Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Тёмная сторона сети

Статья в «Новой» про клуб «детских самоубийц» срезонировала, прямо скажем, на весь Рунет.
И поделила его на тех, кто говорит, что «да – это секта, это целая организация и нужно с этим что-то делать, желательно сажать», и на тех, кто винит во всем невнимательных, безалаберных родителей и «тараканы» в подростковых головах и предполагает, что теперь у Роскомнадзора появился отличный повод «вообще закрыть весь интернет». Это если утрированно.

В общем, родителей и их внимание к детям мы, наверное, сразу вынесем за скобки. То есть понятно, что это тоже фактор, и важный. Что за детьми нужно следить, интересоваться их проблемами, ну и вообще: учить, что самоубийство – это не просто плохо, а необратимо плохо.

Вполне очевидные вещи, о которых сотню раз уже сказано не только по поводу подросткового суицида, но и по поводу подростковых же наркомании, алкоголизма, преступности и прочих неприятных вещей.

В данном случае, однако, хотелось бы понять, с чем мы имеем дело в Сети. Что это за сеть сообществ «ВКонтакте», как это все работает и зачем это все организаторам «сетевого клуба самоубийц».

Если посмотреть на недавнюю историю нашей страны, нечто подобное уже было. В 2004 году был такой виртуальный «Клуб любителей смерти». Возглавлял его «иеромонах» Григорий Лурье, тогда – клирик РПАЦ, раскольнической псевдоправославной структуры. Номинальной целью клуба было предотвращение суицидов.

По факту же подростки, которые виртуально «клубились», как раз наоборот оперативно сводили счеты с жизнью. На самом же деле, по мнению сектоведов, Лурье преследовал две цели. Во-первых, вербовка в РПАЦ молодежи. Во-вторых, удовлетворение собственных амбиций – как человека, который предотвращает детский суицид.

По обоим пунктам, что называется, «не задалось». Но нам эта история важна для того, чтобы понять: у организаторов любой подобной структуры есть свои четкие мотивы.

(фото: Rudolf/Picture Alliance/Arco Images G)За детьми нужно следить, интересоваться их проблемами
За детьми нужно следить, интересоваться их проблемами (фото: Rudolf/Picture Alliance/Arco Images G)
С сообществами про «Летающих китов», «Море китов» и прочими «Тихими Домами» сразу понятно, что это многоуровневая и хорошо сработанная структура. Что бы ни говорили те, кто сейчас пишет про случайные совпадения и про то, что «родители, которые не смотрят за своими детьми, придумали себе в оправдание секту».

То, что никаких совпадений нет, можно понять по той методике, которая используется для вовлечения подростков во все эти «игры со смертью». Вербовка идет через Сеть, разговоры в личной переписке, а дальше – приглашение в закрытые группы. Все это до боли знакомо, не правда ли?

Недавно про такие же механизмы индоктринации писали СМИ. Когда наши правоохранители накрыли сеть ячеек «Аум Синрике». Все еще очень удивлялись: «Как? Они еще действуют?» Там ведь тоже шла вербовка участников всяких сообществ по йоге, медитации и прочим восточным практикам.

Шла она также через разговоры в личных сообщениях. Потом человека приглашали либо в закрытое сообщество, либо на какой-то сайт с закрытой частью. Для получения доступа нужно было платить деньги. Далее человека уже вовлекали в структуру, вытягивали из него деньги и имущество, но промывали мозги ровно тем же методом.

То есть речь идет не о спонтанно собравшейся субкультуре, которая в своем развитии дошла до идеи самоуничтожения. Не было бы такой систематичности, иерархии сетевых сообществ, тесной связи модераторов этих сообществ. Не было бы такого количества самоубийств, в конце концов. То есть работа здесь поставлена на поток. Ведут эту «работу» несколько человек.

Их сообщества постоянно блокируют и закрывают, но они тут же открывают новые и продолжают работать в дежурном режиме. Персональные страницы «главных активистов» тоже создаются пачками. Чтобы проделывать эти операции, нужно время. Время – это деньги.

Плюс депрессивные психи-одиночки, идейные фанаты чего бы то ни было, не могут настолько долго и систематично работать по одной и той же теме. А активное развитие этих сообществ пошло с 2014–2015 годов, а в некоторых случаях и раньше. И они работают до сих пор.

Именно такая систематичность снова говорит в пользу того, что мы имеем дело именно с организацией. Путь и сетевого типа, с неясной иерархией модераторов и идеологов культа. Но некая «элита», некие организаторы там прослеживаются очень четко. Они намного старше основного контингента, они постоянно в Сети, они именно что «работают» с подростками, а не просто тешат свое больное самолюбие.

