Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии

Сайт митрополита Ионафана (Елецких)

КЛИРИК ИЛИ МИРЯНИН, КОТОРЫЙ ТРИ ВОСКРЕСЕНЬЯ ПОДРЯД НЕ ПРИДЁТ В ЦЕРКОВНОЕ СОБРАНИЕ (НА ЛИТУРГИЮ) ДА БУДЕТ ОТЛУЧЁН ОТ ЦЕРКОВНОГО ОБЩЕНИЯ. КАК ПОНИМАТЬ ЭТО ПРАВИЛО ШЕСТОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА?

Вопрос. 80-е правило VI Вселенского Собора гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения». Как это надо понимать?

Ответ. В древности все верные по воскресеньям составляли одно церковное собрание в ближайшем городе, чтобы совершить Евхаристию и причаститься. Так они исполняли заповедь Христову: "Сие (причащение, Трапезу Господню) творите в Моё воспоминание" и свидетельствовали собратьям о своём пребывании в Теле Христовом, которое, согласно учению св. апостола Павла, по сути, и есть Церковь.

Отсутствие на Евхаристии в течении трёх воскресений подряд без извинительных обстоятельств расценивалось Священноначалием Церкви как самоотлучение и таковые отступники в церковное собрание не допускались.

Однако, с течением веков, в связи с усилившейся тенденцией сакрализации Таинства Евхаристии и обострением чувства личного "недостоинства" (а когда человек бывал "достойным" Святых Даров?), причастие становилось всё более редким, появился земестительный обычай "причащаться" т.н. антидором, и соборное правило об отлучении за непричащение перестали применять.

Но своё значение оно не потеряло доселе, так как служит клирикам и мирянам напоминанием о религиозной обязанности посещать в воскресный день и в великий праздник собрание новозаветного Народа Божия в храме и чаще причащаться Телу и Крови Христовым, поновляя своё воцерковление.

И потому это правило по-прежнему остаётся в канонических сборниках Православной Церкви. К счастью, за последние два-три десятилетия причащаться верующие стали намного регулярнее, в том числе и в праздник Святой Пасхи.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Интересные личности