
Православие "последних времен" . Глава 31. Часть 4-5.
Глава 31. Духовная история мира. Откровение Бога - Отца.
*** 4 ***
Христианские и православные догматы.
От первых дней своего существования Святая Церковь Христова неустанно заботится о том, чтобы ее духовные дети твердо стояли в чистой богооткровенной Истине. Путь истинной веры, изначально тщательно оберегаемый Христианской Церковью, искони назывался «прямым и правым» или Православием (ортодоксией). Термин «православие» широко применялся еще до Вселенских Соборов, в терминологии самих Вселенских Соборов, у восточных и западных Отцов Церкви.
Наряду с христианами, смиренно идущими путем православной веры, всегда находятся гордые и самовольные инакомыслящие, находящиеся в состоянии большего или меньшего духовного заблуждения. Временами еретики создают целые системы искаженного вероучения, стремясь внедрить их в среду православных верующих. Из-за подобного «искания истины» произошло главное разделение среди христиан Востока и Запада, и до сих пор возникают отпадения от Церкви среди самих православных.
Знакомясь с историей Церкви и наблюдая ее современную жизнь, мы видим, что заблуждения, враждующие с православной Истиной, появляются в основном под влиянием нехристианских религий, безбожной философии и атеистической науки, по влечениям падшей природы, ищущей оправдания своим греховным слабостям. Наиболее часто еретические заблуждения укореняются и становятся упорными из-за гордости падшего человека, надеющегося на свой искаженный ум.
Для охранения пути правой веры, Христианской Церкви приходится постоянно выковывать «строгие формы» выражения богоданной Истины, возводя крепость Истины для отражения чуждых Церкви влияний. Определения богооткровенной Истины, объявленные Церковью, от апостольских времен называются догматами. У древних греков и римлян «догмата» назывались распоряжения, подлежавшие точному исполнению. В христианском понимании соборно принятые «догматы» противоположны «мнениям» - индивидуальным, неполноценным, неустойчивым и нередко ошибочным личным осознаниям веры.
Главными источниками догматов являются Священное Писание и Священное Предание. Догматы основываются не на рассудочных соображениях отдельных лиц, хотя бы это были Отцы и учители Церкви, а на богооткровенном учении Священного Писания и богоданном Священном Апостольском Предании, которые проверяются и принимаются соборной полнотой Церкви.
Богооткровенные истины, заключенные в догматах, дают нам православную полноту христианского учения, именуемую древними Отцами Церкви «соборной верой», «кафолическим учением» Церкви. Гармонически сливаясь в одно целое, истины Писания и Предания определяют и формируют «соборное сознание» Церкви, руководимое Святым Духом. Это и есть настоящее – неискаженное христианское и православное богословие, учащее человека всесторонне творить волю Божию, спасая свою душу и помогая спасению человечества.
*** 5 ***
Соборный богословский опыт Христианства-Православия.
Священное Писание составляют богодухновенные книги, написанные святыми пророками и апостолами под благодатным воздействием Святого Духа. Одновременно Священное Писание Ветхого и Нового Заветов является собранием соборного или общецерковного опыта, сохраненного древней Церковью апостольских времен. Во 2-ом и 3-ем веках оно так и называлось - «Апостольское предание».
В тяжелые языческие времена древняя Церковь тщательно охраняла от непосвященных свою внутреннюю жизнь. Ее священные Таинства были тайнами, неизвестными для нехристиан. При совершении Таинств Крещения и Евхаристии не присутствовали посторонние, порядок Таинств не записывался, а передавался устно, формируя тайно сохраняемое Предание.
В следующих словах святитель Василий Великий дает ясное понятие о Священном Апостольском Предании: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и проповеданий мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания».
Из слов святителя Василия Великого естественно напрашивается вывод - Священное Предание восходит к начальному времени Церкви, тщательно сберегается и в дальнейшем единогласно признается церковными учителями в эпоху великих Отцов Церкви и Вселенских Соборов. Постепенно Предание получает письменную запись к наступлению эпохи свободы и торжества Церкви в IV веке, которая доныне сохраняется в памятниках Церкви, составляя неотъемлемое дополнение к Священному Писанию.
