Грех быть модным? Как должна одеваться православная женщина
Грех ли быть модным?
Сотрудница одной фирмы, одевающаяся всегда с большим вкусом, решила однажды сходить в храм. Она попросила своего сослуживца, человека воцерковленного, сходить вместе с ней. Какого же было его удивление, когда, встретив ее в метро, он не узнал стильную женщину: она была одета в старушечью кофту, бесформенную юбку и замотана в платок неопределенного цвета. Поскольку отношения у них были дружеские, он не удержался и спросил, с чем связана столь резкая перемена? На что она ответила: «Так я же иду в храм, а модно одеваться -- это грех!» Можно ли православным хорошо и модно одеваться? Может ли интерес к моде мешать духовной жизни? И должен ли быть у православного свой стиль?
Внешний вид - пустое?
А потом вспомнила одну знакомую, назовем ее Н. Дело было лет 13 назад, в ту пору я была типичным «вдушевером», т.е. со времен крещения в церкви уже лет пять как не показывалась. В нашем квартале как раз открылась после реставрации старинная церковь и у меня все чаще и чаще начало появляться желание туда пойти. И тут на детской площадке мы познакомились с Н. и стали часто гулять вместе, благо наши дети, и старшие, и младшие, были ровесниками.
Думаю, похожих на Н. женщин встречали все и не раз – застиранная бесформенная юбка, стоптанные туфли со сбитыми каблуками, небрежно повязанный платок и выбивающиеся из-под него пряди грязных нечесаных волос.
Поначалу мне ее было очень жаль – семья малообеспеченная, дети маленькие, свекровь нездорова, где уж тут за собой следить? Однако годы шли, дети подрастали, муж Н. регулярно приносил из церкви мешки с гуманитарной помощью, многое отдавали ей соседи, в том числе и весьма небедные, а воз все оставался там же.
Когда мы пытались поговорить с Н., что-то ей посоветовать, она отгораживалась «Добротолюбием» и, глядя куда-то поверх голов, повторяла одну и ту же фразу, что внешний вид – это все пустое, а главное – духовная жизнь. Дело кончилось тем, что мамаши на детской площадке дружно решили, что православные все на голову больные, а наши мужья начали не в шутку опасаться, что мы уподобимся Н. Надо ли удивляться, что в те годы никто из нас до церкви так и не дошел?
Православная униформа
К сожалению, есть у нас у всех одна общая беда – отсутствие культуры одежды. Причин тому много – и нищие советские годы, когда носили не то, что стоило бы надевать согласно ситуации, а что сумели «достать» (терпеть не могу это слово), и прерванная культурная традиция, и засилие низкопробных сериалов «из красивой жизни» на телевидении. В итоге мы утеряли традиции и вкус, воспитывавшиеся в семьях и передававшиеся из поколения в поколение, зато приобрели фразы о том, что говорить об одежде недостойно мыслящего человека, а в особенности христианина.
И получилась парадоксальная вещь. Церковь – это ведь дом Божий на земле. Мы украшаем этот дом, потому что Царь заслуживает всего самого лучшего. Мы обряжаем иконы в драгоценные оклады, мы приглашаем художников расписать стены храмов, мы возжигаем свечи из самого чистого воска и воскуряем самые лучшие благовония. Мы стараемся, чтобы духовенство было облачено в самые красивые парчовые ризы, чтобы чудо Евхаристии было самым прекрасным Царским Пиром... И мы приходим на это пир замарашками, потому что считаем, что наш собственный внешний вид совершенно не важен, что это дело даже не второ- , а десятистепенное. Между прочим, в дореволюционном русском языке было интересное выражение «кобеднишная одежда», и означало оно самый лучший наряд, который надевался только для похода в церковь, к обедне.
В своем неофитском энтузиазме, вознося второстепенное выше вечного, мы порой облачаемся в подчеркнутую «православную униформу» вроде бедной Н., так и не понявшей, что для всех нас она сыграла роль антимиссионера, на долгие годы оттолкнув от церкви по меньшей мере десяток человек.
Именно поэтому я решила все-таки поделиться своими мыслями по поводу того, как стоит одеваться современной православной женщине.
Основных правил, собственно, четыре –
аккуратность, чистота, простота и экономия.
