным божествам иного мира.
В развитой славянской религии и мифологии высшим богом стал громовержец Перун. Это отмечено и у других индоевропейских народов. Так, у литовцев, пруссов и латышей верховный бог Перконс (Перкунас) очень схож со славянским Перуном. Перун представлялся в образе седого («серебряная голова») и златоусого воина. Он едет по небесам в колеснице или верхом на коне и мечет оттуда стрелы-молнии. Священные животные Перуна — бык, конь, а также, вероятно, козёл. Именно их по преимуществу и приносили ему в жертву. Из растений Перуну посвящался дуб, а иногда — дикая яблоня. У дубов или в дубовых рощах располагались древнейшие места поклонения громовержцу.
Есть легенда о том, что во время Великой отечественной войны нацистами были предприняты попытки вывезти в Германию многовековые дубы с территории о. Хортица, но затея провалилась.
С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна — он же был повержен и спущен в Днепр, где не утонул сразу, но поплыл вниз по Днепру. С утверждением христианства на Руси христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна, к примеру, заменил святой Пророк Илия. На смену почитания языческого бога Велеса был установлен праздник Николая Мир Ликийских чудотворца — одного из наиболее почитаемых на Руси святых. Культ Рожаниц заменили почитанием Богородицы и Приснодевы Марии, образ Дажьбога был заменен почитанием Господских праздников.
Главные черты славянского язычества как мировоззрения — одухотворение природы (аниматизм и анимизм), культ предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей, развитая низшая мифология, вера в возможность воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм.
Следует также отметить, что язычество свойственно разным народам, находившимся на доклассовой или раннегосударственной стадии развития общества имевших архаичный тип мировоззрения и мифологическое выражение.
Таким образом язычество есть, прежде всего, такое направление жизни, которое характеризуется ложным отношением человека к Богу, к себе, к миру. Оно включает в себя как различные религии и мировоззрения, так и всех тех людей, в том числе и христиан, которые живут “по стихиям мира, а не по Христу” (Кол. 2:8). Ибо в каждом человеке живет по природе христианин и язычник. И только искреннее избрание Христа нормой, идеалом своей жизни делает человека христианином. В противном случае, даже исповедуя Православие, оставаясь формально в Церкви, исполняя все внешние ее обряды и предписания, он может в полном смысле слова оказаться настоящим богопротивным язычником: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:21).
И главное: возвращение к язычеству - это все равно, что возвращение в каменный век нам наверное так хорошо там жилось. Язычество по своей сути лжерелигиозно и лжедуховно. Оно есть - искажение, извращение, растление истинной веры, присущей человечеству от своего создания, и, вместе с тем мучительная попытка выбраться из духовной смуты. Язычество - это самообольщение и самообман.
Что выбираем мы?