Помощь в борьбе со страстями.
Недавно задался таким вопросом - какова цель поста? Если упростить до предела, то наверное можно сказать что одна из основных целей поста это достижения бесстрастия. Разумеется, что достигают этого единицы. А остальные укрощают страсти по мере сил. Ну или в крайнем случае, собираются это делать. Вроде бы возражений быть не должно.
Про все страсти я говорить не могу, а вот подумал про сластолюбие. Вроде бы страсть есть у человека такая. Ну и одно из проявлений этой страсти чревоугодие. По моему это уже грех. И в трудах аввы Дорофея я читал, что этот грех имеет две составляющие:
- Гортанобесие (лемаргия), это страсть к вкусностям
- Чревобесие (гастримаргия), это когда "пузо надо набить" побыстрее и побольше.
Так вот, меня заинтересовал грех гортанобесия. Как с ним лучше бороться. Ну если кто ему подвержен. Или же как не потакать этому греху.
Вот фотография постного стола.
Красиво? И я думаю, что готовили их с приправами, посему аромат должен быть фантастический, а вкус неподражаемый. И при этом, всё постное! Во житуха!
Теперь только воздерживаться остаётся, но:
• Взгляд ласкает сервировка
• Ароматы услаждают обоняние
• Осязание ублажают привкусы
Сразу скажу, что я горжусь людьми которые могут бесстрастно взирать на убранство такого стола и без наслаждения вкушать эти яства. Видимо добились аскетическими подвигами бесстрастия. У меня этого не получается. А братия здесь опытная в духовном делании должна быть. А как иначе? Ведь есть же сообщество «Едим вкусно, без фанатизма» и согласно рейтинга оно лидирует. Так может кто подскажет, как такой постный стол помогает бороться со страстями? В чём ваш секрет?
П.С.: И скажите, страсть, грех и чревоугодие, что здесь первично? Что чем порождается?
Популярное видео
-
9/40.Евангелие согласно Ап.Матфея о.Даниил Сысоев
Громовы Валерий и Людмила · 717 просмотров -
03:24
Анна Кудинова: коммунизм — кость в горле для господствующего класса
Владимир · 1092 просмотра -
Антонио Вивальди, концерт для 2-х скрипок и виолончели из сборника L'estro armonico
Громовы Валерий и Людмила · 529 просмотров
Комментарий был удален.
Anđeo, здравствуйте.
Но получается что эта тема учит ставить непреодолимые барьеры?
А радость в пище?... Ну наверное да, не знаю. Сомневаюсь. Ну если было бы так, то наверное про это писали и к этому призывали бы святые отцы. Честно скажу, я их плохо знаю, но нигде вроде не встречал даже из того с...
Развернуть
Anđeo, здравствуйте.
Но получается что эта тема учит ставить непреодолимые барьеры?
А радость в пище?... Ну наверное да, не знаю. Сомневаюсь. Ну если было бы так, то наверное про это писали и к этому призывали бы святые отцы. Честно скажу, я их плохо знаю, но нигде вроде не встречал даже из того с чем пересекался.
Кстати, вот если день проводишь в работе по силам своим, и контролируешь свой аппетит, то вечером горбушка хлеба с солью и ложкой масла постного кажется пирожным. И кстати наедаешься (а вес мой под центнер). Я так думаю что Ветхому Человеку много не надо. Лучше Нового Человека кормить побольше.
Свернуть
Вот и меня смущает, что во время поста наш смтол становится особенно изысканным... Именно в пост должно возникать бесстрастие, а мы с таким удовольствием поглащаем картошку с растительным маслом, что люди, вкушающие деликатесы нам могут позавидовать...
Мир Вам Сергий, мне кажется, Вы поменяете одно понятие другим: бесстрастие это не смирение. Бесстрастным может быть, простите, труп. Любой человек не лишен страстей, а может их только утихомирить и смирить перед Лицом Господа.
Поэтому и к посту следует относиться как к средству смирения, а не борь...
Развернуть
Мир Вам Сергий, мне кажется, Вы поменяете одно понятие другим: бесстрастие это не смирение. Бесстрастным может быть, простите, труп. Любой человек не лишен страстей, а может их только утихомирить и смирить перед Лицом Господа.
Поэтому и к посту следует относиться как к средству смирения, а не борьбы со страстью, например, чревоугодия. Страсти, же как подсказывает свт. Феофан Затворник или свт. Никодим Святогорец можно противопоставить только доброделание, например, сделать такой стол, если по силам, и передать его в детский дом, а себя смирить картошкой, чесноком и луком с черным хлебом.
Подвигов же бесстрастия нет, есть подвиг смирения.