На ошибках учимся
Итак, на что стоит обратить внимание. Для начала, есть некоторые стили одежды, которых, собираясь в церковь, лучше избегать целиком и полностью. А именно: спортивный, пляжный, фольклорный и эротический. Эти стили хороши в соответствующей обстановке, а вот в церкви футболки, парео, блестки, гипюровые блузки и обтягивающие кофточки и юбки смотрятся неуместно. Кстати, мало кто знает, что босоножки с открытыми пальцами и всевозможные шлепанцы также относятся к пляжной одежде.
Вообще, золотое правило гласит – чем скромнее и консервативнее, тем лучше. Мягкие приглушенные тона гораздо более уместны, чем яркие и сочные. И причина этого проста. Вне зависимости от нашего желания глаз человеческий автоматически реагирует на все яркое и пестрое. Поэтому броским внешним видом мы невольно рискуем помешать молиться многим людям.
Лучше всего, чтобы одежда была комфортной, не мешала двигаться и совершать поклоны. Вопреки традиции я вовсе не являюсь сторонницей длинных юбок. Причина проста – такую юбку нужно уметь носить. Нашим прабабушкам было проще – это был их естественный стиль одежды, они с малолетства от мам и бабушек набирались премудрости как ходить, как подбирать подол, пробираясь по грязи, поэтому и выглядели всегда аккуратными. Нам же все приходится осваивать на собственном горьком опыте, вытягивая подолы, обрывая подпушку, заляпываясь по уши грязью, тыкаясь в пол носом при попытке встать с земного поклона.
Нам говорят – одевайтесь в длинное, и при этом никто не объясняет, что длинная юбка совершенно не смотрится с хозяйственными сумками и спортивными рюкзаками, что ходить в ней нужно мелкой семенящей походкой, а не крупными шагами вечно спешащей жительницы мегаполиса, что на лестнице юбку нужно приподнимать, иначе дело чревато травмами, порванными или вытянутыми краями и неотстирывающейся грязью по всему подолу, что делая в длинной юбке земной поклон, нужно не забыть слегка подтянуть ее вверх, иначе потом будет очень трудно встать. Короче, мороки с ней очень много, а шансов выглядеть неаккуратно или нелепо еще больше.
На мой взгляд, единственный критерий, которому должна отвечать юбка, - это длина ниже колена. Насколько ниже, какого цвета и покроя, из какой ткани – это все дело хозяйское с учетом нескольких нюансов. Легкие летние юбки зимой смотрятся не очень хорошо, если есть возможность, лучше оставить их все-таки до теплой погоды. Вечерние юбки также лучше отложить для соответствующих случаев, в церкви они выглядят не лучшим образом. Длинные разрезы, открывающие ногу значительно выше колена, в церковном обиходе тоже не приняты. Как ни крути, это все-таки не слишком скромный вид. Хорошо бы, чтобы юбки не были обтягивающими или слишком прозрачными, и чтобы верхняя часть одежды (блузка, жакет, жилет) была достаточно длинной, иначе мы рискуем, совершая поклоны, сильно сконфузить тех, кто стоит сзади нас. Правило тут таково – чем уже юбка, тем длиннее должен быть «верх».
Еще стоит по возможности избегать одежды с надписями на иностранных языках. Причин тому две. Во-первых, существуют крупные мировые Дома Моды, украшающие изделия своим логотипом. Продукция таких Домов стоит весьма дорого и демонстрировать ее в церкви не очень этично по отношению к гораздо менее обеспеченным людям. Подделки же под известные марки обычно исполняются небрежно, с плохим качеством. Такие вещи не очень-то красят своих обладательниц.
Во-вторых, надписи на одежде бывают порой весьма двусмысленного, а то и откровенно пошлого толка. Не понимая, что написано на блузке, сумке или платке, мы рискуем поставить себя в смешное или затруднительное положение. Знакомые как-то раз рассказали о молодой девушке, с трудом отбившейся от толпы уличных подростков. Как выяснилось позже, на блузке у нее красовалась испанская надпись, свидетельствующая о ее пристрастии к групповому сексу. Девочка, кстати, была вполне тихая и домашняя и понятия не имела, что там написано, ей просто понравился цвет блузки.
Платки или шляпки?
