Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

23 ок­тяб­ря (5 но­яб­ря) - Иаков, брат Господень по плоти, Иерусалимский, епископ

5 но­яб­ря (23 ок­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю) – па­мять «Апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня по пло­ти», – чи­та­ем мы в пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре. Ве­ро­ят­но, он на­зван так по­то­му, что его мать при­хо­ди­лась род­ствен­ни­цей Де­ве Ма­рии. По пре­да­нию, Иа­ков стал пер­вым епи­ско­пом Иеру­са­лим­ской иудео­хри­сти­ан­ской об­щи­ны и му­че­ни­че­ски по­гиб в 60-е го­ды, пе­ред раз­ру­ше­ни­ем Иеру­са­ли­ма рим­ски­ми вой­ска­ми. Ему так­же при­пи­сы­ва­ет­ся ав­тор­ство од­но­го из Со­бор­ных (окруж­ных) по­сла­ний, вхо­дя­щих в со­став Но­во­го За­ве­та (вто­ро­го, соб­ствен­но хри­сти­ан­ско­го, раз­де­ла Биб­лии).

В этом По­сла­нии Иа­ков по­ле­ми­зи­ру­ет с хри­сти­а­на­ми, гор­див­ши­ми­ся сво­ей от­вле­чен­ной ве­рой, но за­бы­вав­ши­ми о необ­хо­ди­мо­сти по­все­днев­ных доб­рых дел по от­но­ше­нию ко всем окру­жа­ю­щим. Он пи­шет: «Ка­кая поль­за, бра­тья мои, ес­ли кто го­во­рит, что име­ет ве­ру, а дел не име­ет. Мо­жет ли та­кая ве­ра спа­сти его? Ес­ли брат или сест­ра на­ги и не име­ют днев­но­го про­пи­та­ния, а кто-ни­будь из вас ска­жет им: „Иди­те с ми­ром, грей­тесь и пи­тай­тесь“, но не да­ди­те им необ­хо­ди­мо­го для те­ла, – ка­кая поль­за? Так и ве­ра, ес­ли не име­ет дел, мерт­ва са­ма по се­бе». И да­лее он иро­ни­зи­ру­ет над сво­им со­бе­сед­ни­ком: «Ты ве­ру­ешь, что Бог един? Хо­ро­шо де­ла­ешь: и бе­сы ве­ру­ют и тре­пе­щут» (Иак.2:14-19). Дей­стви­тель­но, злые ду­хи – эти пад­шие ан­ге­лы – «ис­тин­но ве­ру­ю­щие»: они ни­чуть не со­мне­ва­ют­ся в су­ще­ство­ва­нии Бо­га (в от­ли­чие от мно­гих лю­дей!), но их это не спа­са­ет – луч­ше от сво­ей ве­ры они не ста­но­вят­ся!

Так вы­яс­ня­ет­ся сущ­ность биб­лей­ско­го по­ня­тия «ве­ра»: это не фило­соф­ское при­зна­ние ка­ко­го-то Выс­ше­го на­ча­ла (Аб­со­лю­та в ду­хе Кан­та); это не ве­ра в Бо­га, а ве­ра Бо­гу, т. е. вер­ность и до­ве­рие жи­во­му лич­но­му Бо­гу, ко­то­рые несов­ме­сти­мы с жиз­нен­ным эго­цен­триз­мом. Та­кой дей­ствен­ной ве­ры мно­гим из нас ка­та­стро­фи­че­ски недо­ста­ет.

