О блудной страсти
Блудная страсть проявляется для того, чтобы человек обнаружил ее и вступил с ней в борьбу.
Не должно удивляться и приходить в недоумение при появлении помыслов, мечтаний, ощущений вожделения: это — естественная необходимость. Ей подчинен каждый человек, подчинены были ей все святые человеки. Этого мало. Для самого преуспеяния в духовной жизни непременно нужно, чтоб возникли и таким образом обнаружились наши страсти. Когда страсти обнаружатся в подвижнике, тогда он вступает в борьбу с ними… Все угодники Божии подвергались пытке этой борьбы, прошли сквозь огонь страстей и воду слез, и взошли в покой бесстрастия (т. 1. С. 375−376).
Согласно Ветхому Завету блудник наказывался смертной казнью, т. к. нарушал законы естества. Согласно Новому Завету он казнится душевной смертью, т. к. человеческие тела получили достоинство членов тела Христова и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгая единение с Ним.
Грехом было любодеяние, когда владычествовал Ветхий Завет; грехом было оно, как бесчестие естества, как злоупотребление важным свойством естества, как нарушение законов естества. Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем казнился смертною казнию. В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они соделались членами тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним, уды Христовы претворяет в уды блудничи (1Кор. 6, 15). Любодей казнится смертию душевною. От впавшего в грех блуда отступает Святой Дух; согрешивший признается впавшим в смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех — залог неминуемой погибели и вечного томления во аде, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием (т. 1. С. 354−355)
Блуд телом имеет большую тяжесть, чем блудные помыслы. Блудные помыслы делают человека неспособным к общению с Богом, а телесный блуд есть полное отчуждение от Бога, смерть. Чтобы выйти из первого состояния, надо истрезвиться; чтоб выйти из второго — надо снова родиться покаянием.
Некоторые утверждают, что впадение в блудный грех телом и впадение в него умом и сердцем есть преступление одинаковых тяжести и значения… Несправедливо!.. Помышления блудные исходят от сердца, оскверняют человека (Мф. 15, 19−20), отлучают от Бога (Прем. 1, 3), отъемлют чистоту — средство Богозрения. Услаждение блудными помыслами и ощущениями есть блуд сердца и осквернение человека, соделывающие его неспособным к общению с Богом, а блуд тела есть изменение всего человеческого существа от смешения с другим телом (см.: 1 Кор. 6, 16), есть совершенное отчуждение от Бога, есть смерть, есть погибель. Чтоб выйти из первого состояния, должно истрезвиться, чтоб выйти из второго, должно воскреснуть, должно снова родиться покаянием (т. 1. С. 355−356).
Кто жаждет, иди и пей. Путеводитель по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) Стр. 35−37
Интересные личности
- Митрофорный протоиерей
- Протоиерей