Православным женщинам принято покрывать голову, хотя многие продолжают спорить с этим постулатом. На мой взгляд, дискутировать здесь негоже, надо просто смириться и подчиниться церковным правилам. Другое дело, что мне непонятно, почему в качестве эталона нам предлагают ориентироваться исключительно на деревенскую культуру. До революции в России наряду с деревенской существовала и культура городская, допускавшая не только платки, но и шали, шляпы, шапочки, береты. На нашем приходе все эти виды головных уборов допустимы, что мне очень нравится. Если честно, платки идут далеко не всем и плохо смотрятся со многими видами одежды, например, с жакетами. На мой взгляд, лучше пусть головной убор сочетается со всей одеждой по стилю и цвету, чем режет глаз своей неуместностью. Знакомую барышню восьми лет от роду приводят в храм чаще всего в нарядном платье в черно-белую клетку. Перед причастием мама повязывает ей голову полосатым бело-малиновым платком, отчего симпатичная девчушка на глазах превращается в нелепую дурнушку. Другая барышня, чуть моложе, приходит в церковь в симпатичной шапочке, подходящей по цвету к ее сарафану и нарядной блузке. От одного взгляда на нее настроение становится праздничным.
Что касается сумок, в идеале, хорошо бы спортивный рюкзак все-таки оставить для занятий спортом. И еще неплохо бы иметь в арсенале две сумки – темную для зимы и светлую для лета. Фасон, размер, цвет, стоимость – это все дело личного вкуса и возможностей. Единственное, чего все-таки стоит избегать – это обилия блестящей фурнитуры, стразов (искусственных камней) и висячих брелоков и цепочек. Разукрашенная подобным образом сумка редко кого украшает, а в сочетании со скромным нарядом выглядит весьма нелепо. Кстати, помимо сумок существуют еще и весьма аккуратные рюкзачки, с которыми мне лично стоять в церкви гораздо удобнее, чем с сумками – и руки свободны, и вес распределен более равномерно.
Непрестанно радуйтесь!
Немаловажную роль играет и цвет. В суете нашей жизни мы почему-то частенько забываем, что православие – это религия радости! Как бы ни было тяжело в жизни, какие бы нас ни посещали утраты, мы же знаем, что Христос победил смерть, мы помним, как говорили наши великие святые – «Радость моя!», «Непрестанно радуйтесь!». А мы... мы, почему-то гораздо больше хмуримся и скорбим и частенько норовим обрядиться в траурные одежды. И получается, что люди, не знающие православия, видят в нас совсем другое – религию горя, тьму, а не свет. А ведь даже плач наш о грехах – радостотворный, несущий мир, радость, тишину. А какая же радость в трауре?
Наверное, стоит все-таки отложить черные одежды до истинных дней траура, без которых не обходится ничья жизнь. А для покаянных и сосредоточенных дней вполне подойдут синие, серые, коричневые цвета.
Часто на приходах встречается еще и такая традиция – стараться в праздничные дни одеваться соответственно цветам этого праздника. Честно скажу, мне это не очень нравится, и вот почему. Внешнему следовать гораздо легче, чем внутреннему. Поэтому в суете о цвете платка или кофточки легко можно вообще забыть, чего ради мы в храм пришли. Во времена моего неофитства, когда я безоговорочно верила тому, что скажут храмовые бабушки, меня научили, что в Великую Субботу в определенный момент службы нужно непременно переодеться – сменить черные кофточку и платок на белые. Причем научили не только меня, а еще многих. Сигналом к переодеванию должно было послужить перемещение хора с клироса на центр храма. Мы тревожно следили за малейшими движениями в церкви, чтобы не пропустить ответственный момент. Наконец регент вывела своих подопечных к аналою и храм зашевелился – каждый переодевался как мог, но к окончанию пения большинство присутствующих сияли белыми одеждами. Только вот что пелось и читалось тогда на службе я лично совершенно не услышала – все внимание было занято совсем другими вещами. В другой раз я пришла в храм в голубой блузке, просто потому, что мне захотелось ее в этот день надеть. И... получила упрек за то, что оттенок не тот. Оказалось, что в этот день священники служат в бирюзовом по случаю Богородичного праздника, а я не полностью соответствую моменту. На третий раз знакомый при входе в храм вдруг начал дотошно выяснять, почему я в Богородичный праздник пришла в одежде «неуставного» цвета. Его собственные жена и дочка в этот момент сияли голубизной.
По-моему, вся эта суета вокруг цветов достаточно мелочна и несерьезна. Человек сам волен решать – соблюдать ему цвета праздника или нет. А возводить это дело в принцип, да еще требовать от окружающих, чтобы они неукоснительно блюли цветовые правила не стоит.
