Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ СЕТЕВЫХ ПРОЕКТОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Свет Христов просвещает всех»
Просвещение является одной из образовательных задач Православия. Особую роль в решении этой задачи могут сыграть учебные сетевые проекты по православной и духовно-нравственной тематике.
Учебный сетевой проект – это продолжительное (от 1 до 1, 5 месяцев) образовательное событие, в котором принимают участие дети (командами от 1 до 25 человек) под руководством взрослого[1]. Ребята сообща выполняют задания поискового, исследовательского характера, лежащие в плоскости предметов «Основы религиозных культур и светской этики» (4кл.) и «Духовно-нравственная культура народов России» (5 кл.), и в то же время требующие усилий всех команд для получения общего коллективного продукта.
К сожалению, это направление в информационной образовательной среде 21 века не достаточно развито, и учебных сетевых проектов по духовно-нравственному направлению весьма ограниченное число. Учебные сетевые проекты создают уникальную возможность познакомить с духовно-нравственной культурой Православия не только учеников, но и их родителей.
Для того, чтобы они стали заметным явлением в информационной образовательной среде, их должно быть достаточное количество, и они должны быть высокого качества, т. е. соответствовать всем предъявляемым требованиям. Именно поэтому было принято решение обучить педагогов в дистанционном курсе «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» на базе обучающей площадки программы Интел «Обучение для будущего» МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка. Итогом обучения должны стать разработанные педагогами учебные сетевые проекты православной направленности.
Таким образом, достигались две цели: расширение информационной образовательной среды духовно-нравственного содержания и формирование сетевого профессионального сообщества авторов учебных сетевых проектов духовно-нравственной направленности.
В рамках двух Проектных инкубаторов (2014 и 2015 гг.) были набраны две группы учителей. Для поддержки обучения и обсуждения рабочих моментов разработки учебных сетевых проектов для участников каждой группы были созданы закрытые Google-сообщества под названием «Проектный инкубатор 2014. ОРКСЭ» и «Проектный инкубатор 2015. ДНВиРЛ». 23 учителя из городов и поселков России стали участниками двух этих Сообществ. Соответственно, в первом было 8 и во втором -15 человек.
Дистанционный курс «Проектная деятельность в ИОС 21 века» состоит из восьми модулей. На изучение каждого модуля отводится 7-10 дней.
Участники обеих групп с энтузиазмом взялись за разработку разнообразных по тематике проектов: Сокровища святой Руси, Под крышей дома своего, Единением и любовью спасемся!, Город всех вер, Добро и зло в жизни человека, Духовные устои человека, Свет миру, Наши семейные реликвии, Праздник, который всегда с нами, Жизнь по заповедям, Будьте здоровы!, Мы-потомки князя Владимира, Путешествие с буквами Азъ и Буки, Женщины России, Мой город помнит о войне, Золотые купола, Формула счастья, Радость для сердца, Герои: вчера, сегодня, завтра, Свет миру, Законы жизни.
Одним из нелегких творческих заданий курса было составление триады вопросов, направляющих деятельность участников проекта и соответствующих определенным требованиям.
Так, основополагающий вопрос – вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа, проблемные вопросы также не имеют определенного ответа, но направлены на изучение отдельной стороны явления или проблемы и помогают в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос, и, наконец, учебные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика, и на них можно дать специфические “правильные” ответы [2].
Затем участники должны оформить стартовую презентацию и буклет для родителей. В этих документах, знакомство с которыми играет важную роль в решении учителей и учащихся принять участие, а родителей дать согласие на участие ребенка в данном проекте, должна быть отражена в краткой форме вся информация о проекте, о его достоинствах, преимуществах и безопасности работы детей в Интернете.
Самым трудным оказалась разработка стратегии оценивания и составление плана оценивания продуктов проектной деятельности учащихся. Во-первых, потому что для многих участников было новым понятие «формирующее оценивание». Во-вторых, критерии оценивание касаются не столько предметных результатов, сколько личностных и метапредметных. В-третьих, инструменты для самооценивания и взаимооценивания довольно редко используются в педагогической практике.
Дальше надо было продумать организацию совместной работы во время проекта, выбрать необходимые интернет-ресурсы, определить сервисы Веб 2.0, которые будут использоваться в проекте, и составить инструкции по работе с ними.
Следующим важным этапом при разработке учебного сетевого проекта являлся подбор разнообразных дидактических материалов и средств ИКТ, сопровождающих и поддерживающих проектную деятельность, и, тем самым, создающих комфортные условия для учащихся с разными потребностями и способностями.
В завершении курсов проводилась экспертиза портфолио проекта сначала самим участником группы, а затем ведущими тьюторами обучающей площадки. Если проект отвечает всем требованиям и критериям, его рекомендуют для проведения в Летней сессии и для внесения в базу проектов медиатеки Галактики.
В процессе обучения количество разработчиков проектов становилось меньше. Причины прекращения участниками их деятельности в Проектных инкубаторах были разными, но вполне уважительными: и болезнь, и нехватка времени, и переоценка своих сил.
Благодаря упорству, настойчивости и многим другим положительным качествам участниками было разработано семь замечательных проектов: для начальной школы - 5 проектов и 2 проекта для основной школы.
Учебный сетевой проект “Наши семейные реликвии” для 4 класса был создан авторами из г. Великие Луки Псковской области, Чесноковой Н.В. и Панфиловой О.Р. Цель проекта - на практике познакомить учащихся с семейными ценностями - реликвиями, которые передаются из поколения в поколение. В ходе реализации проекта участники должны совершить экскурсии в музеи города; познакомиться с реликвиями своих семей; провести социологическое исследование; обработать и проанализировать собранную информацию, ответить на ряд проблемных вопросов: Для чего нужно ли сохранять старые вещи отцов и дедов? Что может быть семейной реликвией? Как сохранить память о наших предках?
Завершает проект созданный совместными усилиями всех команд виртуальный альбом семейных реликвий и ответ на основополагающий вопрос: Каким образом прошлое может быть частью настоящего?
Проект был апробирован сразу же после окончания Проектного инкубатора в Летней сессии 2014. В нем приняли участие 16 педагогов из 8 регионов РФ. Из отзывов участников Летней сессии о проекте: «Главное, что мне дало участие в проекте "Наши семейные реликвии" - это еще раз осознать частицей своего рода, но самое главное, поговорить со своими детьми о тех, кого уже нет с нами. Это мои бабушки и дедушка, это мой папа и мой брат. Проект "Наши семейные реликвии" - очень нужный проект. Нам постоянно некогда, мы все в делах и заботах, а здесь будто красный свет "Стоп! Вспомни о тех, кого нет рядом!" Становится тепло на душе, когда берешь в руки пожелтевшую фотографию, протираешь старинный медный самовар и разглядываешь грамоту, на которой слова, непонятные современным детям "Ударнику коммунистического труда"».
Проект реализован со школьными командами в третьей четверти 2014-2015 учебного года. В нем приняли участие 52 команды из разных городов России. В виртуальном альбоме собрано более 110 экспонатов различных семейных реликвий: фотографии, письма военных лет, боевые награды, иконы, книги, вышитые полотенца-рушники, картины, монеты, часы, швейные машинки, прялка и многое другое, бережно хранимое в семьях.
Проект “Единением и любовью спасемся!” для 4-5 классов (автор Волхонская В.М., г. Самара) после разработки прошел экспертизу и внесен в базу проектов выпускников программы Интел “Обучение для будущего”, а также стал Лауреатом конкурса проектов 2014 года. Он был реализован дважды: как Всероссийский учебный сетевой проект по основам религиозной культуры и светской этики, посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского, в 2014 году (22 команды) и 2015 году (9 команд). Основная цель проекта - воспитание чувства патриотизма и причастности к истории Отечества. Во время проекта учащиеся знакомятся с жизнью не только преподобного Сергия, но и других духовных подвижников - его современников, узнают, что такое добродетели и для чего они нужны, что такое молитва и как она помогает победить врагов.
В проекте пять основных этапов. На каждом из пяти этапов надо найти ответы на учебные вопросы и на соответствующий этапу проблемный вопрос и выполнить предложенные задания.
