Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Святыни Абхазии

Наше время, увы, не самое благоприятное для дальних путешествий. Не так просто православному человеку отправиться в паломничество, особенно если путь лежит через границу другого государства, пусть даже оно считается ближним зарубежьем. И нам, сотрудникам редакции, стало нелегко собраться в дальнюю командировку. Может быть, поэтому Господь приводит в "Благовест" людей, побывавших в паломнических поездках у святынь, до которых мы вряд ли смогли бы в скором времени добраться. Так случалось уже не однажды.

В конце лета редакцию посетил священник Александр Куцов, который приехал в Самару из г. Орска Оренбургской области. Незадолго перед этим отец Александр побывал в Абхазии. И мы попросили его поделиться впечатлениями от поездки.

- Батюшка, легко ли попасть в те места?

- Попасть туда сейчас непросто. Хотя въезд безвизовый, но для мужчин-мирян доступ практически невозможен - в Абхазии опасаются нового военного конфликта. Для женщин препятствий нет. Духовных лиц пропускают, но с проблемами. Например, наместника Валаамского монастыря архимандрита Панкратия поначалу не хотели пускать ни в какую. И только после длительных переговоров ему разрешили въезд.

Мне было несколько проще, поскольку в Сухуми живет знакомая нашей семьи. Заранее имелась договоренность о приезде, было где остановиться. А желание побывать у святынь Абхазии существовало давно.

- Чем эти места дороги для русских православных людей?

- Во-первых, это земля Божией Матери. Рядом с Новоафонским монастырем находится гора, называемая Иверской. На ней есть чудотворный источник Иверской иконы Божией Матери. Удивительно, что вода течет на высоте порядка 2000 метров. Когда-то воды там не было, но по молитвам монахов Богородица благоволила дать им источник.

До революции в этом монастыре находилась икона Божией Матери "Целительница", которая была передана из Староафонского монастыря. Эта келейная икона небольших размеров сейчас хранится у одного архимандрита, живущего на Украине, близ Почаевской лавры. Я слышал о том, что новоафонские монахи просили архимандрита вернуть святой образ в обитель, и тот ответил: еще не время, но настанет день - и икона возвратится в монастырь.

Абхазия - это земля первых веков христианства. Именно тогда абхазцы приняли христианскую веру. В Пицунде еще сохранились остатки храма II века. Гробница святого мученика Василиска Команского с его мощами находится в храме IV века. Рядом протекает и его святой источник. В IV или V веке была предпринята попытка извлечь мощи св. Василиска Команского наружу, но из могилы вышел огонь - святой таким образом не благословил, чтобы его мощи были обретены. По преданию, в этом же храме совершил свою последнюю литургию святитель Иоанн Златоуст. Цела и его гробница, но мощей там нет. Мощи Иоанна Златоуста в свое время были перенесены в Константинополь.

Абхазия известна и тем, что здесь произошло третье обретение главы Иоанна Крестителя. Она попала в руки к одному из благочестивых местных жителей, которому сам Иоанн Предтеча в видении открыл место сокрытия своей главы. В том месте имеется ниша. Святынями являются храм и источник святого апостола Симона Канонита, а также пещера, где обитал апостол.
В селе Михайловка рядом с кладбищенской церковью похоронен последний глинский старец - схиархимандрит Серафим (Романцов). Он был духовником Глинской пустыни, а когда жил в Абхазии, то и здесь окормлял духовно монахов. Умер схиархимандрит Серафим в 70-е годы нашего века.

- Военные действия между Абхазией и Грузией как-то сказались на жизни Новоафонского монастыря?

- Конечно, сказались. Монастырь, за исключением храма, находится в разрухе. На его территории живут обычные мирские люди. Так как здесь был когда-то музей-заповедник, а не действующий храм, прилегающую к нему территорию заселили местные жители, и выселить их сейчас - немалая проблема. Только часть построек монастыря (где размещались кельи) возвращена монахам, причем в разрушенном состоянии.

Тем не менее обитель живет, действует. В огромнейшем трехпрестольном храме сохранилась вся настенная живопись, а также престол, алтарь, иконостас одного из боковых приделов. Престолы центрального и другого бокового придела не сохранились, как и многие иконы в храме.

- Сколько монахов подвизается в обители?

- Два или три человека. Наместником монастыря считается иеромонах Андрей.

- Почему так мало? Ведь это большой монастырь...

- Часть духовенства навсегда покинула Абхазию во время грузино-абхазского конфликта.

- Кого из иерархов поминают о здравии на богослужениях в храмах?