Юрий Ру­бан
кан­д. ист. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия

Полное житие апостола Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалимского

Свя­той Иа­ков был сы­ном пра­вед­но­го Иоси­фа, ко­то­ро­му бы­ла об­ру­че­на Пре­чи­стая Де­ва. От юно­сти сво­ей воз­лю­бил он стро­гое жи­тие: ни­ко­гда не вку­шал он раз­лич­ных бра­шен, не упо­треб­лял мас­ла, но один толь­ко хлеб слу­жил ему пи­щею; так­же ни­ко­гда он не пил ни ви­на, ни дру­го­го ка­ко­го-ли­бо хмель­но­го на­пит­ка, но уто­лял жаж­ду во­дой; не по­се­щал он и ба­ни, – сло­вом, от­вер­гал все, что до­став­ля­ло те­лу удо­воль­ствие; на те­ле сво­ем он по­сто­ян­но но­сил гру­бую вла­ся­ни­цу; все но­чи по­свя­щал он мо­лит­ве, за­бы­ва­ясь сном лишь на ко­рот­кое вре­мя; от ча­стых зем­ных по­кло­нов ко­жа на ко­ле­нах у него за­гру­бе­ла на по­до­бие вер­блю­жьей. Чи­сто­ту дев­ства сво­е­го Иа­ков со­блю­дал до кон­ца сво­ей жиз­ни.

О том, по­че­му он на­зы­ва­ет­ся бра­том Бо­жи­им, до­шло до нас та­кое пре­да­ние. Ко­гда отец его Иосиф раз­де­лял зем­лю меж­ду сво­и­ми детьми от пер­вой же­ны, он за­хо­тел дать так­же неко­то­рую часть и Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, ро­див­ше­му­ся от Пре­чи­стой Де­вы, об­ру­чен­ной Иоси­фу; все сы­но­вья Иоси­фа вос­про­ти­ви­лись се­му же­ла­нию их от­ца; один лишь Иа­ков при­нял Иису­са Хри­ста (то­гда еще ма­ло­го от­ро­ка) в сов­мест­ное вла­де­ние сво­ею ча­стью, по­че­му и стал на­зы­вать­ся бра­том Гос­под­ним. На­зва­ние сие бы­ло да­но Иа­ко­ву так­же и по сле­ду­ю­ще­му слу­чаю. Ко­гда Гос­подь наш Иисус Хри­стос во­пло­тил­ся, и Пре­чи­стая Де­ва Бо­го­ро­ди­ца бе­жа­ла с Ним в Еги­пет, то­гда и Иа­ков бе­жал вме­сте с ни­ми, со­пут­ствуя Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це и свя­то­му Иоси­фу, от­цу сво­е­му.

Ко­гда Иисус Хри­стос до­стиг со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та и учил на­род о цар­ствии Бо­жи­ем, яв­ляя се­бя ис­тин­ным Мес­си­ею, свя­той Иа­ков уве­ро­вал в Него и, вни­мая Его Бо­же­ствен­но­му уче­нию, еще силь­нее вос­пла­ме­нил­ся, лю­бо­вью к Бо­гу и стал ве­сти жизнь еще бо­лее стро­гую и бла­го­че­сти­вую. И Гос­подь осо­бен­но воз­лю­бил свя­то­го Иа­ко­ва. Так, по­сле доб­ро­воль­но­го Сво­е­го стра­да­ния и вос­кре­се­ния из мерт­вых Хри­стос явил­ся осо­бо от дру­гих апо­сто­лов Иа­ко­ву, бра­ту Сво­е­му по пло­ти, как о сем упо­ми­на­ет апо­стол Па­вел, го­во­ря:

– По­том же яви­ся Иа­ко­ву, та­же апо­сто­лам всем (1Кор.15:7).

