Императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях
11 марта(26 февраля по ст.стилю) 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, который подводил черту под многовековым противостоянием между Русской Православной Церковью и Российским государством по вопросу о церковных владениях. Были национализированы земли и другая недвижимость Церкви.
Секуляризационная реформа 1764 года - передала множество монастырей государству, упразднив около половины великорусских монастырей, и определила содержание для епархий и некоторых обителей.
26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, который подводил черту под многовековым противостоянием между Русской Православной Церковью и Российским государством по вопросу о церковных владениях.
Важнейшими положениями этого законодательного акта были:
Все имения Святейшего Синода, епархиальных кафедр, монастырей и приходов окончательно передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения устранялись от управления этими имениями. Крестьяне, жившие в этих имениях, число которых по ревизии 1760 года составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин), передавались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем они именовались экономическими крестьянами.
Вместо барщинной работы и разных оброков с 1 января 1764 года эти крестьяне обязаны были платить по 1, 5 руб. подушного оклада, который через Коллегию экономии поступал в государственную казну.
Для содержания церковных учреждений — епархиальных кафедр, монастырей и приходских церквей, ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.
Епархии были разделены на три класса, и содержание им назначалось в зависимости от класса.
Для монастырей, вначале только великорусских, - то есть кроме тех, что были подчинены Киевскому митрополиту, - составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 (Троице-Сергиева Лавра и Александро-Невский монастырь; 156 мужских монастырей; 67 женских монастырей) монастыей разделенные на 3 класса по уровню содержания.
По донесению Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях России насчитывалось 954 монастыря, с имениями и без, с 11 153 монашествующими. После секуляризации 1764 года Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся 226 получали содержание от государства, остальные же 310 монастырей, отныне известные как заштатные, должны были существовать на доброхотные приношения народа.
31 марта 1764 года вышло дополнительное распоряжение о том, чтобы заштатные монастыри тоже были разделены на 3 класса: 1 класс — 20 монастырей, 2 класс — 56 и 3 класс — 85, всего 161 монастырь с 1247 монахами. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на доброхотные приношения народа, либо за счет расположенной около обителей ненаселенной земли, которую монахи обрабатывали собственными силами. Таким образом в Великороссии оставалось 387 монастырей.
Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичное положение установилось в Малороссии, т.е. Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — на Слобожанщине, т.е. в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.
Великорусские монастыри на 1764 год
Штатные первоклассные
Троице-Сергиева Лавра (мужская)
Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь (мужской)
Новгородский Юрьев монастырь (мужской)
Александровский Успенский монастырь (женский)
Валдайский Иверский монастырь (мужской)
Московский Вознесенский монастырь (женский)
Московский Новодевичий монастырь (женский)
Суздальский Покровский монастырь (женский)
Штатные второклассные
Воронежский Алексеево-Акатов монастырь (мужской)
Вятский Трифонов Успенский монастырь (мужской)
Казанский Богородицкий монастырь (женский)
Новгородский Антониев Богородице-Рождественский монастырь (мужской)
Псково-Печерский монастырь (мужской)
Штатные третьеклассные
Белгородский Никольский монастырь (мужской)
Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
Московский Златоустовский монастырь (мужской)
Николо-Угрешский монастырь (мужской)
Селенгинский Троицкий монастырь (мужской)
Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)
Хотьковский Покровский монастырь (женский)
Заштатные
Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь (мужской)
Ростовский Петровский монастырь (мужской)
Саратовский Преображенский монастырь (мужской)
Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь (мужской)
Упраздненные
Антониев-Дымский монастырь
Арефинская Входоиерусалимская пустынь
Бежецкий Введенский монастырь
Битюцкий Троицкий монастырь
Верейский Входоиерусалимский монастырь
Возмищенский монастырь
Вязниковский Введенский монастырь
Дуниловский Успенский монастырь
Елецкий Знаменский монастырь
Зарецкий Спасский монастырь
Козельский Вознесенский монастырь
Кольско-Печенгский монастырь
Кохминский Казанский монастырь
Крестогорская Тихонова пустынь
Крутецкий Никольский монастырь
Лихвинский Афанасьевский монастырь
Лихотнин Успенский монастырь
Мамонтова пустынь
Маровская Крестовоздвиженская пустынь
Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
Мосальский Успенский монастырь
Московский Варсонофьевский монастырь
Муромский девичий монастырь
Никандрова Воскресенская пустынь
Нуромский Преображенский монастырь
Обнорский Воскресенский монастырь
Пешношский Никольский монастырь
Перынский скит
Покровский монастырь на Нерли
Посолотинский монастырь
Рдейский монастырь
Соломенская пустынь
Сырьинская Успенская пустынь
Угличский Воскресенский монастырь
Ульяновская Спасская пустынь
Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь
Усть-Сарапульский Спасский монастырь
Христофорова Богородицкая пустынь
Череповецкий Воскресенский монастырь
Черноезерский монастырь
Шуйский Троицкий монастырь
Яшезерский монастырь
Последствия
Секуляризационная реформа 1764 года во многом положила начало новой эпохе в истории Русской Православной Церкви.
Для позднейшей истории русского монашества штаты определили не только финансовое положение, но во многом и духовное развитие монастырей. Появилось два разных типа не только обителей, но и монахов, а монастырский устав как основа иноческого жития надолго утратил свое значение. Определенное штатами содержание для монастырей было слишком мало, его едва хватало на братию, монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели опасались доносить об этом Синоду ввиду возможности упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение обителей, настоятели зачастую стремились сократить предусмотренное штатами число монашествующих. Монастыри обеднели и обезлюдели, но в новых условиях, без бремени забот о собственности, появился и стимул для переустройства монашеской жизни на аскетических основах.
Источник:
vk.com/wall-84794881_21113