Когда пост откроет нам Небо
Хотелось бы сказать, поскольку мы вступили в Великий пост, об одной главе из книги Исаии, – но главе особенной: 58-я глава, в которой пророк рассуждает о посте. На самом деле, это, конечно, не рассуждение, ведь каждая строчка Священного Писания – это свидетельство Духа Святого об истине, это не письмена человеческие, а свидетельство Божие, хотя и сделанное посредством человека.
Итак, свидетельство о посте. С чего начинается это свидетельство? Люди приходят к Богу и сетуют: «Почему мы постимся, а Ты нас не слышишь? Почему мы обременяем себя скорбью, постом, а Ты никак не отзываешься на наши молитвы?». Через пророка Исаию Бог им отвечает, – и это свидетельство чрезвычайно важно для нас, православных христиан, ведь пост занимает очень большое место в нашей в жизни как некая среда, в которой созревают наши сердце, дух, душа, среда, в которой фактически непрерывно пребывает христианин. Воздержание – это постоянное условие пребывания человека. Христианин из писаний святых отцов знает, что постоянно должен воздерживаться. Любой человек, приходящий в Церковь понимает, что соблюдение поста – это норма, и если он искренне пытается соблюдать установление Божие, он быстро доходит до соблюдения поста, понимая, что раз он в Церкви, то разделять опыт и труд Церкви обязательно.
К сожалению, мы фактически ограничиваем себя только в еде, а потом удивляемся, «почему от поста к посту ничего со мной не происходит, а наоборот, все какие-то скорби». И самое страшное, что пост для нас становится безрадостным, а часто, к сожалению, и безблагодатным. А все потому, что мы, проведя какое-то время поста, никаких даров Божиих не получили, а практически весь пост только и думали, когда же он кончится и чем мы себе позволим себе разговеться.
Как должен быть построен пост и что требуется во время поста от человека – именно об этом свидетельствует пророк Исаия от Лица Божия в 58-й главе.
Главный грех, главная беда, которая преследует человека во дни поста, так свидетельствует Священное Писание, что постящийся легче раздражается, легче идет на конфликт. Человек напряжен, раздражается, начинает сердиться по внешним пустякам, сердится на ближних, особенно если ближний не исполняет поста, он начинает требовать что-то от других, вступать в конфликты. И вот эта, так сказать, постная раздраженность человека лишает пост всякой силы, всякой благодати, то есть того, ради чего он совершается. Человек ничего не получает, он напрасно терзал себя и других (вполне понятно, происходящее по психологическим, по духовным причинам раздражение сердца касается других). Как только наше раздражение касается других, Небеса закрываются от нас. Господь говорит в Евангелии: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим». Мир с ближними, подлинный, глубокий мир, и есть основа, фундамент, на котором могут выстроиться правильные молитвенные, благодатные отношения с Богом. Если нет этого фундамента, нет ничего – ни пост, ничто другое не помогут сами по себе, если человек своими действиями разрушает мир с окружающими. И в другом месте Бог говорит: «Милости хочу, а не жертвы», и пророк Давид в 50-м псалме говорит: «Господи, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен…».
Если же мы не можем (а пуще того – не хотим) сдержать свой гнев, свое раздражение, мы должны понимать, что от нашего поста нам нет никакой пользы. Он только как-то воздействует на наше тело, но не открывает для нас Неба, хотя на самом деле пост имеет великую силу. Мы знаем про жителей города Ниневии, которые своим постом всеобщим умолили Бога, и Ниневия не была разрушена, и на протяжении всего периода, который охватывают Священное Писание и история Церкви, мы видим великую силу поста.
И совершенно напрасно некоторые уверяют, что пост вообще не нужен, главное, чтобы было мирное отношение ко всем. Нет, пост очень нужен, но пользу он принесет только тогда, когда будет правилен. Всегда надо понимать: какую бы меру поста мы ни избрали, пост всегда – это наша жертва, то, что мы лично хотим принести Богу, утеснение наше собственное. Если хотите, это самозаклание, это наша собственная жертва. Не зря же Церковь в канун любого поста устами своих учителей, устами пастырей наставляет, что каждый выбирает меру поста такую, какую может. Обычай индивидуальности постного подвига и постной жертвы известен с древнейших времен христианства – известно, например, из жития Марии Египетской, что в монастыре, где подвизался авва Зосима, был обычай: монахи расходились по пустыне именно чтобы не знать, кто из них как постится, кто какую жертву приносит Богу. Действительно, тут кто как умеет, насколько кому позволяет крепость телесная, душевная и духовная, но каждый должен понимать: это моя жертва, это то, что я хочу сделать ради Бога. И, естественно, раздражаться при этом на кого-то или осуждать кого-то, что он не приносит этой жертвы, просто нелепо. Он не приносит потому, что еще ничего не узнал о Боге, не возлюбил Его. Только любящее сердце способно приносить жертву.
Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург
Популярное видео
-
03:32
С первого по тринадцатое... - Александр Абдулов.
Vera · 1494 просмотра -
Псалтирь и Молитва Иисусова. Читаем Псалтирь вместе. Кафизма 2.
Громовы Валерий и Людмила · 484 просмотра -
Как читать Библию.
Громовы Валерий и Людмила · 480 просмотров