Ви­дя пра­вед­ное и бо­го­угод­ное жи­тие Иа­ко­ва, все на­рек­ли Иа­ко­ва пра­вед­ным, – и он при­чтен был к чис­лу се­ми­де­ся­ти апо­сто­лов. Ему бы­ла вве­ре­на но­во­про­све­щен­ная цер­ковь Иеру­са­лим­ская. Ру­ко­во­ди­мый Свя­тым Ду­хом, Иа­ков пер­вый со­ста­вил и на­пи­сал чин Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, – ко­то­рый за­тем со­кра­ти­ли, ра­ди немо­щи че­ло­ве­че­ской, сна­ча­ла – Ва­си­лий Ве­ли­кий, а за­тем – Иоанн Зла­то­уст. Па­ся в Иеру­са­ли­ме ста­до Хри­сто­во, свя­той мно­гих иуде­ев и ел­ли­нов сво­им уче­ни­ем об­ра­тил к Бо­гу и на­ста­вил на пра­вый путь. От него оста­лось так­же со­бор­ное по­сла­ние к две­на­дца­ти ко­ле­нам Из­ра­иле­вым, – ис­точ­ник во­ис­ти­ну бо­го­дух­но­вен­но­го и ду­ше­по­лез­но­го уче­ния, ко­им укра­ша­ет­ся вся Цер­ковь Хри­сто­ва, по­уча­ясь ве­ре и доб­рым де­лам. Все не толь­ко ве­ру­ю­щие, но да­же и невер­ные от­но­си­лись к свя­то­му Иа­ко­ву с ве­ли­ким ува­же­ни­ем и по­чте­ни­ем за его доб­ро­де­тель­ную жизнь: пер­во­свя­щен­ни­ки, кои са­ми толь­ко раз в год вхо­ди­ли во Свя­тая Свя­тых для со­вер­ше­ния служ­бы, не пре­пят­ство­ва­ли пра­вед­ни­ку вхо­дить ту­да и мо­лить­ся. Ви­дя чи­сто­ту его непо­роч­ной жиз­ни, они да­же и имя ему из­ме­ни­ли, а имен­но ста­ли име­но­вать его Об­ли или Офли, что зна­чит: «огра­да, утвер­жде­ние лю­дям», или же на­зы­ва­ли его пра­вед­ней­шим из всех. Ча­сто не толь­ко днем, но да­же и но­чью Иа­ков вхо­дил во Свя­тая Свя­тых и здесь, па­дая ниц, со сле­за­ми при­но­сил Гос­по­ду мо­лит­вы за весь мир. Весь на­род лю­бил Иа­ко­ва ра­ди его свя­то­сти; мно­гие из ста­рей­шин иудей­ских уве­ро­ва­ли в уче­ние, ко­то­рое он про­по­ве­до­вал, и все на­сла­жда­лись, слу­шая его; мно­го на­ро­да со­би­ра­лось к нему: од­ни – же­лая услы­шать его по­уче­ние, дру­гие – кос­нуть­ся края его одеж­ды. В это вре­мя ар­хи­ере­ем Иудей­ским сде­лал­ся Ана­ния. Ви­дя, что весь на­род вни­ма­тель­но слу­ша­ет уче­ние Иа­ко­ва и мно­гие об­ра­ща­ют­ся ко Хри­сту, Ана­ния с книж­ни­ка­ми и фа­ри­се­я­ми из за­ви­сти к свя­то­му гне­ва­лись на него и, за­та­ив в серд­це сво­ем зло­бу, ста­ли по­мыш­лять, как бы убить его. И сго­во­ри­лись они про­сить свя­то­го, чтобы он сво­им по­уче­ни­ем от­вра­тил лю­дей от Хри­ста; при этом они ре­ши­ли, ес­ли он не со­гла­сит­ся сде­лать это, убить его.

Меж­ду тем при­бли­жал­ся празд­ник Пас­хи, и мно­же­ство на­ро­да сте­ка­лось ото­всю­ду в Иеру­са­лим, чтобы там встре­тить сей празд­ник.

Фест, про­кон­сул, из­ба­вив­ший апо­сто­ла Пав­ла от рук ев­ре­ев и по­слав­ший его в Рим, то­гда уже умер, а пре­ем­ни­ка ему еще не при­сы­ла­ли из Ри­ма. Вос­поль­зо­вав­шись сим, книж­ни­ки и фа­ри­сеи об­ра­ти­лись в хра­ме с та­кой прось­бой к Иа­ко­ву:

– Умо­ля­ем те­бя, пра­вед­ный че­ло­век, чтобы ты в день празд­ни­ка Пас­хи, на ко­то­рый со­бра­лось ото­всю­ду мно­же­ство на­ро­да, про­из­нес ему по­уче­ние; убе­ди их, что они за­блуж­да­ют­ся, счи­тая Иису­са Сы­ном Бо­жи­им, и уго­во­ри их от­ка­зать­ся от лож­но­го сво­е­го мне­ния. Мы все по­чи­та­ем те­бя, вни­ма­ем те­бе, – как и весь на­род; все мы твер­до убеж­де­ны в том, что ты го­во­ришь од­ну толь­ко ис­ти­ну и не взи­ра­ешь на ли­ца; так уго­во­ри же на­род, чтобы он не пре­льщал­ся Рас­пя­тым Иису­сом; мо­лим те­бя – стань на вы­со­кой кров­ле хра­ма, чтобы всем мож­но бы­ло ви­деть и слы­шать те­бя, ибо на празд­ник со­бра­лось – ты сам ви­дишь – мно­го лю­дей, как из ев­ре­ев, так и из дру­гих на­ро­дов.

По­сле сих слов они воз­ве­ли его на кры­шу хра­ма и гром­ко за­кри­ча­ли:

– О, пра­вед­ник! те­бе все мы долж­ны ве­рить. На­род сей за­блуж­да­ет­ся, по­сле­дуя Рас­пя­то­му Иису­су; по­се­му ска­жи нам по ис­тине, что ду­ма­ешь сам ты о Хри­сте?

На сие свя­той от­ве­тил гром­ким го­ло­сом:

– Что спра­ши­ва­е­те вы ме­ня о Сыне Че­ло­ве­че­ском, Ко­то­рый доб­ро­воль­но по­тер­пел стра­да­ние, был рас­пят, по­гре­бен и на тре­тий день вос­крес из мерт­вых? Он ныне си­дит на небе­сах одес­ную Выш­ня­го и сно­ва при­и­дет на об­ла­ках небес­ных су­дить жи­вых и мерт­вых.

Слы­ша та­кое сви­де­тель­ство Иа­ко­ва о Иису­се Хри­сте, на­род весь­ма воз­ра­до­вал­ся, и все в один го­лос вос­клик­ну­ли:

– Сла­ва Бо­гу! Осан­на Сы­ну Да­ви­до­ву!

Фа­ри­сеи же и книж­ни­ки ска­за­ли:

– Неосмот­ри­тель­но по­сту­пи­ли мы, поз­во­лив Иа­ко­ву го­во­рить о Иису­се, ибо на­род при­шел еще в боль­шее сму­ще­ние.

И вот в зло­бе и яро­сти они сверг­ли с кров­ли хра­ма Иа­ко­ва на страх всем, чтобы не ве­рил на­род сло­вам свя­то­го.

– И пра­вед­ник пре­льстил­ся, – кри­ча­ли они.

Упав с кры­ши хра­ма, Иа­ков силь­но раз­бил­ся; еле жи­вой, пра­вед­ник стал на ко­ле­ни и, под­няв свои ру­ки к небу, так мо­лил­ся:

– Гос­по­ди! от­пу­сти им грех сей, ибо они не ве­да­ют, что тво­рят.

Фа­ри­сеи же ста­ли бро­сать кам­ни в свя­то­го, ко­то­рые при­чи­ня­ли ему ра­ны. Один че­ло­век из ро­да Ри­ха­во­ва вос­клик­нул:

– Оста­но­ви­тесь, что вы де­ла­е­те? пра­вед­ник мо­лит­ся за вас, а вы по­би­ва­е­те его кам­ня­ми.

В это вре­мя один че­ло­век с бе­лиль­ным валь­ком в ру­ках бро­сил­ся на свя­то­го и с та­кой си­лой уда­рил его по го­ло­ве, что весь мозг вы­тек на зем­лю, и в сем му­че­нии Иа­ков пре­дал дух свой Гос­по­ду.