На этапе - «Первая встреча» - командам необходимо посетить православный храм и задать священнослужителям этого храма заранее составленные вопросы, в том числе: Есть ли вашем храме икона Преподобного Сергия Радонежского? Где в храме она находится? По возможности, сфотографироваться на фоне храма или в самом храме, около иконы преподобного Сергия, со священником. Составить отчет об экскурсии и о результатах беседы в храме.
Второй этап называется «Уроки жизни преподобного Сергия». Командам нужно не только расположить в нужной последовательности ступени: скромность, миротворчество, послушание, любовь к Отечеству, терпение и верность, трудолюбие, смирение, любовь к людям – на лестнице жизненных уроков, по которой мальчик Варфоломей поднялся до преподобного Сергия Радонежского, но и дать развернутый ответ на вопрос: Какой из уроков преподобного стал самым важным для них и почему?
Этап «От прошлого к будущему» посвящен иконописному и живописному образу преподобного Сергия. Каждой команде предлагается разместить в общей «Галерее преподобного Сергия» 2-3 рисунка со сценами из его жития, которые произвели наибольшее впечатление.
«Сердце русского православия» - Свято-Троице-Сергиева Лавра окружена множеством монастырей. Задание этого этапа - проведение небольшого исследования, выяснение, где учениками преподобного Сергия были основаны монастыри, и обозначение этих мест меткой на карте. Так, совместными усилиями команд создается карта монастырей, основанных учениками преподобного Сергия.
Пятый этап «Заслуга перед Отечеством» связан со знаменательным событием в истории нашей Родины, Куликовской битвой, с тем, какую роль сыграл преподобный Сергий в победе русского воинства, как он «собирал Русь» и какое отражение нашли эти события в русской литературе.
Выполнив задания этапа «Школы преподобного Сергия», дети должны записать на видео свои ответы на главный вопрос проекта: Чему научил меня Преподобный Сергий? Тьюторы команд в письменной форме на вопрос: Если бы преподобный жил в наше время, чем бы он занимался, кроме молитвенного труда? - отвечали: «Думаем, что Сергий Радонежский призывал бы к миру враждующие народы, исцелял больных деток, которым медицина помочь не может», «Думаем, что Сергий Радонежский был бы великим проповедником для всего мира и миссионером. Прославлял нашу православную веру, укреплял бы ее своими духовными подвигами. При нем бы не распался союз братских народов России». «Трудно представить, что в наше время может явиться нам человек подобный Сергию Радонежскому. Размышления о безверии и не доброте сегодняшнего мира, желание найти какой-то способ воспитания нынешних и будущих людей так, чтоб они были способны на любовь и верность ближнему и Родине приводят к выводу о том, что без помощи Чудесной, человеческими силами, трудно справиться с этой задачей. Исходя из этого, есть большая надежда на то, что явится миру человек или люди, подобные Сергию Радонежскому и помогут нам стать более милосердными, научат истинной доброте и любви». «Творя великие дела, Преподобный всегда оставался тихим, скромным, смиренным, приветливым. Поэтому, я думаю, кем бы в наше время ни был этот удивительный человек, свои дела он никогда не выставлял бы напоказ. Да и жил бы, наверное, в отдалённом от мегаполисов месте. Скорее всего, мы узнали бы о нём из отзывов людей, которые с разных сторон света приходили бы к нему за помощью. К нему прислушивались бы и сильные мира сего. А батюшка Сергий, по-прежнему, относился бы ко всем одинаково с любовью и помогал всем».
Большой интерес данный учебный сетевой проект вызвал у Православных центров и детских объединений при храмах. В Православном Семейном Центре “Радуга” в селе Каменный Брод в работу активно были вовлечены родители. Такая форма работы оказалась новой и очень востребованной в сельских районах. Проектом с использованием ИКТ и Интернета в работе с детьми заинтересовались в Кинельской Епархии, решается вопрос о сотрудничестве с авторами проекта при разработке совместных тематических Православных учебных ресурсов. По просьбе некоторых команд Самарской области рассматривается вопрос о проведения серии выездных мастер-классов для обучения детей из сельской местности современным ИКТ, сервисам Интернет и технологиям участия в сетевых учебных проектах.
Учебный сетевой проект “Под крышей дома своего” для 4-5 классов (автор Булатова Т.Ю., г. Новоуральск) также внесен в базу проектов выпускников программы Интел “Обучение для будущего” и в конкурсе проектов 2014 года занял третье место. Проект проводился как Всероссийский учебный сетевой дважды, в 2014 и в 2015 гг. Тема “Семья и ее ценности" изучается в 4 - 5 классах. В проекте были затронуты такие аспекты темы, как “Моя семья”, “Ценности и традиции семьи”, “Особенности семей разных народов, разных вероисповеданий”. Более подробно о реализации данного проекта можно прочитать в данном сборнике в статье Т.Ю. Булатовой «Опыт организации сотрудничества учащихся в проекте «под крышей дома своего». Булатова Т.Ю. стала тьютором обучающей площадки МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка и уже сама обучила группу педагогов проектной деятельности в ИОС 21 века.
Целью проекта «Будьте здоровы!» для 3-4 классов (автор О.П. Тимощук, Ровенский областной институт последипломного педагогического образования, г. Ровно, Ровенская обл., Украина) является изучение всех аспектов, составляющих здоровье человека: физического, психического, нравственного, интеллектуального, социального, экологического, эстетического. В задания проекта входит создание ментальной карты, электронной книги рецептов "Наше здоровье и долголетие", словаря по теме проекта, рассказа о людях, которые несмотря на ограниченные физические возможности добились успеха в жизни. Итоговый проектный продукт - совместная презентация старинных спортивных игр народов мира.
Проект «Путешествие с буквами Азъ и Буки!» для 4-5 классов (автор Г.А. Дятлова, д. Кекино, Глушковский район, Курская область) направлен на воспитание бережного отношения к слову, к языку. Участвуя в проекте, учащиеся узнают, кто создал славянскую азбуку; познакомятся с рукописными книгами и с особенностями начертания букв” кириллицы” и “глаголицы”; создадут волшебные образы Буквицы; примут участие в создании совместного словаря устаревших слов; проведут исследование и найдут ответы на целый ряд непростых вопросов: Почему люди говорят на разных языках? Почему важно сохранение и изучение родного языка? Почему письмо называют «вратами учёности»? Сколько официальных языков в мире? К какой группе относится русский язык? Почему Кирилла и Мефодия называют «Великими просветителями»? Какая книга первой была переведена на славянский язык Кириллом и Мефодием? Когда празднуют день Славянской письменности в России? Чему могут научить пословицы? Что можно отнести к «памятникам письменности»? Что такое Буквица? Какие слова в русском языке называют «устаревшими»? Проект заканчивается фотоотчетом команд о проведении акции "За чистоту родного языка!".
Апробация этих двух проектов прошла в Летней сессии 2015 года, а реализация их со школьными командами планируется в 4 четверти 2015-2016 учебного года.
Два учебных сетевых проекта были разработаны для учащихся 5-7 классов основной школы и апробированы в Летнюю сессию 2015 года.
2015 год объявлен годом памяти просветителя Руси, святого равноапостольного великого князя Владимира, и автор проекта «Мы – потомки князя Владимира!» (Е.А. Дегтярева, г. Верхотурье) призывает всех участников спросить самих себя: Храним ли мы священные заветы нашего Просветителя? Знаем ли мы эти заветы, которые достаточно ясно выражены в замечательной молитве, произнесенной святым князем в торжественный момент крещения русского народа. Молитву эту, сохраненную для нас преп. Нестором, Летописцем Печерским, каждому русскому человеку следовало бы знать наизусть: "Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его".
