Правила Святых апостолов, Святых Соборов Вселенских и поместных и Святых отцов.
Вся жизнь Церкви регламентировалась и регулировалась особыми правилами и канонами. Эти правила принимались Церковью на особых собраниях - Соборах. Целью этих правил было предостеречь членов Церкви от возможных ошибок, а ошибающихся исправить и направить на покаяние.
Вся жизнь Церкви регламентировалась и регулировалась особыми правилами и канонами. Эти правила принимались Церковью на особых собраниях - Соборах. Целью этих правил было предостеречь членов Церкви от возможных ошибок, а ошибающихся исправить и направить на покаяние. Решения Соборов (по гречески "оросы" - ограждения) установили такие границы христианской мысли и практики, выход за которые означает недопустимое искажение учения, преподанного жизнью Христа и апостолов. Первые оросы принадлежат самим апостолам и называются апостольскими правилами.
Всего насчитывается семь Вселенских Соборов, происшедших на протяжении первого тысячелетия христианства. В то время Церковь была едина по всему миру. С отпадением от христианства римской церкви Вселенские Соборы созываться перестали. Восточные отцы сочли невозможным Вселенский характер Соборов в условиях, когда значительная (по численности паствы) часть церкви отпала от православия. Римская церковь в силу догмата о папе во Вселенских Соборах нуждаться перестала. Кроме того, все необходимые для спасения христианские истины были уже утверждены прошедшими семью соборами.
На Вселенских Соборах присутствовали не просто митрополиты по должности и епископы по званию, но настоящие святые мужи, отцы церкви, своею жизнью исполнившие Евангелие, чудотворцы, целители и прозорливцы, поэтому решения этих Соборов принимались наитием Самого Бога - Святаго Духа. Помимо важнейших догматических вопросов, носящих вечный и неизменяемый характер, на Соборах решались вопросы текущей церковной жизни и ее злободневных нужд, определяемых конкретной в то время церковной, географической, национальной, экономической, политической и исторической обстановкой. Эти решения не носят догматического характера и не все могут быть использованы в современной жизни. В частности, учитывая резкое ускорение темпов нарастания апостасии и руководствуясь принципом икономии (церковного домостроительства), Церковь значительно смягчила ряд правил для мирян в отношении временного отлучения от Святого Причастия и Церкви; а для мирян и клира - в отношении назначаемого времени покаяния и постов. В соответствии с принципом догматической неизменности, отлучения, носящие постоянный характер, а так же анафемы - отменены быть не могут и обязательны для всех членов Церкви, будь то епсикопат, клир или миряне. Отпадение от догматов означает отпадение от Православной Церкви.
Помимо Вселенских Соборов созывались Соборы поместные, т.е. Соборы епископов какой-либо области. Такие Соборы созывались лишь митрополитами или епископами области через послание. Некоторые решения поместных Соборов впоследствии были восприняты всею православною церковью. Так же повсеместно были восприняты для руководства повседневной церковной жизнью отдельные решения и непогрешимые мнения некоторых святых отцов - столпов Церкви, получившие в дальнейшем наименование Правил святых отцов (напр., св.мученика Петра, Григория Чудотворца, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Кирилла Александрийского).
Восьмой "вселенский собор" по благочестивому преданию Церкви будет собором антихриста, то есть будет носить ложный характер, являться самочинным сборищем (Васил.1, Гангр.6, Апост.31, Ант.5, Карф.10, 11) и не иметь никаких вероучительных или иных обязательных последствий для членов Церкви - "Жены, убежавшей в пустыню" (Откр.12:6, 12:14).
Первый Вселенский Собор, 325 г., состоявший из 318 отцов, в Никее собравшихся при Константине царе на нечестивого Ария, открыл и уяснил единосущие в трех Ипостасях Богоначального естества, научил верных покланяться единым поклонением Отцу, Сыну и Святому Духу, и испроверг лжеучение о неравных степенях Божества. Кроме веры, определенной от сятых отцов, собравшихся Духом Святым в Никее, иной никому не предлагать.
Второй Вселенский Собор, 381 г., состоявший из 150 отцов, в Константинополе собравшихся при императоре Феодосии Великом, дополнил Никейское исповедание веры изречениями о Святом Духе, отринул Македония, дерзнувшего почитать Владыку рабом и хотевшего рассечь несекомую Единицу, и осудил Аполинария, нечестиво учившего, будто бы Господь принял тело без души и ума.
Третий Вселенский Собор, 431 г., состоявший из 200 отцов, собравшихся в Ефесе при императоре Феодосии, сыне Аркадия, утвердил, что один и тот же Христос есть Сын Божий и воплотившийся, родившая же Его Приснодева есть собственно и истинно Богородица, а безумное разделение Нестория, который учил, что Христос есть отдельно человек и отдельно Бог, отверг.
Четвертый Вселенский Собор, 451 г. состоявший из 630 отцов, собравшихся в Халкидоне при императоре Маркиане, что один и тот же Христос Сын Божий имеет два естества, а суемудрого Евтихия, учившего, что великое таинство спасения совершалось призраком, извергнул из Церкви, а вместе с ним Нестория, утверждавшего разделение естеств, и Диоскора, признававшего смешение сих естеств.
Пятый Вселенский Собор, 553 г., состоявший из 165 отцов, собравшихся в Константинополе при императоре Иустиниане, отринул Федора Мопсуетского, Несториева учителя, Оригена, Дидима, Евагрия, возобновивших еллинские басни о прехождении и превращении некоторых тел и душ и восстававших против воскресения мертвых, также писанное Феодоритом против правой веры, и так называемое письмо Ивы против двенадцати глав блаженного Кирилла.
Шестой Вселенский Собор, 680 г., собравшийся в Константинополе при императоре Константине, изъяснил, что должно исповедовать два естественных хотения, и две воли, и два естественных действия в воплотившемся ради нашего спасения едином Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге. Он принял и утвердил веру, догматы и правила предшествующих ему Вселенских и поместных Соборов и святых отцов и определил ни прибавлять чего-либо к ним, ниже убавлять.
Седьмой Вселенский Собор, 787 г., состоявший из 367 святых отцов, собравшийся при императоре Константине и матери его Ирине, прояснил и утвердил догмат об иконопочитании.
Определения, противные постановлениям Вселенских Соборов, недействительны.
www.missionary.su/theology/6.htm
Далее см. по ссылке:
Основные догматы.
Некоторые Правила святых апостолов.
Писание и Предание.
Исповедание православной веры Григория Паламы.
Некоторые Правила Вселенских соборов.