Свя­тое те­ло его по­гре­бе­но бы­ло там же око­ло хра­ма, при­чем ве­ру­ю­щие горь­ко опла­ки­ва­ли пра­вед­ни­ка. В те­че­ние 30 лет свя­той был епи­ско­пом Иеру­са­лим­ской церк­ви и на 66 го­ду жиз­ни по­стра­дал за Хри­ста, Ко­е­му со От­цем и Свя­тым Ду­хом – честь и сла­ва во ве­ки ве­ков. Аминь.

При­ме­ча­ния

Па­мять св. пра­вед­но­го Иоси­фа, об­ру­чен­ни­ка Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, со­вер­ша­ет­ся 26-го де­каб­ря. Со­глас­но с яс­ны­ми сви­де­тель­ства­ми Пи­са­ния (Мф.13:55; Мк.6:3; Гал.1:17), Цер­ковь во­пре­ки мне­нию неко­то­рых тол­ко­ва­те­лей яв­но от­ли­ча­ет свя­то­го апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня по пло­ти, от при­над­ле­жа­щих к ли­ку 12 апо­сто­лов Иа­ко­ва Зе­ве­де­е­ва, па­мять ко­то­ро­го празд­ну­ет­ся 30-го ап­ре­ля, и Иа­ко­ва Ал­фе­е­ва, па­мять ко­то­ро­го со­вер­ша­ет­ся 9-го ок­тяб­ря. Иа­ков, брат Гос­по­день по пло­ти, име­ну­ет­ся так, как сын Иоси­фа от пер­вой же­ны. Он был род­ным бра­том апо­сто­ла Иуды из ли­ка 12-ти, от­че­го сей, по его име­ни, по­лу­чил на­име­но­ва­ние Иа­ко­вле­ва, и Иосии из ли­ка 70 апо­сто­лов, и из­ве­стен так­же под име­нем Иа­ко­ва «ма­ло­го» или «мень­шо­го» (Мк.15:40).

Св. апо­стол Иа­ков от са­мо­го рож­де­ния был на­зо­ре­ем, т. е. ли­цом, по­свя­щен­ным Бо­гу, дав­шим Ему доб­ро­воль­но обе­ты стро­го­го воз­дер­жа­ния от вся­ко­го ви­на и во­об­ще креп­ких на­пит­ков, от стри­же­ния во­лос и пр. Обе­ты на­зо­рей­ства слу­жи­ли вы­ра­же­ни­ем чи­сто­ты и свя­то­сти жиз­ни, ка­кая долж­на при­над­ле­жать все­му на­ро­ду Из­ра­иль­ско­му как на­ро­ду бо­го­из­бран­но­му и по­то­му свя­щен­но­му.

Пре­да­ние к се­му при­бав­ля­ет, что в про­дол­же­ние стра­стей Хри­сто­вых св. апо­стол Иа­ков скры­вал­ся в од­ной пе­ще­ре, в до­лине Иоса­фа­то­вой, дав обет не вку­шать пи­щи до тех пор, по­ка Гос­подь не вос­креснет из мерт­вых, и что Гос­подь по Вос­кре­се­нии Сво­ем удо­сто­ил его Сво­е­го осо­бен­но­го яв­ле­ния в сей са­мой пе­ще­ре. По­се­му впо­след­ствии, в пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ства, пе­ще­ра эта бы­ла об­ра­ще­на в храм, и те­перь еще ее по­ка­зы­ва­ют бла­го­че­сти­вым по­клон­ни­кам.

По сло­вам древ­них пи­са­те­лей, бли­жай­ших ко вре­ме­ни апо­столь­ско­му (Кли­мен­та Алек­сан­дрий­ско­го, Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го и др.), по воз­не­се­нии Спа­си­те­ля апо­сто­лы Петр, Иа­ков Зе­ве­де­ев и Иоанн, хо­тя и пред­по­чтен­ные от Гос­по­да, не ста­ли спо­рить о че­сти, но из­бра­ли св. Иа­ко­ва епи­ско­пом и пред­сто­я­те­лем Иеру­са­лим­ской Церк­ви – ма­те­ри хри­сти­ан­ских церк­вей, ко­гда ему бы­ло 34 го­да от рож­де­ния, со­глас­но предыз­бра­нию его и на­зна­че­нию к се­му слу­же­нию Са­мим Хри­стом.

Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия, со­став­лен­ная св. апо­сто­лом Иа­ко­вом, бра­том Гос­под­ним, до­се­ле со­вер­ша­ет­ся в Иеру­са­ли­ме в день па­мя­ти се­го апо­сто­ла.

Со­бор­ное по­сла­ние на­пи­са­но св. Иа­ко­вом око­ло 59 го­да по Р. Хр. к хри­сти­а­нам из иуде­ев, жив­ших в рас­се­я­нии, во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, за­ста­вив­ше­го их уда­лить­ся из Иеру­са­ли­ма. По­сла­ние сие ис­пол­не­но вы­со­ко­го уче­ния и еван­гель­ско­го ду­ха. Оно со­сто­ит из раз­лич­но­го ро­да нрав­ствен­ных на­став­ле­ний и по об­ще­му со­дер­жа­нию сво­е­му мо­жет быть на­зва­но уве­ща­ни­ем к тер­пе­ли­во­му пе­ре­не­се­нию стра­да­ний. За бо­го­слу­же­ни­ем пра­во­слав­ной Церк­ви со­бор­ное по­сла­ние апо­сто­ла Иа­ко­ва про­чи­ты­ва­ет­ся все, не толь­ко в ка­че­стве ря­до­во­го апо­столь­ско­го чте­ния за ли­тур­ги­ей, а и за дру­ги­ми мо­лит­во­сло­ви­я­ми (напр. во вре­мя еле­освя­ще­ния, на мо­лебне во вре­мя без­до­ж­дия и да­же за все­нощ­ным бде­ни­ем в ка­че­стве па­ре­мии).

Все­об­щее бла­го­го­вей­ное ува­же­ние к апо­сто­лу Иа­ко­ву ве­ру­ю­щих во гла­ве с са­ми­ми апо­сто­ла­ми осо­бен­но силь­но вы­ра­зи­лось на Апо­столь­ском со­бо­ре, быв­шем в Иеру­са­ли­ме око­ло 60 го­да по Р. Хр. для ре­ше­ния во­про­са: долж­но ли об­ра­ща­ю­щих­ся к Церк­ви из языч­ни­ков при­нуж­дать к об­ре­за­нию и со­блю­де­нию вет­хо­за­вет­но­го за­ко­на об­ря­до­во­го. Апо­стол Иа­ков пред­се­да­тель­ство­вал на сем со­бо­ре и по­сле дол­гих спо­ров и рас­суж­де­ний, по­сле ре­чи апо­сто­ла Пет­ра и рас­ска­за апо­сто­лов Пав­ла и Вар­на­вы об успе­хах их про­по­ве­ди сре­ди языч­ни­ков за­клю­чил со­бор­ные рас­суж­де­ния сво­ею ре­чью, в ко­то­рой в опре­де­лен­ных чер­тах пред­ло­жил свое суж­де­ние по под­ня­то­му во­про­су, по­ла­гая «не за­труд­нять об­ра­ща­ю­щих­ся к Бо­гу языч­ни­ков, а на­пи­сать им, чтобы они воз­дер­жи­ва­лись от осквер­нен­но­го идо­ла­ми, от блу­да, удав­ле­ни­ны и кро­ви, и чтобы не де­ла­ли дру­гим то­го, че­го не хо­тят се­бе» (Деян.15:13-20). Это суж­де­ние все­ми ува­жа­е­мо­го пра­вед­но­го Иа­ко­ва при­ня­то бы­ло всем со­бо­ром и утвер­жде­но яв­ным для всех из­во­ле­ни­ем Св. Ду­ха (28 ст.). Око­ло то­го же вре­ме­ни апо­стол Па­вел, же­лая про­ве­рить чи­сто­ту сво­е­го уче­ния, об­ра­тил­ся к апо­сто­лам: Пет­ру, Иоан­ну и Иа­ко­ву, ко­то­рых по­чи­тал стол­па­ми Церк­ви Хри­сто­вой, по­став­ляя пер­вым из них Иа­ко­ва (Гал.2:10), – и те при­зна­ли в нем ве­ли­кое до­сто­ин­ство учи­те­ля язы­ков. С та­ким глу­бо­ким ува­же­ни­ем от­но­сил­ся апо­стол Па­вел к св. Иа­ко­ву и впо­след­ствии. Ко­гда пе­ред пер­вы­ми уза­ми сво­и­ми он при­был в Иеру­са­лим, то пер­вым дол­гом счел от­пра­вить­ся к св. Иа­ко­ву и рас­ска­зал ему, как стол­пу Церк­ви Хри­сто­вой и пред­сто­я­те­лю ста­рей­шей Церк­ви Иеру­са­лим­ской, о том, что со­тво­рил Бог у языч­ни­ков его слу­же­ни­ем (Деян.21:18-19).

