Допустимо ли православным женщинам носить украшения, в разумных пределах пользоваться декоративной косметикой? (фрагмент проповеди прот. Владимира Головина)
Всё должно делаться с рассуждением. Мы знаем из опыта: любить без рассуждения, значит – навредить. Если я, например, люблю своего ребёнка, это не значит, что я должен разрешать ему абсолютно всё, чего он захочет. Чтобы рассуждение было правильным, нужно на что-то опираться. И этой опорой является голос совести, обострённый знанием правды Божией. Регулярно читая Священное Писание, строя жизнь по Заповедям Божиим, человек обостряет в себе совесть. И тогда он знает, как повести себя правильно в той или иной ситуации. Мы знаем, как Господь говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует…» (Ин. 12:26) Поэтому, если задаваться вопросом, как поступить в той или иной ситуации, надо вспомнить, как жил Христос, понять, как бы Он поступил.
Где в Евангелии мы находим слова Христа, осуждающие косметику или украшения? У апостолов написано: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет.3:3-4). Христос об этом ничего не говорил. Что имело значение для дела спасения, Он сказал. Значит, сам по себе вопрос пользования косметикой никакого значения в деле спасения не имеет. Апостол же в своём послании советует, чтоб женщины украшали себя кротостью тихого и молчаливого духа, что ценно пред Богом. Во времена Иисуса Христа, пророков и апостолов, не в России, где Христос не был, а там – в Палестине, украшения носили не только женщины, но и мужчины (кольца, браслеты, подвески). На Востоке это сплошь и рядом.
Важно – для какой цели это делается? Например, незамужняя девушка старается обратить на себя внимание, помня, что мужчины любят глазами. Но при этом нужно помнить слова апостола Петра. Не в серьгах красота, не в волосах. Это может поразить, на время, а вот потом-то… Меня поражает мультфильм «Снежная королева». Сама снежная королева очень тонко прописана художниками – идеальные черты красоты. Но, как отталкивает эта красота. Она холодная. Может внешне женщина очень красивой, но внутри… Так вот, если девушка украшает себя для того, чтобы её видели, только для одной цели – чтобы выбрать одного единственного на всю жизнь, в этом нет греха.
Замужняя же, если украшает себя, чтобы муж видел свою любимую, душой и телом красивую, единственную, родную жену, то это прекрасно. Часто приходится слышать отзывы мужчин, жалующихся, что жена до брака была красавица, а как женились, «стала не поймёшь на кого похожа». Поэтому, мужчинам будет обидно, если жена дома в таком виде ходит, а на работу наряжается, как на праздник. Для кого? Зачем? Если, кто-то наводит внешнюю красоту, для того, чтобы привлечь внимание, например, для цели блуда, или тщеславия, то это грех. Если же для благих целей, например, чтобы муж и жена ещё больше любили и тело, и душу друг друга, чтобы через эту красоту были ещё ближе, в этом греха не будет. А в какой степени нарядится или накрасится – муж пусть решает.