ВЕРИГИ ИРИНАРХА ЛЕЧАТ ДАЖЕ БЕСНОВАТЫХ -
- Этот монастырь не для паломников, хотя и является официально филиалом Ростовского Кремля, там строгий устав, и очень строгий игумен, но попасть туда – большая удача, - рассказал родителям абитуриентов руководитель мессионерского центра Варницкого монастыря Игорь Валентинович и пообещал помочь организовать туда поездку. Сам он и был нашим замечательным экскурсоводом, рассказав историю обители и его основную достопримечательность – житие Иринарха Затворника.
Поселок Борисоглебский, небольшой районный центр Ярославской области, находится среди пойменных лугов в широкой излучине некогда судоходной реки Устье в 18 километрах к северу от Ростова Великого. В центре его на обширной возвышенности стоит древний монастырь-крепость — Борисоглебский. Во времена Дмитрия Донского «из области великого Новаграда» пришел и поселился над рекой Устье пустынножитель Федор, срубил себе келью, а через три года к нему присоединился его брат Павел. Место для основания здесь монастыря указал, по преданию, сам Сергий Радонежский — известный церковный и политический деятель XIV века, основатель Троице-Сергиевой Лавры. В окружении дремучих лесов, расположенный на возвышенности, защищенный с трех сторон рекой, эта обитель стала серьезным оборонительным сооружением на дальних подступах к Москве. В ее стенах бывали Сергий Радонежский и Иван Грозный, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Легендарный Пересвет, первый начавший Мамаево побоище, по преданию, был сначала иноком Борисоглебского монастыря.
Все великие Московские князья и цари, начиная с внука Дмитрия Донского Василия II Темного и заканчивая первыми царями из династии Романовых, оказывали монастырю внимание, жалуя его богатейшими земельными и денежными вкладами. Во времена царствования Ивана Грозного в числе десяти крупнейших монастырей обитель на Устье получила громадные по тем временам пожалования на помин души скончавшихся жен царя — Анастасии, Марии, Анны, Марфы. На помин души убитого им сына Ивана царь пожертвовал монастырю 800 рублей, а затем пошли десятки царских вкладов за души казненных бывших его соратников: бояр, князей, дьяков, государственных и церковных деятелей. В 1583 году по монастырям был разослан страшный и скорбный список более 3200 человек «опальных, избиенных, утопленных и сожженных с женами, чадами и домочадцами», убитых «ручным сечением», «огненным стрелянием» и на пытке. На поминовение душ в монастыри, в том числе и Борисоглебский, пошло конфискованное имущество казненных.
Мы прибыли в монастырь, и он впечатлил своими гигантскими размерами, высоченной стеной и величественными, но довольно пострадавшими от времени строениями в стиле древнерусской архитектуры. Прошли в Борисоглебский собор, где только что закончилась литургия, приложились к мощам основателей монастыря и потом- Иринарха. По просьбе Игоря Валентиновича нам вынесли вериги Затворника – как утверждают, это единственное, что сохранилось от «трудов» подвижника после богоборческих времен. По очереди все одевали их и выполняя три земных поклона, прикладывались к раке с мощами Иринарха еще раз. Сначала – мужчины и наши абитуриенты, потом мамы и дети. Даже 6 летний младший сын сделал тоже самое. Скажу вам – ощущение непередаваемое! Хотя на тебе «тяжелые железа», ощущение легкости и очищения!
- Наибольшую славу Борисоглебский монастырь приобрел в XVI веке благодаря старцу Иринарху, - рассказал нам Игорь Валентинович, когда мы, выйдя из собора пошли тенистой липовой аллеей к восточной монастырской стене, рядом с одной из башен. - О нем можно сказать, что это последний монах, который нес подвиги монахов первых христианских веков – затворничество и ношение вериг. Этому святому Россия обязана своим избавлением от бед страшной Смуты XVII века: сколько сделал Преподобный Сергий Радонежский для победы на поле Куликовом, столько же и преподобный Иринарх для освобождения Москвы и всей России от польско-литовских захватчиков в 1612 году. Имя преподобного Иринарха затворника, святого подвижника Русской Церкви, его роль в судьбах нашего отечества, в течение многих десятилетий пребывали в забвении и, к сожалению, пока еще мало известны современникам. Его мирское имя – Илия, родился он в селе Кондаково, в двадцати пяти километрах от Борисоглебского монастыря по дороге на Углич. С юных лет возлюбил он молитву и уединение. В возрасте тридцати лет в монастыре святых страстотерпцев Бориса и Глеба Илия принял постриг с именем Иринарх.В горячей и слезной молитве просил он Господа открыть ему путь спасения. И Свыше было ему извещение: «Иди в келию свою, будь затворником, так и спасешься!» Началась его жизнь для Бога, стяжавшая ему славу одного из выдающихся русских подвижников. Затворившись в маленькой, убогой келии у восточной монастырской стены, подвижник заковал себя в железо: «Были на нем плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, пудовые поясные связни, многие оковцы для рук и перстов, обруч для головы, 142 небольших кованых креста». Проводя время в непрестанной молитве, подвижник спал два-три часа, не давая отдыха и своим рукам: делал одеяния нищим, вязал волосяные свитки, клобуки. «Добропроизвольный мученик» покорял свою плоть, его страданиям дивилась вся Русская земля. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать подвижник провел в затворе, и «терпению его дивились ангелы». За свои подвижнические труды преподобный удостоился от Господа дара прозорливости, изгнания бесов, исцеления недужных. Старец Иринарх принес царю Василию Шуйскому пророчество о предстоящем порабощении Московского царства. В видении ему было открыто, что Литва придет на Русь, разорит Москву и все Российское царство. Спустя время предсказания его сбылись.
Перед глазами проносились века и описываемые события, здесь, на монастырской земле, где каждая травинка «дышала» духом подвижников святоотеческой веры, все было особенно ярко и осязаемо.
- Когда пришла Смута, Иринарх прибавил себе оков, цепь его стала длиной в двадцать сажен, весом в четыре пуда, общий вес его «трудов» составил 106 килограммов, - продолжил расказ наш экскурсовод. - Горячо молился затворник Господу об избавлении отечества от бедствий. Когда молодой воевода князь Михаил Скопин-Шуйский под Калязином одержал первую победу над Литвой, он послал к старцу Иринарху за благословением. Иринарх благословил крестом и просфорой и велел сказать: «Дерзай, князь Михаил, и не бойся: Бог тебе поможет». И князь побил Литву. Князь Михаил Скопин-Шуйский благополучно дошел до Троицкого монастыря, дальше пошел на Москву и освободил ее. Но через короткое время накатилась новая волна интервенции, поляки вновь захватили Москву и другие русские города. Стоявшему в Ярославле ополчению Дмитрия Пожарского старец Иринарх послал записку: «Не медли, князь, иди на Москву смело и узришь славу Божию». После этой записки воодушевленное ополчение двинулось к Москве. По дороге Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский пришли в Борисоглебский монастырь к преподобному Иринарху и испросили его благословения. Коленопреклоненно просили они его молитв о победе русского воинства. И старец дал им свой медный поклонный крест. Перед Иринарховым крестом ополченцы поклялись освободить Москву от захватчиков. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Московского Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство Небесного заступничества и помощи в прекращении Великой смуты в русском царстве. А начало победы было положено у стен Борисоглебского монастыря.
Мы подошли к крошечной келье Иринарха. По размерам ширина ее едва доходит до полутора метров, рядом разбит монастырский сад. Мы стояли среди тенистых дерев и представляли как внутри крошечной каморки день и ночь проводил в трудах и молитве подвижник. Здесь он добровольно угнетал свою плоть, и его такие подвиги были не понятны даже братии. Оказывается, на этой почве у него был даже конфликт с игуменом. Однажды Иринарх увидел в монастыре босого странника, сжалившись, отдал ему свои сапоги, а сам с тех пор не надевал обуви. Вместо рясы Иринарх носил рубище, за что претерпевал насмешки. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей кельи или подолгу звонить на колокольне.
Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал давать ему суровые послушания. Но когда преподобному Иринарху назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь, основанный преподобным Аврамием Ростовским. Но затем по повелению явившихся во сне святых страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобный Иринарх вернулся в Борисоглебский монастырь, где его с радостью встретил новый игумен Варлаам.
Житие повествует, что даже поляки относились с уважением к трудам преподобного Иринарха. «Правда в батьке велика. Нигде в этой земле, ни в иных землях такого крепкого в вере батьку я не видел», – сказал после посещения затворника польский воевода Ян Сапега и не велел разграблять обитель. Святого Иринарха посещали и другие польские военачальники. Один из них, Иван Каменский, по совету старца со своим отрядом вернулся в Польшу. Сапега же и другие, пренебрегшие его советами, сложили свои головы на Русской земле.
Еще при жизни Бог прославил Своего угодника чудесами, его молитвами исцелялись больные и бесноватые, чудесную силу имело его благословение. В житии упоминается девять чудес Божиих, совершенных по молитвам Борисоглебского затворника. Старец молился, заставлял больных молиться и поститься, возлагал на них свой честной крест или часть своих вериг или приказывал лежать на железных цепях. Особенно много исцелялось одержимых, бесноватых.
Что более всего поразило, когда мы прикоснулись к истории Борисоглебского затворника – это величина его смирения и огромная любовь к людям. Как рассказал Игорь Валентинович, Иринарху был открыт день его кончины, и он, призвав своих учеников Александра и Корнилия, преподал им последнее наставление: «...проводите свою жизнь в трудах и молитве, посте и бдении... во взаимной любви.., оказывая всем послушание и покорность...» Однако братия по-прежнему упорствовала и не желала принять его истязаний плоти, и при попытке вытащить его из цепей, сломали ему руку. Но он ни на кого не злился, всех простил. И простившись со всеми, тихо отошел в вечный покой 13 января 1616 года.
По преставлении преподобного совершались чудеса и при его гробе, исцелялись больные от разных болезней. Происходили исцеления также и при возложении на больных либо креста «трудов» Иринарха, либо части его вериг. Говорят, что даже бесноватые лечатся на этом чудном месте.
Обойдя весь монастырь и получив благословение у отца-настоятеля Иоанна, мы поехали в местечко неподалеку от села Кондаково, где струит свои воды святой источник. Почитание этого места началось еще при жизни преподобного Иринарха: сюда юный подвижник Илия удалялся для молитвы, здесь он ископал своими руками колодчик, а потом построил над ним часовенку. Еще при жизни преподобного здесь было многолюдно. По его кончине установилась традиция приходить на это место крестным ходом из Борисоглебского монастыря, а колодчик стали называть Иринарховым. Здесь обустроены купальни, но из полутора десятков воцерковленных паломников лишь двое, мой средний сын Николай и я, решились трижды окунуться в источник с головой – до того студеной была там вода. Еще некоторые зашли по коленочку и с молитвой умылись. Другие собирали в окрестностях источника травы, чтобы засушить их и использовать как святыню.
Поездка оставила неизгладимое впечатление. А главное – пример Иринарха теперь постоянно помогает смиряться и любить. Как будто с той монастырской атмосферой и всем происходящим он вошел в мою кровь.
Дивен Бог во Святых Своих. Спаси Господь.