Свя­тое Свя­тых пред­став­ля­ло со­бою внут­рен­нюю, са­мую свя­щен­ней­шую часть хра­ма Иеру­са­лим­ско­го, ку­да вхо­дил один лишь пер­во­свя­щен­ник, и при том толь­ко раз в год, в день очи­ще­ния, по­став­лял свою ка­диль­ни­цу с фимиа­мом и кро­пил жерт­вен­ною кро­вью над очи­сти­ли­щем для очи­ще­ния гре­хов на­ро­да. Но ков­че­га за­ве­та с его свя­ты­ня­ми (жез­лом Ааро­на про­зяб­шим, зла­тым со­су­дом с ман­ною, скри­жа­ля­ми за­ко­на, дан­ны­ми Бо­гом чрез Мо­и­сея) в хра­ме в это вре­мя уже не бы­ло. Здесь на­хо­дил­ся толь­ко один ка­мень от пер­во­го хра­ма Со­ло­мо­но­ва, а за­ве­са, от­де­ляв­шая Свя­тое Свя­тых от сле­ду­ю­ще­го от­де­ле­ния хра­ма – свя­ти­ли­ща, во вре­мя крест­ной смер­ти Иису­са Хри­ста разо­дра­лась надвое свер­ху дони­зу.

По-гре­че­ски: «ов­ли­ас» – за­щи­та или оплот на­ро­да и прав­да.

Ана­ния – пер­во­свя­щен­ник ев­рей­ский, сын Неве­дея, по­лу­чив­ший пер­во­свя­щен­ни­че­ское до­сто­ин­ство от Иро­да Агрип­пы II; был упор­ным вра­гом хри­сти­ан и во­об­ще че­ло­ве­ком дерз­ким, же­сто­ким и неспра­вед­ли­вым и при­над­ле­жал к сек­те сад­ду­ке­ев, от­вер­гав­ших пре­да­ния, Про­мысл Бо­жий, ду­хов­ность и бес­смер­тие ду­ши, бы­тие Ан­ге­лов, – и уто­пав­ших в чув­ствен­ных на­сла­жде­ни­ях и по­ро­ках и зем­ных ин­те­ре­сах. Бу­дучи ви­нов­ни­ком смер­ти апо­сто­ла Иа­ко­ва, Ана­ния впо­след­ствии неспра­вед­ли­во су­дил так­же апо­сто­ла Пав­ла и же­лал по­гу­бить его (Деян.23:2, 14-15, 24:1-9), но за свои неправ­ды сам ис­пы­тал са­мую горь­кую участь: тем же ца­рем Агрип­пою ли­шен пер­во­свя­щен­ства и, на­ко­нец, был убит во вре­мя вос­ста­ния иуде­ев про­тив рим­лян.