В проекте несколько этапов, выполнение заданий которых направлено на поиск ответов на вопросы: Почему жива память о князе Владимире Святославиче? Почему князь Владимир святой? Как меняет православие человека? Чему я хочу научиться от князя Владимира? Задания помогают учащимся задуматься над своей верой, отношением к Родине и о роли князя Владимира Святославича в истории России. А еще подумать над тем, помним ли все мы, современные русские люди, о Боге и о Его святом законе? Веруем ли мы в Бога, надеемся ли на Бога, любим ли Бога и ближних наших во имя Божие? Таково ли и теперь отношение современных русских людей к храмам и к совершаемым в них Богослужениям? Является ли для всех нас храм Божий такой великой святыней, ради которой мы не остановимся ни перед какими жертвами? "Без Бога - ни до порога!" - так выразительно гласила основательно забытая теперь многими русская пословица. Храним ли мы священные заветы нашего Просветителя, нашего Духовного Вождя и Отца Святого Равноапостольного Князя Владимира? Автор проекта считает, что на все эти непростые вопросы должна ответить совесть каждого человека.
Проект «Женщины России» посвящен РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ. Когда-то И.С. Шмелев написал в своем обращении к русским девушкам: "Славные русские девочки! Вам предстоит великое: создать новую, чистую русскую семью. Понесите в жизнь правду, все то, чем возвеличена русская женщина: выполнение долга, самоотверженность, милосердие, чистоту, духовность, кротость, готовность подвигу, верность и любовь. Вам... великое назначено... Мужчине стоять - вам - освящать".
Задуматься о великом предназначении женщины – цель проекта. Действительно, с самых первых мгновений вашей жизни везде и всегда вас ведут по дорогам жизни именно женские руки. Участникам проекта предстоит найти ответ на важный вопрос: Почему только в душах русских женщин горит особый огонь?
В проекте несколько этапов. На этапе «Самая-самая» участникам надо совершить виртуальное путешествие по музеям и выставочным залам с помощью Google Арт-проекта или посетить местный музей с целью - найти там картину, посвященную образу женщины-матери, сделать анализ этой картины, создать слайд-шоу из найденных картин в документе и ответить на вопросы: Что для тебя значит слово "мама"? Какие качества должны быть у женщины-матери? Кто из художников создал образ матери? Какие картины художников посвящены женщинам? На этапе «Прощание славянки» провести социологический опрос по теме: Почему женщины иногда выбирают "мужские профессии"? Проанализировать полученные результаты, создать и опубликовать документ с итогами опроса, ответить на вопросы: Какую миссию выполняли женщины во время войны? Почему шли женщины на войну? На этапе «Повесть временных лет» создать совместную Google-карту памятников, посвященных знаменитым женщинам России, а также в виртуальной электронной газете написать эссе "Твой образ идеальной женщины" и ответить на вопросы: Какая княгиня первой приняла крещение на Руси? Плач этой женщины о гибели князя Игоря дошел до нас спустя несколько веков. Как её звали? Какие подвиги совершают женщины в наше время? Завершает проект создание каждой командой видеоролика «Святые женщины России».
За три года работы Проектных инкубаторов было разработано пятьдесят восемь учебных сетевых проектов по разным школьным предметам. И только семь из них - по православной тематике и духовно-нравственному направлению – капля в море информационной образовательной среды. И тем не менее, благодаря этим проектам ежегодно несколько сот учащихся открывают для себя не только красоту православной культуры, но и глубину самого Православия.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
2. Intel ® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века : Учеб.пособие. – 10-е изд., перераб. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре» 2010. – 168 с. + CD.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. Сайт учебного сетевого проекта «Единением и любовью спасемся!» - goo.gl/J7mULw
2. Сайт учебного сетевого проекта «Наши семейные реликвии» - goo.gl/Ss3mG7
3. Сайт учебного сетевого проекта «Под крышей дома своего» - goo.gl/XXRqop
4. Сайт учебного сетевого проекта «Будьте здоровы!» - goo.gl/dFOZ1t
5. Сайт учебного сетевого проекта «Путешествие с буквами Азъ и Буки» - goo.gl/pw1Qza
6. Сайт учебного сетевого проекта «Мы – потомки князя Владимира!» - goo.gl/PSZz2N
7. Сайт учебного сетевого проекта «Женщины России» - goo.gl/fROyQK
8. Сайт Проектного инкубатора 2015 - goo.gl/dUhtkl
9. Путеводитель по учебным сетевым проектам - goo.gl/a5Zy4Z