Свернуть
Мир Вам Сергий, мне кажется, Вы поменяете одно понятие другим: бесстрастие это не смирение. Бесстрастным может быть, простите, труп. Любой человек не лишен страстей, а может их только утихомирить и смирить перед Лицом Господа.
Поэтому и к посту следует относиться как к средству смирения, а не борь...
Развернуть
Мир Вам Сергий, мне кажется, Вы поменяете одно понятие другим: бесстрастие это не смирение. Бесстрастным может быть, простите, труп. Любой человек не лишен страстей, а может их только утихомирить и смирить перед Лицом Господа.
Поэтому и к посту следует относиться как к средству смирения, а не борьбы со страстью, например, чревоугодия. Страсти, же как подсказывает свт. Феофан Затворник или свт. Никодим Святогорец можно противопоставить только доброделание, например, сделать такой стол, если по силам, и передать его в детский дом, а себя смирить картошкой, чесноком и луком с черным хлебом.
Подвигов же бесстрастия нет, есть подвиг смирения.
Свернуть
Андрей, здравствуйте. С Воскресным днём вас.
Очень рад что конструктивно кто-то попытался ответить. Может я просто не верно мысль свою изложил, но я хотел донести интересную аналогию, которая у меня возникла после лекции Архимандрита Ианнуария (Ивлиева) о борьбе с плотскими страстями. В частности,...
Развернуть
Андрей, здравствуйте. С Воскресным днём вас.
Очень рад что конструктивно кто-то попытался ответить. Может я просто не верно мысль свою изложил, но я хотел донести интересную аналогию, которая у меня возникла после лекции Архимандрита Ианнуария (Ивлиева) о борьбе с плотскими страстями. В частности, он говорил (не от себя, а из святоотеческих творений), что если человек желает побороть какую-то страсть, то надо бегать даже от того, что зримо нам напоминает об этом. Ну допустим, если человек желает от блудных помыслов избавиться, то следует с противоположным полом (с кем не в родстве кровном) меньше общаться. Только по делу. А что уж говорить о просмотре эротических фильмов или картинок? С этим вы согласны надеюсь?
И если это утверждение верно, то почему в борьбе со страстью чревоугодия, следует садится за такой шикарный стол? Да и в мыслях бы такой (стол) представлять не следует. Ведь сколько примеров, когда и подвижники высокой духовной жизни ниспадали, позволив себе только услаждаться изображением греховного. А кто я?... Вот поэтому и слушаю что они говорили. И у братии (здесь) консультируюсь (может кто своим опытом поделится).
Опять же. У св. И. Дамаскина (по моему у него), было прямо конкретно сказано что следует избегать вкусной пищи. я даже заострил на этом внимание. Именно вкусной.
Честно скажу, мне в этом плане гораздо легче, нежели вам. Дивным промыслом Божьим, я лишён вкуса. Нет, у меня не бридость, но скажите, вы отличаете персиковый сок, от абрикосового? А яблоко от груши? А чай от кофе? я разницы в этих вкусах не чувствую. Органически не чувствую. Сладкое от соленого или от кислого я отличаю. А вот разницы между клубникой и малиной я не отличаю. А если так, то мне это уже без разницы (давно с этим живу). Раньше роптал, а теперь наоборот понял, что это мне на пользу (честно говоря, даже забыл привкусы разные).
Вы пожалуйста только правильно поймите, что я желал узнать: как такой стол помогает бороться со страстями? Чревоугодие это ведь страсть? И как слышал в лекциях А. Осипова - "Один коготок увяз - всей птичке пропасть". Никто не ответил.
А теперь дальше. Представьте, что человек может противостоять такой страсти. И сидя за таким столом будет довольствоваться только кусочком хлеба. Дивный человек! А если он имеет возможность пригласить за такой стол ещё братию, то все ли смогут устоять? Не соблазнится ли кто из них? В Евангелии прямо сказано: "Невозможно не придти в мир соблазну, но горе тому, через кого придёт этот соблазн...".
Да, я могу услышать в ответ: Но это же детям!
Да, согласен, это ведь детям... Ну детям это другое дело. Достаточно давно, я читал крепостные кормилицы, ну чтобы барчуки маленькие не плакали, учили их рукоблудию (прошу прощения, но самого коробят такие слова). И во что это может вылиться? У аввы Дорофея, в "Душеполезных поучениях", есть интересный пример с выдёргиванием деревьев. Дескать также и страсти человеческие. Пока маленькие, легко их искоренить, а потом крайне трудно. Так следует ли детей соблазнять таким столом в пост?
Поверьте мне, я не знаю ответа на эти вопросы. Они появляются, и у кого мне спросить? У язычников? или у братии христианской?
Свернуть