Что такое православная психология?
Что такое православная психология?
Православная психология – это направление психологии, ориентированное на ценности и взгляды, данные нам христианством.
Так что же отличает Христианскую психологию от любого направления светской психологии?
Светская психология отличается от христианской психологии прежде всего своими целями. Если основной целью светской академической психологии является познание и объяснение природы психики и поведения человека, то основной целью христианской психологии является способствование спасению души человека для вечной жизни через воспитание и развитие.
Вторым отличием светской психологии от православной является масштаб объекта исследования. Светская психология рассматривает человека лишь в узком промежутке между рождением и смертью, т. е. только в процессе онтогенеза. Академическая психология не ставит и, соответственно, не решает вопрос о происхождении человека, не объясняет смысл его жизни и смерти. Для христианской психологии божественное происхождение человека, первородный грех и падение Адама, воцерковление и обожение человека, спасение его души есть основополагающие вопросы, которые определяют цель, принципы и методы исследования.
Третье различие данных наук заключается в способе получения знаний. Светская психология исходит из намерения раскрыть при помощи интеллекта человека и научно-технических средств существующие законы природы или, по крайней мере, выявить несколько самых общих. Для этого она расщепляет, измеряет и анализирует объект исследования — человека.
Православная психология черпает свои знания о человеке из священного Писания и священного Предания, святоотеческих трудов, православного богословия и практического, тысячелетнего опыта Православной Церкви.
ЧТО ЕСЛИ ЛИЧНОСТЬ В ПРАВОСЛАВНОЙ ПСИХОЛОГИИ?
— Личность человека не сводима к природе.
— Человек не есть животное. Любая попытка редуцировать человека к животному невозможна.
— Человек не есть система.
— Человек всегда больше себя самого. Есть в нем то, что нельзя наблюдать, но проявляет себя. Аналитический подход важен, но не достаточен.
— Человек есть дух. Духовность означает наличие иной природы.
(о. Андрей Лоргус)
Православная психология — психология, основанная на православной антропологии, на знании о человеке, как безусловной ценности. Это такое отношение к человеку, которое не надо заслуживать, которое не подлежит оценке.
Православная психология — это принятие человека таким, какой он есть, и оно безусловно.
Кто такой психолог?
Психолог — некий профессиональный собеседник, который сопровождает человека в трудные моменты его жизни.
Психолог не решает духовных проблем, он остается в поле обыденной жизни и проблем психологических. А это могут быть и проблемы взаимоотношений в семье, вопрос границ личных, вопросы по воспитанию детей и проблем с детьми.
Очень часто люди не считают нужным обращаться к психологу из-за убеждения, что все смогу решить сам. Вот прочитаю сейчас книжку, посмотрю передачу и так и сделаю, но годами бегают по кругу. В чем причина? Причина в том, что для того, чтобы была возможность изменить устойчивую схему поведения, необходимо осознавать, что же происходит, и что я делаю не так? Это всегда вопрос к самому себе. И психолог — это человек, который просто помогает на этом пути осознания себя обнаружить свою проблему, увидеть и найти возможности решения.
Понимая, что происходит с нами, почему мы поступаем тем или иным образом, мы принимаем ответственность за свою жизнь и свои выборы на себя.
Зачастую проблемы взрослых людей лежат в их травмах детства. Дети нуждаются в безусловной, безоценочной любви. В реальной жизни, они не то, что не получают настоящей любви, но и зачастую являются жертвами насилия, как физического, так и эмоционального. В результате ребенок чувствует себя глубоко несчастным, одиноким. И вырастая, смотрит на мир теми же детскими глазами.
Он так начинает общаться с миром, с другими людьми, как в детстве общался с родителями. В результате, пока он не осознает, что на самом деле стоит за его поведением, он не сможет его изменить. А подобные слепые пятна часто приводят людей к тяжелым личностным кризисам, к проблемам на работе, к нарушениям коммуникации и так далее.
Если удается помочь человеку разрешить его психологические проблемы, то на пути его духовного возрастания уже меньше препятствий. Надо не забывать, что роль психолога является вспомогательной, сопровождающей христианина на пути духовного роста.
Существует большое разнообразие направлений в психологии, каждое из которых имеет в основании свой образ человека. Это определяет стили, методы и цели психологических практик, которые применяет тот или иной специалист.
