Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 24/1
КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.
XXIV. «В начале было Слово».
XXIV.I. Единый Бог - Святая Троица, Вселенная и богосотворенные существа.
1. Основу и полноту Христианской Церкви составляют искренние последователи Господа Иисуса Христа, сознательно стремящиеся к познанию Единого Бога Святой Троицы путем истинной православной веры. Среди всех мировых религий только вселенская сущность православного учения и спасительный путь Христианства-Православия естественным образом решают все вопросы земного бытия, особенно проблемы духовного преображения человечества. Поэтому предыдущие главы книги были посвящены преимущественно теме практического применения христианской религии в жизни Православной Церкви.
Хотя христианские народы составляют только часть человечества, в мистическом плане - "в глазах Господа", Вселенская Христианская Православная Церковь объемлет весь мир. Данное понятие не имеет ничего общего с современным экуменизмом и означат лишь то, что по милости Всеблагого Творца, за не имением возможности прямого обращения в Православие, все искренние исполнители воли Божией, даже сами того не зная, приобщаются к Церкви Христовой.
Божественные законы бытия, изначально открытые Творцом человечеству, действенные для всех народов Земли и практически одинаково проявляются в общей метаистории нашей планеты. Сами истоки христианского учения находятся в Ветхом Завете, основываясь на духовном опыте израильского народа, который в настоящее время не признает Христианство. Христианство-Православие, так или иначе, связано с общечеловеческим духовно-религиозным опытом и одновременно стоит над всеми мировыми религиями, являясь «высшей точкой» Божественного откровения.
Откровение Нового Завета, данное миру через Воплощенного Сына Божия Господа Иисуса Христа, идеально исправляет ветхозаветную неполноценность, создавая поистине уникальное вселенское учение. В отличие от всех остальных мировых религий, учение Христианской Церкви о духовном развитии человечества дано миру Творцом не через людей-пророков, а через Воплощенного Сына Божия. И потому оно предельно полно и ясно, доступно и понятно отражает истинное Божественное знание о Боге, мире и человеке.
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Ин 1 (1-5)
2. Непредвзятое и трезвое сравнение бытия земного человечества с масштабами Вселенной, невольно воспитывает в разумном человеке смиренномудрое чувство грандиозности Божественного творения. Умный человек естественным образом осознает христианские принципы постижения мироздания, понимая, что земному человечеству доступно и открыто весьма немногое, так сказать лишь «очень общие» закономерности духовно-материального Божественного творения.
С помощью богоданных творческих способностей человек способен в различной мере постигать законы материального и духовного Космоса. Однако даже материальный мир, в силу нашей греховности и по спасительной воле Творца, лишь в малой мере подчиняется человеческому исследованию. Тем более знание о Боге Творце, духовной истории мира и устройстве «духовного космоса» становится для нас доступным в основном по откровению свыше.
Бог никогда не ограничивает и не унижает человека, якобы «силой закрывая ему доступ» к познанию материальной и духовной Вселенной. Что-то мы пока понять не можем по причине недоступности и собственной неразвитости. Что-то для нас опасно и вредно в силу нашей греховной испорченности. Всё это временные состояния, ведь Господь неограниченно открывает перед каждым человеком путь беспредельного богочеловеческого развития. Истинное познание мира с помощью его Творца осуществляется только по мере благодатного преображения-обожения человеческой личности и никак иначе.
Путь обретения истинного - полезного и безопасного богооткровенного знания изначально подразумевает - грешный земной человек, не очищенный от власти зла, недостаточно преображенный духом самоотверженной любви, не имеет права познавать и применять законы управления материей, временем и пространством. По сути дела гордый и злой человек, стремящийся к абсолютному Божественному знанию по внушению падших ангелов, не способен обрести богоданное знание, право на которое свободно дается Богом праведному и доброму человеку. Несовершенство земного человека наилучшим образом ограничивает его от превращения в демонического человекобога. Впрочем люди и здесь успевают натворить достаточно безобразий с помощью открытого им падшими ангелами разрушительного магического и научного знания.
*******
Падшие ангелы целенаправленно представляют свою «помощь» грешному человечеству как «откровение подлинной свободы», якобы избавляющей человека от «рабского» подчинения Богу. Между тем вся демоническая «свобода знания» сводится к «однобокому» научно-техническому "прогрессу", который уничтожает нашу планету и служит подчинению большей части человечества богатым и властным меньшинством.
Греховное человечество «успешно» создает предметы бессмысленной роскоши, новые виды вооружения и массового уничтожения людей, попутно разрушая прекрасный богосотворенный природный мир, без которого мы «успешно» вымрем в самое короткое время. Несмотря на красивые и справедливые лозунги, земная техногенная цивилизация не может и не хочет справляться с экологическим кризисом и болезнями, голодом и социальным неравенством. Говорить о «духовности и развитости» существующей безбожной, антиприродной цивилизации может только духовно слепой человек, не видящий реальной картины бытия. Или сознательный сатанист, целенаправленно служащий силам тьмы.
Беспристрастное изучение человеческой истории показывает предельную глупость и лукавость разговоров о «подавлении человека Богом». Учитывая наш примитивный духовный и физический, моральный и нравственный уровень, Творец действительно открывает людям только безопасное и жизненно необходимое знание. Но данное положение вещей полезно, прежде всего, для самого человечества, ведь люди непременно начинают применять даже самое лучшее знание во зло, для уничтожения себе подобных.
Для большинства людей доступ к истинному знанию открывается после смерти физического тела. В вечности и праведники и грешники начинают ясно видеть устройство мироздания. Лишь немногие христианские праведники получают в земной жизни откровения свыше о подлинном "лике мира". Им же естественным образом дается от Бога способность проявлять «чудесные, энергетические, сверхчеловеческие» таланты. Однако христианские подвижники и мистики не особенно ценят такое «сверхчеловеческое знание и чудесные силы», понимая первичную необходимость и высшую ценность «простой» праведной жизни.
Евангелие четко выделяет область необходимого и полезного знания, касающегося духовно-материального развития нашего мира. Для земного человека наибольшую - спасительную важность имеет религиозное знание, которое служит благодатному преображению бессмертной души, наилучшим образом определяя наше земное и вечное бытие.
Социальная гармония и материальное процветание становятся доступны человечеству только при условии соблюдения Божественных заповедей. Когда во главу угла ставится знание о материальном устройстве мира, все получается наоборот. Бездуховный - грешный и злой, самолюбивый и гордый человек не может и не хочет бескорыстно и самоотверженно творить добро. Неудивительно, что любое знание, не признающее спасительную волю Божию, не приносит человечеству пользы, направляясь на осуществление бездуховных, античеловечных целей.
3. Бог - Творец Вселенной изначально открывает Себя людям от сотворения мира через благодатное восприятие богооткровенного знания. Подлинное знание о Едином Боге и спасительном исполнении Его всеблагой воли в разной мере было известно всему дохристианскому человечеству. Но не все народы сохранили и преумножили богоданное знание в соответствии с планами Божественного Промысла. Богоизбранный еврейский народ получил, осознал и сохранил богооткровенное знание истинной веры в достаточной мере, подготовив почву для восприятия откровения Нового Завета, несущего людям полноценное учение о Боге, мире и человеке. Новозаветное христианское знание продолжает, дополняет и завершает откровение Ветхого Завета до богочеловеческой полноты, наиболее возможной для падшего человека в нашем искаженном мире.
Христианское мировоззрение никогда не придавало особого значения «тайному магическому» знанию о Божестве и устройстве духовного мира, и тем более знанию научному. Для человека первичную ценность имеет познание спасительных действий Божественного Промысла в отношении человечества. И в первую очередь важно учение о благодатном преображении мира и человека через исполнение Божественных заповедей, которое избранный народ и всё человечество, так и не смогли осознать и реализовать до пришествия Христа.
О Творце Вселенной трудно, почти невозможно говорить даже в «весьма общих» понятиях, поскольку данный уровень знания далеко превосходит богоданные способности не только человека, но и самых «духовно развитых» существ, таких как Ангелы. Всё открытое людям немногочисленное знание о Сущности Бога, становиться доступным нам только по воле Творца.
Принятие христианских догматов «на веру», фактически без применения логических и вещественных доказательств, не должно быть фанатичным, бессмысленным принятием любых понятий. Христианская вера обязательно сопровождается исполнением Божественных заповедей. И тогда совместное действие "веры и дела", естественным и непостижимым образом открывает верующему благодатно-мистическое познание непознаваемого Бога. Для реального богообщения и богопознания необходимо немногое догматическое знание и «простая» практика праведной жизни, которая напрямую, невзирая на разность наших духовных «масштабов» и способностей, соединяет каждого человека с Творцом.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Ин 1 (6-13)
4. До Рождества Христова Творец Вселенной являл себя людям, особенно богоизбранному израильскому народу, как Единый Истинный Бог-Отец. Такое проявление Творца было особенно важно для создания правильного учения единобожия, резко отличающегося от искаженных «языческих» религий многобожия.
В Новом Завете Творец Вселенной открывается людям как Святая Троица - Три Лица-Ипостаси Единого Бога, по разному проявляющие Себя в отношении Божественного творения. В Самом Себе Творец Непостижим и Един. В отношении к сотворенному миру Он открывает Себя в Трех Лицах-Ипостасях, всесторонне показывающих Сущность Божества - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.
Самостоятельное познание Абсолютной Сущности Бога одинаково недоступно всем богосотворенным существам - земному человеку, просветленным душам людей и Ангелам. И в то же время каждое сознательное и свободное творение Божие может безгранично творчески развиваться, приближаясь к Творцу и приобретая богоподобное восприятие бытия через благодатное соединение с Богом в духе сознательной святости и взаимной любви.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. 18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин 1 (1-18)
5. Видимая материальная Вселенная и созданное раньше её невидимое «духовное» мироздание, были сотворены мыслью и словом Единого Бога Творца или точнее при взаимодействии Трех Лиц Святой Троицы в незапамятные времена, глубины которых неподвластны сознанию земного человека. Также недоступен для нашего разума процесс сотворения Богом разумных и бессмертных существ, населяющих Вселенную, из которых нам более-менее известны Ангелы и люди.
Безграничное пространство духовно-материального Космоса существовало задолго до того, как из Божественного «ничто», которое нередко неправильно называют «первозданным хаосом», по Слову Всемогущего Творца возникли Солнечная система и наша планета Земля. Для духовного и материального развития Божественного творения Бог-Сын - проявление Второй Ипостаси Троицы, неизреченно исходит из Святой Троицы в созданную Творцом Вселенную. В отличие от сотворенных Ангелов и людей, Бог-Сын непостижимо «духовно рождается» Богом-Отцом и изначально посылается Богом-Отцом для благодатного преображения Вселенной силой Святого Духа.
6. Вселенная живет и управляется действием спасительного Промысла Единого Бога - Святой Троицы. У истоков земной жизни и духовной метаистории человечества, стоит проявление второй Ипостаси Святой Троицы - Сын Божий, Логос-Слово. Земная жизнь и её высшее проявление в лице разумного человека, сотворены Сыном Божиим по воле Бога-Отца, силой Божественной энергии-благодати Святого Духа.
Творцом и Управителем нашего мира изначально является Сын Божий Логос-Слово. Он создает и направляет материально-духовное бытие нашей планеты, начиная вечное существование каждой человеческой личности. Исполняя волю Святой Троицы, Сын Божий открывает человечеству Свет бессмертной жизни и путь Божественного познания, возводя нас по ступеням духовного просветления к соединению с Творцом Вселенной.
Каждый человек при сотворении получает от Бога сознательную и бессмертную, свободную и творческую частицу Божественную Духа. Наш дух это неуничтожимая, вечная, разумная и богоподобная частица Единого Бога. Дух, наделенный индивидуальными качествами, является высшим «Я», подлинной личностью человека. В отличие от нашей души и тела, человеческий дух не относится к миру материи - это «чисто духовная» субстанция, частица несотворенного Бога-Духа. Господь в основном говорит с человеком через голос совести, который является голосом нашего духа.
Когда дух человека приходит в сотворенный мир, действие Божественного Промысла, в котором участвуют Ангелы и дух человека, творит человеческую душу. Душа также представляет собой бессмертную и разумную, но уже не «чисто духовную», а «тонкоматериальную» сущность, приспособленную к жизни в материальных мирах. Душа есть вторичное «я» человека, наша «низшая» личность. Для схождения в материальный мир планеты Земля душа облекается во временную, подверженную разрушению «одежду» физического тела.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Ин 1 (14)
7. Можно сказать, что богословские понятия «Дух» и «материя», «духовное» и «материальное», применяемые при характеристике Бога и богосотворенного мироздания, имеют, как и всё человеческое богословское знание, условный смысл.
О непостижимой Сущности Творца-Абсолюта нам известно весьма немного. Единый Бог представляет Собой «чистый», вечно существующий несотворенный Дух, Который можно приблизительно обозначить как «чистейшую духовную энергию». Понятно, что данное определение не имеет ничего общего с общепринятым научным термином «энергия» и применяется в богословии как условное обозначение для разделения Духа и материи.
Богосотворенные частицы «чистого» Божественного Духа по воле Творца проявляют себя как личности, высшие «Я» людей и Ангелов. Дарованные нам Творцом частицы Божественного Духа в процессе бытия соединяются с некоторой долей более «грубой» богосотворенной материи. Ангелов часто называют «духи Божии», но они не полностью духовны, хотя их материальность неизмеримо совершеннее человеческой и вплотную приближается к полноте Божественного Духа.
В отличие от Бога-Духа всё Божественное творение, в той или иной мере, представляет некий духовно-материальный «сплав». Душу человека вернее всего можно назвать «тонкоматериальным телом». Даже наша "плоть" - земное душевно-телесное естество, несмотря на явную «грубоматериальность», не является «чистой» материей.
Полностью «бездуховной» материи не существует. Весь богосотворенный Космос наполнен, движется и живет Божественным Духом - звезды и планеты, Ангелы и люди, разумные и неразумные существа, как мы их понимаем в сравнении с собой, органическая и неорганическая материя, биологические и небиологические формы жизни.
Господь называет Себя Сущий или единственно Существующий. Только Бог-Дух существует подлинно и вечно. Всё остальное мироздание представляет Его живое творение, имеющее начало и пронизанное Божественной энергией-благодатью. Творение получает начало и может иметь конец своего существования. «Мертвой» материи нет ни в чём, но если Божественный Дух покидает творение, оно мгновенно исчезает, превращаясь в совершенное «ничто».
8. Говорить о вселенских категориях бытия, даже о прямо относящимся к нам вопросам грехопадения и возвращения человечества к Богу, весьма затруднительно и возможно только при откровении свыше. Более-менее нам понятно знание, касающееся земного человечества. Впрочем и здесь нам Господь открывает лишь общие - необходимые и полезные для нас закономерности.
Человечество было сотворено совершенным и безгрешным, ведь Бог никогда не творит зла. Но люди еще не обладали познанием «добра и зла», необходимым жизненным опытом, дающим неискаженное видение и осмысление духовно-материального бытия. В этом и заключается «риск Божественной Любви», Которая знает о возможности отпадения творения от своего Творца и всё равно творит свободных существ, имеющих возможность дальнейшего развития, в том числе и по по своей воле.
Первозданное человечество не должно было отходить от спасительной заботы - Любви и Доброте Творца. При нормальном развитии человек в свое время естественным путем получил бы полноценное познание мироздания и самого себя. Свободная воля привела людей к грехопадению при губительном содействии падших ангелов. Демоны, возгордившись пали сами и затем целенаправленно соблазнили человека, ещё ничего не знавшего о реальных последствиях отпадения творения от своего Творца, губительного отказа от добровольного следования спасительным Божественным законам.
Люди бездумно захотели обрести Божественное совершенство предельно быстро и легко, минуя промежуточные ступени труда над личным духовным преображением. Отсюда начался мучительный путь человека к возвращению утраченного рая, отмеченный нескончаемыми блужданиями самолюбивой гордости по тупиковым ложнодуховным путям.
Хотя человек отвернулся от Всеблагого Творца, Свет Божественного откровения и благодатная Любовь Сына Божия не оставляли наш мир, помогая людям, сознательно избирающим служение Богу, побеждать тьму греха и зла. При желании человек всегда может обрести соединение с Богом и родиться в Духе, способен с Божией помощью благодатно обожить свое естество и преобразиться в совершенного богочеловека.
Борьба Божественного Света и демонической тьмы, происходящая между Богом и падшими ангелами за душу каждого человека, не будет длиться вечно. Когда человечество, самовольно вкусившее «плод познания добра и зла», духовно «созреет» в выборе между добром и злом, наступит окончание земных времен и произойдет новое духовно-материальное преображение нашего мира. Человечество вернется к утраченному раю и одновременно это будет совсем иное творение - новая Земля, населенная новым богочеловечеством.
15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. 18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин 1 (15-18)