И последнее – собираясь в церковь, лучше избегать духов и помады, даже гигиенической. Пусть в храме пахнет только воском и ладаном, а на иконах не остается отпечатков намазанных губ. Если день ветреный и холодный и губы приходится смазывать для защиты, давайте не будем забывать, войдя в храм, вытирать их бумажной салфеткой. До сих пор не могу забыть, как в прошлом году в Великую Пятницу было грустно видеть алый отпечаток, появившийся на белоснежном воздухе буквально сразу же после выноса Плащаницы.
© Copyright 2004 Православие и Мир
Статья написана 20 лет назад, но по-прежнему актуальна. И в наше время некоторые девушки и молодые женщины приходят в храм в темной одежде, таких же платках и держат голову и взор свой долу, показывая свое как бы смирение. Заметила, что в статье ничего не говорится о брюках, видимо, в то время в...
Развернуть
Статья написана 20 лет назад, но по-прежнему актуальна. И в наше время некоторые девушки и молодые женщины приходят в храм в темной одежде, таких же платках и держат голову и взор свой долу, показывая свое как бы смирение. Заметила, что в статье ничего не говорится о брюках, видимо, в то время в основном приходили в храм в юбках, сейчас же многие предпочитают брюки разных фасонов и длины.
Свернуть
Мнения священников о ношении брюк разнятся, одни разрешают их носить, другие запрещают. Вот одно из мнений: Мое личное мнение таково, что все эти страсти по брюкам и юбкам излишни. Женские брюки давно и явно уже навсегда вошли в обиход. И ультраконсерваторам пора с этим смириться. Христианка (да...
Развернуть
Мнения священников о ношении брюк разнятся, одни разрешают их носить, другие запрещают. Вот одно из мнений: Мое личное мнение таково, что все эти страсти по брюкам и юбкам излишни. Женские брюки давно и явно уже навсегда вошли в обиход. И ультраконсерваторам пора с этим смириться. Христианка (да и вообще христианин любого пола) должна выглядеть пристойно, а не "формально соответствовать".
Юбкомания иной раз доходит до абсурда, когда мужчин в коротких шортах (которых вообще не надо бы пускать в храм) бабушки-свечницы тоже наряжают в эти юбки, прямо нарушая запрет носить одежду не своего пола. А девушки с ультракороткими подолами, такими, что всю интимную физиологию видать, нареканий не вызывают: они же в юбках.
Вообще у нас в Питере женщины давно ходят в храмы в том числе и в нормальных, необтягивающих женских брюках, и на это, как правило, не обращают внимания.
Свернуть
Мнения священников о ношении брюк разнятся, одни разрешают их носить, другие запрещают. Вот одно из мнений: Мое личное мнение таково, что все эти страсти по брюкам и юбкам излишни. Женские брюки давно и явно уже навсегда вошли в обиход. И ультраконсерваторам пора с этим смириться. Христианка (да ...
Развернуть
Мнения священников о ношении брюк разнятся, одни разрешают их носить, другие запрещают. Вот одно из мнений: Мое личное мнение таково, что все эти страсти по брюкам и юбкам излишни. Женские брюки давно и явно уже навсегда вошли в обиход. И ультраконсерваторам пора с этим смириться. Христианка (да и вообще христианин любого пола) должна выглядеть пристойно, а не "формально соответствовать".
Юбкомания иной раз доходит до абсурда, когда мужчин в коротких шортах (которых вообще не надо бы пускать в храм) бабушки-свечницы тоже наряжают в эти юбки, прямо нарушая запрет носить одежду не своего пола. А девушки с ультракороткими подолами, такими, что всю интимную физиологию видать, нареканий не вызывают: они же в юбках.
Вообще у нас в Питере женщины давно ходят в храмы в том числе и в нормальных, необтягивающих женских брюках, и на это, как правило, не обращают внимания.
Свернуть
Ольга, слышала такой ответ священника на вопрос о женщинах в брюках: "Они же в женских брюках."
Ольга, слышала такой ответ священника на вопрос о женщинах в брюках: "Они же в женских брюках."
Марианна, все правильно. Только странным зрелищем становится священник и пономарь в рясах до пола рядом с женщинами в брюках. Церковь не от мира сего.