Изначальное Священное Предание мы находим в древнейшем памятнике Церкви - «Правилах святых апостолов», в «Символах веры» древних поместных Церквей, в древних Литургиях, в древнейших актах, касающихся христианских мучеников. Мученические акты входили в употребление верующими после предварительного рассмотрения и одобрения их местным епископом, и читались на общественных собраниях христиан под надзором предстоятелей церквей. В этих документах мы видим исповедание Пресвятой Троицы, Божества Господа Иисуса Христа, примеры призывания святых, сознательную веру в вечную жизнь души, упокоившийся во Христе и прочие проявления догматического сознания. В творениях древних Отцов и учителей Церкви, в древних записях истории Церкви, особенно в истории Евсевия Памфила, также собрано множество обрядовых и догматических преданий.
Сохраняемое и оберегаемое Церковью Апостольское Предание естественным образом стало соборным учением Православия и наравне со Священным Писанием закономерно именуется Священным Преданием Вселенской Христианской Церкви.
*******
Живое свидетельство Священного Предания подтверждает нашу веру в то, что книги Священного Писания переданы современным христианам от апостольских времен, происходят от праведников и пророков Ветхого Завета. Именно Священное Предание служит для правильного понимания трудных мест Священного Писания, для противопоставления искаженным еретическим толкованиям, для установления догматов христианской веры.
Духовно активное, благодатно обновляемое Предание необходимо Церкви во все времена, потому что одни истины веры выражены в Писании совершенно определенно, а другие не вполне ясно и точно, требуя подтверждения не только Священным Апостольским Преданием, но и всем последующим опытом церковного бытия. Из Священного Предания мы видим, как уклад церковного строя, канонов богослужения и обрядов создается и укореняется всей жизнью Православной Церкви.
Православная Церковь есть постоянно развивающееся Тело Христово, духовный организм, Главой которого является Сын Божий Господь Иисус Христос. Церковь имеет единый дух, единую общую веру, единое и общее, соборное, кафолическое сознание, руководимое Духом Святым. Церковь совершенно правильно утверждает свои суждения на двух конкретных основаниях Священного Писания и Священного Апостольского Предания.
Соборное кафолическое сознание, изначально присущее Церкви, наиболее определенно было выражено и закреплено постановлениями Вселенских Соборов. Согласно 37-му правилу святых Апостолов, от глубокой христианской древности дважды в год созывались поместные соборы отдельных православных Церквей. Многократно в истории Церкви проходили областные соборы епископов, имеющие более широкий объем. И наконец, Вселенские Соборы епископов всей Православной Церкви - Востока и Запада, которых Церковь признает семь.
Вселенские Соборы точно сформулировали и утвердили в виде догматов основные истины христианской православной веры, защитив древнее учение Церкви от еретических искажений. Также Вселенские Соборы определили и приняли к всеобщему исполнению законы и правила общецерковной и частной христианской жизни, называемые церковными канонами. Дополнительно Вселенские Соборы приняли догматические определения ряда поместных соборов и догматические изложения, составленные отдельными Отцами Церкви.
Церковные Соборы всех уровней выносят догматические и канонические определения после тщательного, исчерпывающего и полного рассмотрения всех мест Священного Писания и Священного Предания, касающихся поставленного вопроса. Многие истины христианской веры, предельно ясные и понятные непосредственно из Священного Писания, не подвергались еретическим толкованиям, и потому о них нет специальных определений Соборов.
Вероопределения Соборов выражают общепринятое и общепонятное сочетание Священного Писания и соборного Предания Церкви. В результате всецерковного рассмотрения определения Соборов становятся подлинным и нерушимым, авторитетным и вселенским Священным Преданием Церкви.