Любая психотерапия стремится к тому, чтобы восстановить некую целостность, которая у большинства людей утрачивается вследствие различных детских травм, сложных отношений с родителями, развода родителей и прочих сложностей, сопровождающих их в детстве. Психотерапевтическая работа нацелена на проработку этой совокупности сложностей. И на каком-то этапе, когда психолог оценивает состояние клиента как здоровое, целостное, то есть клиент начинает чувствовать себя удовлетворенным собственной жизнью, у него вырастает самооценка, повышается уровень уверенности и так далее, в этот момент терапия заканчивается. Чего еще остается желать? Жизнь человека становится успешной, а сам человек становится самодостаточным. Остается пожелать ему удачи, успеха и комфорта.
Но имеет ли это отношение к духовному здоровью? Очевидно — нет. Часто мы можем наблюдать, что после работы с психологами определенных направлений, человек становится более эгоцентричным, жестким, даже циничным, а такие прекрасные духовные качества, как сострадание, альтруизм, забота о ближнем, трактуются им как невротические инфантильные проявления, которые давно пора перерасти. Для того чтобы не попасться в ловушку такого подхода, надо взять любой фундаментальный учебник по психологии личности и посмотреть какой образ человека предлагают основатели того или иного направления.
Есть некоторые очень близкие христианину психологические направления, такие, к примеру, как экзистенциальная психология и, конечно христианская психология, которая основана на христианской антропологии. Эти направления так же, как и любые другие, ставят перед собой задачу помочь человеку обрести потерянную целостность, восстановить его, но они делают очень важный дальнейший шаг – они помогают человеку осознать необходимость послужить миру тем даром, той полнотой себя, которую он получил в результате терапии. Человек обретает себя только тогда, когда себя преодолевает, перестает крутиться вокруг собственной оси, воспринимая себя как главную ценность своей жизни. Этот путь во все времена был тупиковым. Только когда нам удается отдать миру все то богатство души, сердца, которые мы имеем, те таланты, которые дал нам Бог, только тогда мы можем говорить о настоящем психологическом и духовном здоровье.
Фрейд, Зигмунд тоже психолог но- он враг Христа так его характеризируют, и он имел огромное влияния на науку-психология тоже, кроме (психоанализа)
экзистенциальная психология очень близка к православию один из ее родителей Кьеркегор, Сёрен протестанский теолог -это нам близко, Хайдеггер, Мартин непонятно куда ведет его Dasein, Гуссерль, Эдмунд-Необходимо установить первые очевидности, которые лягут в основу достоверного знания, это тоже нам...
Развернуть
экзистенциальная психология очень близка к православию один из ее родителей Кьеркегор, Сёрен протестанский теолог -это нам близко, Хайдеггер, Мартин непонятно куда ведет его Dasein, Гуссерль, Эдмунд-Необходимо установить первые очевидности, которые лягут в основу достоверного знания, это тоже нам близко в православии это поучения Святых Отцов, а достоверно сам Бог только знает
Свернуть
Что бы стать православным, даже не христианским, а именно православным психологом - надо прочитать литературу, которая считается сокровищем Православной Церкви - а именно творения Святых Отцов. У Ионна Златоуста есть творения, которые не устарели по тематике и психологии человека до сих пор. Васи...
Развернуть
Что бы стать православным, даже не христианским, а именно православным психологом - надо прочитать литературу, которая считается сокровищем Православной Церкви - а именно творения Святых Отцов. У Ионна Златоуста есть творения, которые не устарели по тематике и психологии человека до сих пор. Василия Великого обязательно надо прочитать - там кладезь информации для человека, который хочет называть себя православным психологом.....Серафим Роуз......но вообщем Вы конечно должны и сами это знать. Но в Ваших советах, очень правильных с человеческой позиции не хватает этих знаний. Желаю Вам возрастания и помощи Божьей на Вашем поприще.......чем ближе к Богу, тем понятнее человек........
Свернуть
И я бы не осмелилась от себя давть ответ "Что такое православная психология...." Смело с Вашей стороны.....Я вот со многими тезисами в статье не согласна.......а Вы смело подписались - как под неопрвержимой истиной......