Фест, по про­зва­нию Пор­ций, – рим­ский пра­ви­тель Иудеи, управ­ляв­ший ею не бо­лее трех лет и скон­чав­ший­ся око­ло 62 го­да по Р. Хр.; он за­бо­тил­ся о вос­ста­нов­ле­нии ряд­ка в Па­ле­стине, упо­треб­ляя для се­го и стро­гость, и пра­во­су­дие.

Му­че­ни­че­ская кон­чи­на апо­сто­ла Иа­ко­ва по­сле­до­ва­ла око­ло 63 го­да по Р. Хр. Он скон­чал­ся в пре­ста­ре­лом воз­расте. На ме­сте кон­чи­ны его и по­греб­ли; над его мо­ги­лою под­ле хра­ма и до­се­ле сто­ит па­мят­ник. По сви­де­тель­ству Ори­ге­на, цер­ков­но­го пи­са­те­ля III ве­ка, смерть Иа­ко­ва пра­вед­но­го, слу­чив­ша­я­ся неза­дол­го до вой­ны Иудей­ской, про­из­ве­ла та­кое впе­чат­ле­ние на иуде­ев, что сле­до­вав­шая за нею бед­ствия вой­ны и раз­ру­ше­ние Иеру­са­ли­ма по­чи­та­лись ими на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им за уби­е­ние се­го пра­вед­ни­ка. – В XI ве­ке св. Фе­о­фан пес­но­пе­вец, ар­хи­епи­скоп Ни­кей­ский, блаж. Ге­ор­гий Ни­ко­ми­дий­ский и впо­след­ствии Ви­зан­тий на­пи­са­ли мно­гие пес­но­пе­ния в честь св. ап. Иа­ко­ва, ныне по­е­мые в день его па­мя­ти. Мо­щи св. ап. Иа­ко­ва бы­ли в Кон­стан­ти­но­по­ле при рус­ском па­лом­ни­ке Ан­то­нии в 1200 го­ду в при­де­ле Хал­ко­пра­тий­ско­го хра­ма, а гла­ва – в хра­ме Свя­тых апо­сто­лов. В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи его, по сви­де­тель­ству неко­то­рых, на­хо­дят­ся в Ри­ме в церк­ви 12 апо­сто­лов. В Москве на Ста­ро-Иеру­са­лим­ском по­дво­рье со­хра­ня­ет­ся часть мо­щей его, при­слан­ная Алек­сан­дрий­ским пат­ри­ар­хом Иеро­фе­ем в 1853 го­ду.

Тропарь апостола Иакова, глас второй

Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие,/ яко мученик имаши еже неописанное,/ дерзновение яко брат Божий,/ еже молитися яко иерарх:// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Galatians 1:11-19King James Version (KJV)

11 But I certify you, brethren, that the gospel which was preached of me is not after man.

12 For I neither received it of man, neither was I taught it, but by the revelation of Jesus Christ.

13 For ye have heard of my conversation in time past in the Jews' religion, how that beyond measure I persecuted the church of God, and wasted it:

14 And profited in the Jews' religion above many my equals in mine own nation, being more exceedingly zealous of the traditions of my fathers.

15 But when it pleased God, who separated me from my mother's womb, and called me by his grace,

16 To reveal his Son in me, that I might preach him among the heathen; immediately I conferred not with flesh and blood:

17 Neither went I up to Jerusalem to them which were apostles before me; but I went into Arabia, and returned again unto Damascus.

18 Then after three years I went up to Jerusalem to see Peter, and abode with him fifteen days.

19 But other of the apostles saw I none, save James the Lord's brother.

Matthew 13:54-58King James Version (KJV)

54 And when he was come into his own country, he taught them in their synagogue, insomuch that they were astonished, and said, Whence hath this man this wisdom, and these mighty works?

55 Is not this the carpenter's son? is not his mother called Mary? and his brethren, James, and Joses, and Simon, and Judas?

56 And his sisters, are they not all with us? Whence then hath this man all these things?

57 And they were offended in him. But Jesus said unto them, A prophet is not without honour, save in his own country, and in his own house.

58 And he did not many mighty works there because of their unbelief.

King James Version (KJV)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: