Православие "последних времен" . Глава 31. Часть 26
Глава 31. Духовная история мира. Откровение Бога - Отца.
*** 26 ***
Христианское познание Бога-Личности.
Молитвенные слова «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», постоянно звучат в молитвах и учении Христианской Церкви. Христиане изначально славят Единого Бога Святую Троицу, Который является Источником духовной Истины - благодатной силы и богооткровенного знания. Единому Богу поклоняются верующие различных религий, в частности иудеи и мусульмане, а Богу Пресвятой Троице только христиане. Тайну, что Бог, хотя и Один, но Троичен в Лицах, открыл нам воплощенный Сын Божий Господь Иисус Христос.
Он же показал нам что «Бог есть Любовь». Одна великая тайна помогает приблизиться к другой: Бог есть Любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он - Любовь. Даже несовершенная человеческая любовь соединяет людей между собой в единодушное существо, например супругов, семью, друзей. Относительно людей - это больше слова, чем действительность. Но Любовь Божественная безмерна, и потому Лица Пресвятой Троицы по всемогуществу Их взаимной Любви, суть, действительно, Один Бог, имеющий Одну Сущность и живущий одной жизнью.
Неправославные верующие, поклоняющиеся Единоличному Богу, нередко представляют Его суровым и деспотичным Высшим Судией. На самом деле «Бог есть Любовь», а любовь существует там, где есть кому и кого любить. Любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, ведь каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец - Бог, и Сын - Бог, и Святой Дух - Бог. Пресвятую Троицу можно назвать абсолютным и совершенным единством в любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их Любовь.
*******
Мы славим Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, потому что смыслом Божественного творения, целью и жизнью человека является наше уподобление Богу в духе искренней святости и самоотверженной любви. Обожение личности через восприятие Божественной благодати открывает путь к объединению людей и возрастанию любви между ними по образу Лиц Пресвятой Троицы.
Догмат Пресвятой Троицы - догмат о вечно осуществляемом и осуществленном торжестве любви, есть абсолютно «практический» догмат. Стремясь к единству всех на земле, христиане вовсе не гонятся за утопической мечтой, реально восходя к тому, что от века существует и составляет самый принцип подлинной жизни. Бог есть высшее единство в любви, и мы должны стремиться к подражанию Божественной Святости и Любви, проявляя ее в отношении Бога и людей. Таково жизненное значение догмата о троичности Единого Бога - Святой Единосущной и Нераздельной Троицы.
Бог познается «горячим сердцем», потому что сердцем познается любовь. Холодный логический разум правильно разбирается только в том, в чем уже удостоверилось доброе сердце, благодатно соединенное с Богом и человечеством. Но даже сердце человека, горящее чистой любовью к Богу, все равно не может вместить в полной мере Абсолютный пламень Божественной Любви. Все что мы знаем о Боге, Он Сам открывает нам по Своей спасительной Любви. Человек не может познать Бога. Тем не менее, мы знаем о Боге из Божественного Откровения, являющего нам излучения Божественной Любви.
Все знания человека о Боге есть малейшая капля из океана Божественной премудрости. Господь говорит в Священном Писании: «Я есмь Сущий» - только Бог есть вечный, нематериальный Дух, существующий полным и совершенным образом. Называя Себя Сущим или существующим, Господь тем самым указывает нам, что Он есть Бог - Абсолютное духовное Существо, Которое милосердно являет Себя людям и познается человеком как Свет и Жизнь мироздания.
Бог Дух совершенен, Он ни в чем не нуждается и ничего не лишен. Бог есть полнота всех качеств и каждое Его качество совершенно, а вместе они сочетаются в полной гармонии, образуя высшее Единство и высшую премудрость Творца. В Боге существует полнота всего существующего, подобно тому, как простой белый свет включает в себя весь спектр цветов. Единство и простота Бога неотделимы от абсолютной Божественной гениальности. Бог есть Дух вечный, вездесущий, всеведущий, всемогущий, всеблагой, всеправедный, неизменяемый и всеблаженный. Бог обладает всеми этими свойствами сразу и всегда. Нам трудно или вернее невозможно представить себе абсолютную полноту Бога, но нам доступны и понятны самые важные качества Творца - Его Святость и Любовь.
Поистине Личен только Бог. В Нем нет ничего, что было бы дано Ему извне, чего бы Он не знал и что не есть Он Сам. Бог, являющий Собой Абсолютную Личность, всегда то, чем Он хочет быть. Называя Бога Лицом, Личностью, Ипостасью, мы имеем в виду, что личное бытие есть высшее, сознательное, разумное и творческое бытие. Все, не имеющее личного бытия, есть бытие несовершенное и несамостоятельное. В своей низшей форме, неличное бытие есть неживая вещь. Человек, получающий от Бога частицу Божественного Духа, тоже есть личность, способная воссоединятся с Творцом и другими разумными личностями для взаимного восполнения и развития.
*******
Три Лица-Ипостаси Единого Бога единосущны. Каждое Божественное Лицо имеет в полноте ту же Сущность и каждое Лицо передает двум другим Свою Сущность, выражая этим полноту Божественной Любви. Сущность это содержание личности. Естественно, что Сущность Бога-Абсолюта для нас непознаваема, но одновременно Бог открывает нам Свою Сущность в таких наиболее важных Божественных свойствах, как Истина и Любовь, Красота и Святость.
Бог Творец, Единый в Трех Лицах, есть Бог живой и личный. Это вовсе не какая-то безликая «космическая энергия» и не отвлеченное философское понятие. Взаимная Божественная Любовь Лиц Святой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, распространяется на все сотворенное мироздание. Божественная деятельность проявляется в созданном мире, открывая нам сущность Божественной жизни, общей для Трех Ипостасей Святой Троицы, Которые действуют всегда совместно, и в тоже время Каждая особым образом.
Личность, Сущность и бытие Первой Ипостаси Троицы - безначального Бога-Отца никем не обусловлены. Они не происходят ни из какого другого начала, кроме самого Бога-Отца. Отец имеет совершенную Любовь, а предметом совершенной Любви может быть только другое совершенное Лицо. Но любовь двух лиц как бы таит в себе опасность противопоставления. Поэтому совершенная Любовь Божия выражается в предвечном единстве Трех Божественных Лиц, когда Бог-Отец неизъяснимо и предвечно рождает Бога-Сына, неизъяснимо и предвечно изводит Святого Духа, тем самым выражая Свою бесконечную Любовь.
Отец ничего не хранит для Себя, но все отдает Своему Сыну и Святому Духу. Бог-Отец раскрывает Свою Сущность и Свою жизнь в двух подобных Себе Личностях-Ипостасях. Сын Божий выражает Сущность Отца и потому именуется Словом Божиим, Логосом и Образом Отца. Дух Святой выражает жизнь Бога-Отца и потому зовется дыханием или Духом Отца. Так через Сына и Святого Духа Отец выражает Себя в отношении сотворенного мира и разумных существ.
Бог живет не во времени, а в вечности, где нет ни прошлого, ни будущего, где все пребывает в неизменном настоящем. Бог был и будет всегда. Вечное бытие Творца одинаково относится к Трем Ипостасям Единого Бога. Все Три Лица Троицы равны и вечны, несут в Себе полноту Божественной жизни и имеют одну Сущность. Для проявления Себя в сотворенном мире Отец предвечно рождает Сына и изводит Святого Духа. Сын есть творческое Слово Отца, а Дух сила Любви Отца, отдающего все Своему Сыну для благодатного обожения мироздания. Божественная Сущность Отца открывается через Сына Божия силой Святого Духа, Который есть Животворящий Утешитель и Податель жизни, творимой и созидаемой Сыном по воле Отца.
Так же как Бог-Слово, Дух Святой есть Бог, равный Отцу. Он вечен, как вечен Бог-Отец и как вечен Сын Божий. Будучи как бы олицетворенной жизнью и дыханием Отца, Он и Сам в Себе имеет полноту Божественной Жизни. И если Он есть Любовь Отца и Любовь Сына, Он и Сам в Себе есть Любовь. Сущность Духа Святого, как Третьей Ипостаси Троицы, и все содержание Его Личности те же, что у Отца и Сына. Как и Сын Божий, Свою Божественную Сущность Святой Дух принимает от Отца, особым образом открывая Божественную Жизнь Отца и Святой Троицы через Сына - Божие Слово.
Высказывая и утверждая что-либо о Боге, необходимо всегда помнить, что Господь неизмеримо превосходит все сотворенное. Любые наши понятия неприложимы к Всемогущему и Всеведущему Творцу. Наши слова относятся к сотворенному миру, но Бог есть чистый нематериальный Дух. Бог бесконечен и непостижим, и единственное, что нам дано понять - это Его бесконечность и непостижимость.
Мы не можем не представить, ни описать сверхъестественную природу Бога. Наше познание Бога тем более ограничено, что ограничено и наше знание сотворенного мира. Подобное смиренномудрое понятие вовсе не мешает нам духовно приблизиться к познанию Творца через благодатное богообщение истинной веры. Господь Сам открывает человеку данный путь, являющийся единственным путем реального богопознания.
Высшее познание есть личное приобщение к Богу, Который вочеловечившись по Своей Любви, открывается нам в проявлениях Трех Лиц Троицы, посылая через Святые Таинства Божественную энергию-благодать каждому праведному и любящему христианину. Поскольку человек крещен, миропомазан и живет во Христе, в него вселяется Дух Истины, и он получает познание Бога.
При всей своей высшей истинности, догматическое учение Христианства «просто» до крайности, потому что бытие духовного мира и тем более бытие Бога, неизмеримо превосходят возможности нашего познания. Нам доступны лишь первичные понятия о Боге, мире и человеке, но это основные, самые важные и полезные знания, учащие нас на деле творить волю Божию. Подлинное изучение и исповедание христианских догматов происходит в практике христианской жизни. Только праведная жизнь по воле Божией дает нам возможность реального богообщения и богопознания, которую невозможно обрести никаким иным путем.
"Поистине Личен только Бог. В Нем нет ничего, что было бы дано Ему извне...
Господь Сам открывает человеку данный путь, являющийся единственным путем реального богопознания...
Поскольку человек крещен, миропомазан и живет во Христе, в него вселяется Дух Истины, и он получает познание Бога...
Т...
Развернуть
"Поистине Личен только Бог. В Нем нет ничего, что было бы дано Ему извне...
Господь Сам открывает человеку данный путь, являющийся единственным путем реального богопознания...
Поскольку человек крещен, миропомазан и живет во Христе, в него вселяется Дух Истины, и он получает познание Бога...
Только праведная жизнь по воле Божией дает нам возможность реального богообщения и богопознания, которую невозможно обрести никаким иным путем".
Слава Богу! что Ты есть...
Свернуть