*******
Среди догматических определений Вселенские Соборы признают первостепенным и основным Никео-Цареградский «Символ веры», запрещая вносить в него любые изменения, что либо прибавлять или отнимать. Руководящие вероопределения ряда поместных соборов, а также изложения веры некоторых Святых Отцов Церкви, перечислены во втором правиле шестого Вселенского Собора и приводятся в «Книге Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. Отец».
В церковной терминологии принято называть догматами основные истины христианского вероучения, а канонами - предписания, относящиеся к церковному строю и управлению, к обязанностям церковной иерархии, священнослужителей и каждого христианина, которые вытекают из нравственных основ евангельского и апостольского учения.
Для руководства в вопросах веры, правильного понимания Священного Писания и различения подлинного Предания Церкви от ложных еретических учений, христиане обращаются также к творениям святых Отцов Церкви, признавая, что их единодушное согласие в учении о вере есть несомненный признак Истины.
В любые времена Святые Отцы Церкви твердо стоят за Истину, не страшась угроз, гонений и самой смерти. Святоотеческие разъяснения истин веры придают точность словесному выражению христианского учения, создавая единство догматического языка. Так Святые Отцы Церкви, руководимые благодатным действием Святого Духа, создают доказательства соборной истины, пользуясь Священным Писанием и Священным Преданием.
В богословии уделяется внимание отдельным частным мнениям Святых Отцов и учителей Церкви по вопросам, не имеющим точного общецерковного определения. Данные частные мнения специально не смешиваются с догматами в виду своей недоказанности или спорности. Обычно частные мнения из-за смиренной осторожности не признаются согласными с общим соборным верованием Церкви и потому не принимаются в руководство веры, что вовсе не означает их ложности.
Опыт всестороннего изложения христианского учения отдельным богословом называется «системой догматического богословия». Полную, весьма ценную для православного богословия систему под названием «Точное изложение Православной Веры», составил в VIII-ом веке преподобный Иоанн Дамаскин. Фактически в своем труде преподобный Иоанн подвел итоги, дал свод богословской мысли восточных Отцов и учителей Церкви вплоть до VIII-го века.
Также соборное вероучительное сознание Христианства-Православия естественно выражает себя в принятом Вселенской Церковью православном богослужении. Углубляясь в содержание богослужебных книг, мы тем самым утверждаемся в догматическом учении Православной Церкви.
*******
Догматическая работа Церкви не прекращается в любые времена, направляясь на еретическое придумывание новых догматов, но на утверждение в сознании верующих истин веры, от начала исповедуемых Вселенским Православием. Догматы целенаправленно указывают нам верный путь следования соборному православному Преданию.
Несмотря на активное развитие православного догматического сознания, вероучительный труд Церкви в основном заключается в борьбе против ересей, когда Церковь пытается найти и создать точную форму для выражения переданных от древности истин веры, подтверждая правильность церковного учения и обосновывая его мыслями Священного Писания и Предания.
По сути дела вероучительная мысль святых апостолов была и остается образцом полноты и целостности христианского мировоззрения. Христианин XX века не способен более совершенно развить или углубить догматы православной веры по сравнению с апостолами. Попытки открытия новых христианских истин или обоснования новых сторон в данных нам догматах, то есть фактически их новое понимание, со стороны отдельных лиц и от имени науки догматического богословия, бессмысленны и неуместны.
Подлинная задача церковной науки догматического богословия, состоит в том, чтобы обоснованно изложить преданное нам православное христианское учение. И главное - научить современного христианина правильно понимать и творить волю Божию, спасая свою душу и помогая спасению человечества. Нам жизненно необходимы не новые догматы, а полноценное следование изначальному Божественному откровению, данному в Евангелии.
Исторически последовательное и полное изложение мыслей Святых Отцов Церкви по предметам веры, наглядно подтверждает, что они во все века мыслили об истинах веры соборно и единодушно. Церковные учителя рассматривали предмет с разных сторон, и потому исследования Отцов Церкви дают полноту догматического разумения, полноценно доказывая их истинность православной догматики. Однако это вовсе не значит, что научно-богословское изложение догматов должно принимать абсолютно нерушимую форму.
Основы догматики остаются неизменными, однако каждая духовно-историческая эпоха выдвигает свои собственные взгляды, понятия, вопросы, ереси и возражения против христианской Истины или повторяет забытые старые. Богословию естественно принимать во внимание запросы времени. Динамичное развитие православной догматики означает, что излагать догматические истины надо не соответственно желаниям грешного мира, как это делают экуменисты и обновленцы, а понятно и доступно для своих современников.
В данном смысле можно и нужно говорить о развитии догматического богословия, которое не допускает бессмысленного и духовно опасного «изменения и обновления» догматов Церкви. Потому что настоящие догматические откровения происходят в исключительные моменты церковной истории по откровению свыше, и фактически не зависят от действий человеческого разума.
*******
Догматическое богословие предназначается для уже верующего христианина. Для неверующего христианское богословие не действенно и не имеет смысла. Богословское знание не создает веру, предполагая, что вера уже существует в сердце человека. Недаром Господь Иисус Христос открывал тайны Царствия Божия ученикам после того, как они уверовали в Него: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога живого».
Вера в Сына Божия, пришедшего спасти мир, является краеугольным камнем Священного Писания, фундаментом богословской науки и основой христианской религии. Словом «Верую» должно начинаться всякое христианское богословствование, представляющее собой исповедание веры, а не бесполезное отвлеченное умствование. Истинное богословие означает пребывание мысли человека в Божественной Истине, и достигается оно практическим направлением ума и сердца к Богу через познание Святости и Любви Божией.
Догматическое богословие основывается на живой практической вере, занятой главным вопросом - спасением души человека. Отсюда вырисовывается несомненная разница между богословием и науками о природе, основанными на наблюдении за видимым миром. В богословии исходным началом является практика «духовной науки», касающаяся невидимых предметов духовного мира.
Знаменательно, что приемы изучения и методы мышления в религии и науке остаются одни и те же - изучение данных, их практическое применение и выводы. Только наука делает выводы из собранных фактов наблюдения за видимой природой. А богословие делает выводы в результате изучения и применения опыта Священного Писания и Священного Предания на практике праведной христианской жизни.
Подобным образом выясняется различие между богословием и философией. Философия строится на рассудочных основаниях и выводах опытных наук, и потому действенна постольку, поскольку логика и наука способны подвести человека к вопросам высшей духовной жизни. Богословие основано на Божественном Откровении, приходящем к человеку в результате благодатного богообщения и богопознания праведной жизни.
Богословие не отрицает ни науки, ни философии. Однако их в любом случае нельзя смешивать и уравнивать. Богословие не является философией даже в том случае, когда оно погружает нашу мысль в трудные для понимания, глубокие и высокие предметы христианской веры. Настоящее христианское и православное богословие означает практику благодатного общения человека с Богом и Бога с человеком, в результате которого и создается христианское учение.












"Подобным образом выясняется различие между богословием и философией. Философия строится на рассудочных основаниях и выводах опытных наук, и потому действенна постольку, поскольку логика и наука способны подвести человека к вопросам высшей духовной жизни. Богословие основано на Божественном Откро...
Развернуть
"Подобным образом выясняется различие между богословием и философией. Философия строится на рассудочных основаниях и выводах опытных наук, и потому действенна постольку, поскольку логика и наука способны подвести человека к вопросам высшей духовной жизни. Богословие основано на Божественном Откровении, приходящем к человеку в результате благодатного богообщения и богопознания праведной жизни.
Богословие не отрицает ни науки, ни философии. Однако их в любом случае нельзя смешивать и уравнивать. Богословие не является философией даже в том случае, когда оно погружает нашу мысль в трудные для понимания, глубокие и высокие предметы христианской веры. Настоящее христианское и православное богословие означает практику благодатного общения человека с Богом и Бога с человеком, в результате которого и создается христианское учение". Аминь.
Свернуть