Смирение — печать правды Божией Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице … Кровоточи
Смирение — печать правды Божией
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице …
Кровоточивая женщина, о которой рассказывается сегодня в Евангелии, подходит к Спасителю в то время, когда Его окружают тысячи людей. Она говорит себе, что если прикоснется только к краю одежды Его, то исцелеет. Она испробовала все средства, какие только есть в мире, дошла до последнего предела, когда уже не на что больше надеяться. Все ее существо — единый молчаливый вопль, как будто она уже превратилась в дух: «Господи, спаси меня, я погибаю». И Господь дарует ей исцеление.
Никто не должен бы приходить ко Христу только в силу обстоятельств, но чаще всего люди приходят к Нему именно так. И мы видим, что и тогда Господь не отвергает никого.
То, что происходит с этой женщиной, показывает нам, что на самом деле означает смирение. Мы ни о чем не слышим сегодня столько лживых слов, как о смирении. Это лжесмирение, которое паче гордыни, учит не обличать ложь, не сопротивляться лжи и диаволу в душе человеческой и в истории. Под прикрытием смирения может быть мертвость души — равнодушие к добру и злу. Господь открывает нам сегодня тайну ангелов, тайну святости. Смирение — это печать правды Божией. И только тот достигает его, кто не смиряется с ложью, кто всей жизнью и смертью своей стремится достигнуть правды Христовой. Потому что всякий грех есть несмирение. И причиной всякого греха является гордость.
Научиться смирению значит прикоснуться ко всем заповедям Божиим, ко всей правде Его — так, как прикоснулась эта кровоточивая женщина к краю одежды Христовой. Знаете ли вы, что край одежды в Ветхом Завете у благочестивого человека представлял собой переплетение голубых и белых нитей, которые символизировали заповеди Божии? Такая одежда была знаком принадлежности народу Божию, Богу (Числ. 15, 38—39).
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем», — заповедует всем желающим быть Его учениками Христос (Мф. 11, 29). Чтобы начать учиться такому смирению, мы должны увидеть, какой ценой совершается чудо исцеления в сегодняшнем Евангелии. Сам Господь говорит, что «сила изошла из Него». Чтобы совершилось исцеление, требуется Сам Господь. Эта тайна имеет решающее значение. Но для совершения чуда — невозможной победы над грехом и жалом греха, гордостью, — надо чтобы и мы отдавали что-то от самих себя, от своей души, от своей жизни. Если мы хотим быть учениками Христовыми, если мы хотим служить другим людям по дару Христа, мы должны тратить самих себя. Так всегда было в Церкви.
Великий пророк Моисей во время своего пребывания на горе, когда народ в его отсутствие сделал золотого тельца, чтобы было чему поклоняться, именно так предстоит пред Господом. И когда он слышит от Бога: «Не проси Меня об этом народе, потому что Я не услышу тебя», — он являет такое умаление себя, такое смирение — даже до готовности быть вычеркнутым из книги жизни, — что Господь призирает на его молитву. Точно так же было с апостолом Павлом и всеми апостолами и всеми святыми.
Сегодняшнее Евангелие напоминает, что недостаточно нам приносить Богу в жертву что-то материальное. От Господа нельзя откупиться никакими добрыми делами, никаким постом. Требуется наша отдача самих себя — то смирение до конца, которое приобщало бы нас главной тайне жизни.
Мы должны услышать слово Христово: «Блаженнее давать, чем принимать». Чтобы, принимая чудесный дар от Господа, от Божией Матери и святых, — мы сами научились радостно отдавать себя до конца. Тогда любая беда, какой бы она ни была, отступит от нас, и любое зло, как бы оно ни бесчинствовало, сокрушено будет нашим смирением. Крепостью и любовью Божией мы будем исцелены даже от смерти.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России