Модераторы многочисленных сообществ при этом регулярно общаются со своей малолетней «паствой». То с 04.20 ночи, в соответствующих сообществах, то в скайп-конференциях, то просто в режиме постоянного онлайна. И это тоже трата времени. А в сутках всего 24 часа, которые тратятся модераторами именно вот на такую «самоубийственную» деятельность.

Вполне логичен вопрос: на что они живут? Где и как они зарабатывают деньги, если все их время уходит на «Море китов»? Значит, культ приносит им какую-то прибыль. И это еще один момент, который говорит, что перед нами структура, а не просто группа сообществ по интересам.

Кстати, на чем именно тут можно заработать – вопрос отдельный. О нем чуть позже. Пока же обратим внимание на общение с 04.20 и до шести утра в ежедневном режиме. Устроить человеку хроническое недосыпание с перманентной индоктринацией – это типично сектантский прием.

Так поступали и поступают при «обработке адептов» в Международном обществе сознания Кришны, и в куче других аналогичных организаций. При этом можно предположить, что у самих модераторов совсем не 04.20 утра на часах. Они в ином, куда более приемлемом для организма часовом поясе.

Следующий момент – это иерархия. До самоубийства подростков «ведут» через своеобразную систему «виртуальных посвящений». Устраивают им игры на решение головоломок, отсеивая лишних. При этом игры еще и на время. Чтобы задать определенный, монотонный темп. Тоже типично сектантский прием.

Ну и в финале юный адепт делает то, что делает. Тоже, кстати, по четкой инструкции. Снять куртку, прыгнуть или шагнуть под поезд. При этом в Сети есть и ролики со сценами финала молодых людей.

И вот здесь стоит вернуться к деньгам. Один момент, связанный с оплатой, – это вступление в сеть закрытых сообществ и «интерактивных игр» за сто рублей. Символическая сумма, скажем прямо, и не на ней делают деньги организаторы. Эта плата нужна для того, чтобы адепт «залип», слушался инструкций: он отдал некий ресурс и теперь не хочет уходить просто так. Не получив ничего.

Любой профессиональный психолог скажет вам, что он берет деньги не только чтобы заработать, но и чтобы нормально работать с клиентом. Только клиент, который заплатил, отдал что-то свое, будет воспринимать психолога всерьез, слушать его инструкции. Здесь работает точно такая же схема. Профессиональная психологическая манипуляция.

Единственное же предположение о том, как можно заработать денег на детских самоубийствах, которое приходит в голову, – это «суицидный туризм».

В материале «Новой» говорится, что многих детей перед самым самоубийством видели в компании взрослых. Некоторым из детей даже «помогли» свести счеты с жизнью. Ну и наличие операторов, которые делают такие съемки, тоже кое о чем говорит. Возможно, речь идет о продаже возможностей посмотреть, а то и «помочь» детскому самоубийству.

Организаторы продают такие «путевки» каким-то законченным психам, за соответствующие суммы. Остальные варианты с рекламой, СММ и прочим виртуальным бизнесом как-то отметаются, поскольку все эти модели заработка можно прикрутить к куда более безопасным и легальным вещам. Это, конечно, просто версия, обоснованная только опытом сектоведа, не более.

Однако что не вызывает практически никаких сомнений – перед нами именно культ. Разветвленная, систематизированная организация, которая залезает в головы наших детей.

Льет в эти головы «цифровой оккультизм» – а оккультная составляющая там есть, посмотрите для интереса, что такое пресловутый «Тихий Дом», не как сообщество, а как сетевой миф. Ну и особо депрессивных и нервных подростков доводит до того, до чего доводит.

Что с этим делать? Закрывать сообщества «ВКонтакте» и иных социальных сетях можно, конечно, до посинения. Руководство культа их быстро восстанавливает.

Со стороны родителей – понятно, следить за детьми. Со стороны государства – искать и сажать. Организаторов, модераторов, администраторов всех этих групп. Да, уже много кто сказал, что статья «Доведение до самоубийства» у нас недоработана.

Но можно просто затаскать по прокурорским проверкам, «профилактическим беседам» и судам всех этих «пропагандистов смерти». Чтобы у них времени не было на «основную работу». Государство такое у нас умеет отлично.

Поэтому искать, выявлять и плотно бюрократически работать с этим «руководящим составом» организации. Благо есть все основания думать, что их не так много.

Вообще же, к сожалению, такого рода структуры появлялись и будут появляться в Сети. Подростки и дальше будут, как это ни печально, сводить счеты с жизнью. Потому что подростки… родители… «культура семейных отношений»… у всех «сложные характеры»… и прочее-прочее очевидное. Но это не повод не бороться с «темной стороной Сети».