- Поминают Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и грузинского Патриарха-католикоса Илью.
В Абхазии когда-то был свой Патриарх-католикос. Но грузины упорно не признают абхазского католикоса. Тем более что до революции Кавказскую епархию возглавлял экзарх Грузии. Но история церкви свидетельствует о том, что с давних времен Абхазия имела своего католикоса. И абхазцы сейчас борются за то, чтобы войти в состав какой-то епархии, получить автономию или юрисдикцию. Однако абхазо-грузинский конфликт продолжается, и пока ситуация не разрешается. Фактически Абхазия сейчас не находится ни под чьей юрисдикцией.

- Абхазские святыни сейчас вне опасности?

- Святыни вне опасности, но они в запущенном состоянии. За ними мало кто ухаживает.

- Как было бы лучше - чтобы святыни принадлежали Абхазии или Грузии?

- Когда ими владела Грузия, святыни находились в еще большем запустении. Но и сами абхазцы не слишком чтут эти святые места. Паломники приезжают в основном русские. И Московская Патриархия могла бы больше сделать для поддержания святынь в соответствующем состоянии, для развития паломничества.

- Среди абхазцев есть мусульмане?

- Лишь часть этого народа, которая живет в Турции, - мусульмане. Вообще абхазцы - нация малочисленная. Всего по миру их около 300 тысяч человек. В самой Абхазии проживает только 100 с небольшим тысяч человек, это православные христиане.

- Вы привезли из святых мест камень с кровью мученика Василиска Команского. Как вам удалось его найти?

- Я купался в источнике этого мученика и многократно доставал со дна камни. Но крови на них не было. Во время купания я читал тропарь мученику Василиску, пропел ему величание. И вот наконец зачерпнул довольно крупный камень, отличавшийся от других. Показал его послушнику, который является блюстителем этого места, и тот подтвердил: "Да, это кровь". На камне были такие капли крови, которые нельзя ни с чем спутать. Маленькая капля, побольше капля, подтек... И так как камень этот довольно крупный, капель на нем было шесть или семь. Они были хорошо заметны, хотя сам камень темный.

- Расскажите немного о мученике Василиске.

- Это мученик первых веков христианства. Кажется, во II веке он пострадал при Римском императоре. На него одевали железные сапоги с забитыми в них гвоздями, всячески мучили и истязали за исповедание веры. В страданиях он закончил свою земную жизнь именно на этом месте. И там, где мученик испустил последний вздох, забил чудотворный источник.
Послушник Анатолий, который охраняет это место, рассказывал, что наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Феогност получил здесь исцеление. Это произошло недавно.

- Живут ли сейчас, как раньше, в лесах и на горах Абхазии молитвенники-отшельники?

- Живут. Я спросил в монастыре, сколько их - тридцать, сорок человек? "Да, - ответили мне, - примерно так и есть". В основном это русские и чуваши.

- На каком языке ведутся службы в храмах Абхазии?

- В г. Сухуми есть храм в честь Покрова Божией Матери. Служба в нем ведется сразу на трех языках - на славянском, греческом и абхазском. К примеру, пропели "Верую" на славянском, - выходит чтец и читает молитву на абхазском языке, другой чтец читает на греческом. Священник прочитал Евангелие в алтаре сразу на абхазском, дьякон на амвоне читает на славянском языке. Священное Писание и литургия переведены на абхазский язык.

- Какие архиереи совершают рукоположение в священнический сан?

- Рукоположение совершают архиепископ Краснодарский и Новороссийский Исидор и епископ Майкопский и Армавирский Филарет. Духовное окормление священство получает у Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
По совещанию между священнослужителями Абхазии выбран первенствующий иеромонах. А вопросы, находящиеся в компетенции только архиерея, решаются или Краснодарским, или Майкопским владыкой.

- В Абхазии вы участвовали в Крестном ходе. К какому событию он был приурочен?

- Этот крестный ход, посвященный 2000-летию христианства, начался 7 августа с Нового Афона. Он прошел по всему Краснодарскому краю и завершился тоже в Новом Афоне. Крестный ход возглавил иеромонах по фамилии Киут (имени его я не помню), по национальности он абхазец.

- Как вы думаете, Россия навсегда ушла из Абхазии или она еще вернется туда?

- Я считаю, что россияне еще вернутся в этот курортный край - в качестве гостей, в качестве отдыхающих, в качестве паломников. В этом году Абхазию уже посетило довольно много русских людей. Страх перед войной постепенно уходит. Абхазия всегда жила в тесном контакте с Россией, двусторонние связи положительно сказывались на благосостоянии республики, и чем скорее российское присутствие возобновится, тем лучше будет для Абхазии и для православных паломников.

На снимках: гробница святителя Иоанна Златоуста в храме Вмч. Георгия Победоносца. Каманны. Абхазия; источник св. мученика Василисна. Каманы. Абхазия.

Татьяна Гусельникова